Серьёзной
отличительной чертой нашего народа было родоплеменное общественное устройство.
Частной собственности в европейском понимании не существовало. Так и не было
никогда стремления копить богатство. Это всегда надо учитывать, во время
ведения бизнеса в Кыргызской Республике.
Я - кыргыз, и я родился в Бишкеке, но вырос в селе. Мне видно обе территории.
Кыргызы – свободолюбивый народ. Авторитетов для него нет.
Ханы всегда были лишь первыми среди равных. Слово «уважать власть» - значило –
«уважать, пока властитель не перегнёт палку». Если кто-то пытался стать
диктатором, находились «джигиты», и не удивляйтесь – девушки, которые ставили
его на место, где словом, где стрелой или мечом. Общество было достаточно
гармонично. Его можно назвать военной демократией и эгалитаризмом. Имущественно
все относительно равны, политический все равны. Советский союз был принят нами
– кыргызами легко именно потому, что в нём говорится о равенстве и народной
власти. Если не считать зверства ЧК ВКПБ и НКВД, во всё остальном СССР была
близка культуре кыргыза.
Но вот пришло новое время, времена капитализма. Появились
такие понятия как собственность, коммерческое право, бизнес, менеджмент,
технологии, продажа, перепродажа, импорт-экспорт. И тут основное население
Кыргызской Республики поплыло. Предприимчивые слои населения – около 3-10%,
выиграли. Они начали вести бизнес с начала 90-х годов, сейчас многие из них
владельцы бизнес-империй с миллиардными оборотами. Как и подобает в обществе
капитала, 20% предприимчивых людей владеет 80% национального дохода. А 80%
населения – 20%. Принцип Парето.
Наибольшая предприимчивость замечена в городской среде.
Наименьшая в сельской местности. Соответственно в городах население заметно
богаче, чем на селе. Богатство в этой связи означает – количество времени,
которое человек может не работать или не заниматься тяжелым трудом, чтобы
добыть себе пропитание. Потому что у него есть деньги, чтобы купить пропитание
на это время. То же самое отражается и на культуре.
Серьёзные специалисты до сих пор спорят – что первично,
культура формирует экономическое процветание, или экономическое процветание
создаёт культуру? Карл Маркс считал – что технологии общества создают культуру.
Мейнард Кейнс же напротив, считал, что только накопленное богатство способно
создать условия для развития культуры. В
принципе они оба правы в большой мере. Египтяне были дикими людьми, пока не
научились культивировать зерно, которое прибыло им из Урарту – древнее
ближневосточное государство. Ил от Нила оказался очень плодородным, и египтяне
стали выращивать так много зерна, что оставались огромные излишки. Торгуя
зерном, будучи способны прокормить рабов и своих граждан Египет и построил
пирамиды и прочие дорогостоящие атрибуты своей культуры. Древний Китай также
вырос на иле от рек Янцзы и Хуанхэ. В начале двадцатого века мегаимперией была
Великобритания, а вместе с ней и оплотом мировой культуры. Она торговала по
всему миру, и огромные богатства концентрировались в Лондоне. Неспроста понятие
«джентльмен» родом именно из туманного Альбиона. После Берттон-Вудских
соглашений, доллар США стал международной валютой, и именно валютная система превратила
США в сверхдержаву.
Доллар котируется по всему миру, доверие к нему пока не
падает. Инновационные технологии, которыми США снабжает весь мир, заставляют
все деньги мира стекаться в Нью-Йорк. Культура США уже более 30 лет является –
мировой культурой. Хотя экономически Китай наступает на пятки США, но если
взять самого бедного американца, он имеет соцпособия в 80$ в месяц, в то время
как самый бедный китаец не имеет соцобеспечения и работает как вол за 6$ в
месяц. Американский нищий богаче китайского в 13-14 раз.
А что у нас сегодня с культурой в Кыргызстане? Факт в том,
что культура у нас развивается по нормам 16-го века. Островком развития мировой
цивилизации остаётся столица и некоторые крупные областные центры страны. Но
сельская местность, давая приток 3-4% гениев стране, остальные проценты
оставляет на людей без стержня, которых легко зомбировать, увлечь в
тоталитарные секты. Легко их привлечь и в экстремистские организации,
криминальные группировки. Если их предоставить самим себе, возможно женитьба и
дальнейшая материальная ответственность за семью иногда делает их хорошими
гражданами страны. Но чаще всего, они становятся демонстрацией тех норм
поведения, которые наш народ издревле называл – «мырчыйган», бети «мыйрык»
(«кривое лицо» - лицо обезображенное отсутствием этики и интеллекта). Городские
«киргизы» называют их «мырками». Меня первое время с 2000 по 2001 в городе также называли "мырком" из-за говора.
Доходы этой группы населения, как правило, в возрасте от 16
до 35 лет, равны от 50 до 180 $ в месяц. Чаще всего эти доходы не
регламентированы и случайны. Это может быть подработка, помощь от односельчан
или родителей. В школах – источником дохода может служить рэкет. Если вы берёте
их на работу, вам в руки попадает сложный человеческий материал, над которым
вам надо серьёзно поработать, жертвуя нервами и временем, деньгами компании,
прежде чем получится такой сотрудник, и такой человек, с которым вам было бы
приятно работать.
Основным мотиватором этой группы населения является честь –
намыс. Чаще точно определяемая по кыргызски как «куру намыс» или – «показная
честь» (буквально – «пустая честь»).
Если вы его унизите перед его кругом общения, прилюдно, он может вас
убить или ударить. Или же обматерить вас и уволиться, не думая ни секунды о
последствиях. Поэтому оказывая давление на его «честь», можно мотивировать и
управлять им. Но это ни секунды не значит, что у этой группы населения – полное
безразличие к оплате труда. Небольшая надбавка к зарплате, небольшие подарки,
сопровождаемые теплыми словами – способны завоевать их сердце надолго и очень
крепко. Так и делают экстремистские и криминальные организации – немного плова
в праздник, новая одежда, пистолет, немного экстремисткой литературы – и вот у вас в руках человек, не
обременённый этикой и культурой, но готовый убивать и насиловать ради вашей одобрительной улыбки.
Ещё одна отличительная черта этой группы – это отсутствие
иммунитета к лести, отсутствие потребности мыслить самостоятельно, потребность
в некоем «отце» авторитете. И всё это при полном отсутствии понимания мирового
этикета, понятия «джентльмен», «право», «закон». Отсутствие понимания – что
женщина – неприкосновенна, чужая женщина – тем более. Отсутствие отцовских и
материнских инстинктов, отсутствие понимание норм нравственности и приличия.
Подытожу формулу создания манкурта на сегодня – «берёте
голодного уличного пацана или девку, родом из села, оторвавшегося от родителей.
Даёте новую одежду, пистолет и книжку с простыми и экстремистскими истинами.
Получаете безнравственного, жестокого преступника без морали, зато готового
следовать любому вашему слову и движению бровей».
Обратите внимание на ключевое слово «голодного». Вот вам и
ответ, что первично – культура или экономика. Первична всегда экономика, сытый
живот. Чтобы сделать из «бети мыйрыка» - человека, самое первое действие –
накормить его, второе действие обучить его.
Мы, как граждане страны, в которой предстоит жить нашим
детям и внукам, ответственны за воспитание новых поколений. Для успешного роста
и развития страны, в ней, нужны свободный рынок и капитализм, основанный на
инновациях. Но для этого нужны умные люди, нравственные, высокоморальные,
свободомыслящие, самостоятельные. Они должны знать что такое этика и мораль.
Они должны уметь соблюдать общепринятые правила и нормы поведения. Они должны с
осуждениям относиться к похищению чужих жён, дочерей, к насилию, и прочим иным
действиям, которые сегодня стали нормой для граждан Кыргызской Республики. Они
должны создавать улучшать и исполнять закон. Свободы и права каждого гражданина
страны заканчиваются там, где начинаются свободы и права другого гражданина
страны. Такой границей между гражданами должен стать не суд Линча, а закон.
Что надо делать, чтобы воспитать таких граждан? Формула
проста. Она такая же как и при подготовке экстремистов-фанатиков. Вот она:
«берёте голодного уличного пацана или девушку, родом из села, оторвавшегося от
родителей. Кормите и лечите его. Даёте новую одежду, «Экономикс» и книжки с
теориями Дарвина, Докинза, Хокинга, Энштейна. Получаете высоконравственного,
доброжелательного, умного, уверенного в себе и своих способностях человека.
Даёте немного денег на первое время и отпускаете его в Мир».
Долг каждого бизнесмена перед собственными детьми, оставить
после себя своим потомкам общество с нормальными и благополучными гражданами.
Поэтому логичным завершением жизни каждого богатого человека может быть
основание бизнес-школы, помогающей получить образование детям из нуждающихся
семей. Для себя я решил, что с ростом доходов, я создам школу для сельских
детей, где буду обучать бизнесу, мировой экономической истории, мировой философии
и культуре.
Хоть и хочется в нашей стране ум забыть
На насилие ответить также насилием
Но можно жестоко «мырыкам» отмстить
Культурой, законом и изобилием
И.Шаршеев
Бизнес-аналитик ЭГ «Реформа»
Комментарии
Отправить комментарий