Часто либерализму приписывают все
беды постсоветских государств. Но это кривой взгляд на факты. А факты
таковы, что проблемы либеральной политики связаны с непоследовательностью ее
проведения. Тем более что её проводили в основном бывшие комсорги пионеротрядов
СССР.
Пошаговая и последовательная
либеральная политика не дала бы ход тому беззаконию, что развернулось к 2005-му
и позже к 2010-му годам. Все частные компании всегда рассчитывались с друг
другом. Даже система «крыш» в частном секторе выступала гарантом исполнения
обязательств перед частниками, что не касалось госпредприятий, или компаний,
аффилированных с интересами или родственниками госчиновников. Именно намеренный
ввод в долги государственных предприятий, с целью их банкротства и передачи в
теневую приватизацию (изучите источники богатства корруптократов). Зачем
проводить открытый аукцион и тратит деньги, если можно перехватить предприятие,
обманув его директора небольшой суммой мзды и припугнуть связями в
правительстве? Разворовывание станков, металлов и ценных материалов на фабриках
ЭВМ, электроники и машиностроения в КР также проходило не без участия
корруптократии. Знакомые китайцы до сих пор вспоминают эти времена как золотой
век. К ним приезжали камазы с металлом различной ценности, который они скупали
за бесценок. Причем часто такие фуры пользовались государственной охраной, что
опять свидетельствует о работе корруптократии. Также было и с невыплатой
зарплат работникам заводов, это делалось намерено, чтобы возмущенные люди
бастовали, и правительство вновь перечисляло дотации, которые потом успешно
разворовывались руководством. Все это делалось под знаменем «традиций советской
школы государственного управления». Смешанная экономика оказалась смешной
экономикой, только нам почему-то не до смеха.
Эти эпизоды Кыргызской
экономической истории в очередной раз доказывают, что либеральная политика, как
и любая другая стратегия, должна реализовываться строго последовательно. Обожаемая
экономистами, обученными в СССР «смешанная» государственно-частная
регулируемо-рыночная экономика – каждое мгновение порождает коррупционные
возможности. Практика, как в нашей стране, так и по всему миру (напомним,
социалистический Китай – регулирует налоги и сборы, но вообще не регулирует
рынки), как раз показывает, что огосударствленная экономика не работает в принципе. Это значит
что самого такого понятия, как государственное предприятие, не должно
существовать. Также как и льгот, госрэкета и госугроз коруптократов в отношении
инвестиций и инвесторов. Коруптократы как правило дают льготы своим
аффилированным людям – карманным олигархам. А госугрозу и госрэкет применяют к
конкурентам. При огосударствлении экономики либеральные реформы не срабатывают.
Свобода движения товаров, людей,
капиталов и финансов – это единственное, что может ограничить аппетиты
чиновничьей корруптократии. Мобильный, свободный и частный капитал – это не
госпредприятие, которое легко разворовать. Кинешься рейдерить, он «упорхнет» в
любую точу мира, и чтобы он был и приносил корм в налоговую кормушку, приходится
быть с ним весьма любезным и вполне правильным. Если попытаешься раздуть курс
сома, - получаешь валютную атаку обменных пунктов и иностранных банков-партнеров
коммерческих кыргызских банков. Если живешь постоянно завышая расходы
госбюджета, при низком доходе, живешь не по средствам, - получишь бегство
капитала из страны, и удорожание кредитных ставок. Если повысишь налоги,
позволяешь рейдерство и отъем частной собственности у граждан, давишь на бизнес
проверками, коррупцией – получи бегство капитала, бегства граждан зарубеж за
лучшей долей. Экономика государства – это тоже рынок – рынок международный. А на
мировом рынке – есть конкуренция, которая дисциплинирует государства, как и на
обычном рынке продавцов и покупателей. Не вызывает особого удивления, что
корруптократы пытаются уничтожить свободную конкуренцию в национальной экономике,
чтобы свободно грабить собственных граждан и промывать им мозги социальным
популизмом и сказками о гособеспечении, не опасаясь ответственности.
Однако критики либерализма
нажимают на аргумент несовершенства людей, и говорят, что по этой причине
свободный рынок работать не может. Хотя их альтернатива – опека и контроль
государства, опирается на таких же несовершенных живых людей – госчиновников. Есть
вероятность, что противники либерализма в основном верят в то, что начальники
государственных ведомств – имеют божественное происхождение, а может быть
поставлены нам усилиями НЛО. В их мозгу обитает образ всезнающего, всемогущего,
благородного, сердобольного планировщика и диктатора – хана, царя, монарха, который
только и живет что для блага народа.
Провал такой идеи случается с
Человечеством неоднократно. 21 год назад развал СССР это показал. Да и по всему
миру осталось очень мало монархов. Как правило они остались в странах, где
население повально не грамотное и продолжает верить в сказки о джимбо-юмбо. Ну
а в таких образцовых странах как Швеция, Великобритания, Сингапур, Япония,
монархи – это символ нации и традиция, а реальное управление обществом
осуществляют равно уравновешенные премьер-министры с парламентами. В конце
концов – любой босс, президент, шеф, руководитель, это – такой же человек, как
и любой из нас, со всеми присущими ему ограничениями и несовершенством. Он устает,
ошибается, болеет, соблазняется, обманывается как и любой другой человек. Даже если
он талантлив и умен, это не гарантия его совершенства. Поэтому одному не под
силу принимать решения в такой многофакторной системе – как личные жизни
миллионов индивидуумов – составляющих единый народ. А экономика – это очень
интимное и личное дело каждого человека. Это личная ответственность за здоровье
и доходы семьи каждого из нас.
Задачи управления государством и
экономикой – абсолютно не разрешимы для интеллекта одного человека. Об этом хорошо
сказал экономист Людвиг фон Мизес – «задача центрального планирования
неразрешима в принципе». Все, кто пожил в системе тотального планирования
советской экономике – испытали это на себе. Грустные воспоминания того времени
сегодня в силу их возраста, затираются воспоминаниями о молодости, о весенних
годах.
Гораздо больший интерес для
организации саморегулирующейся и успешной экономики представляют три научных теории
управления общественными отношениями – теория управляемого хаоса, теория
сложных систем, и теория самоорганизующихся систем. Анализ этих теорий приводит
к выводу, что либерализация и диктат закона – это и есть секрет успеха
экономического роста Китая, США, Сингапура, Новой Зеландии и Гонконга.
То что воспринимается нами,
гражданами Кыргызской Республики, как национальная катастрофа, ухудшение жизни,
падение доверия к власти – это ренессанс истинного либерализма в народе. В кои-то
веки, супстя 21 год, наш народ начал осознавать, что «папы-государства» не
бывает. Никто не приедет из «центра», не рассудит. Никто не даст денег просто
так, и государство не заботится обычно о своих гражданах. Наоборот – граждане заботятся
о государстве, кормя его своими налогами, терпя выходки чиновников. Люди стали
понимать, что надо надеяться на себя и свои силы, что о тебе никто не
позаботится, кроме тебя самого. А господдержка всем в равной степени
невозможна. А значит – фикция.
Сегодня мы наблюдаем видимое
фиаско одной из последних линий обороны «государственников», радетелей теории «государства
всеобщего благоденствия», которое было порождено кейсианством. Но думать, что
на смену ему придут беспредел и произвол
- нет оснований. Напротив, настоящая последовательная либерализация
означает, что каждому надо надеяться на себя, и полнее отвечать за свои
действия. Правда, это не всех устраивает… Но куда вы денетесь, господа-корруптократы.
Сопротивляться вы не в силах.
На днях я столкнулся с тем, что
аксакалы просят простить преступление, на основании того, что законы Кыргызской
Республики – это нечто чужеродное, пришлое с запада, а кыргызские народные
законы требуют прощения. Тогда я обратился к самому почтенному аксакалу,
рассказать – что гласит закон предков, в такой ситуации. Аксакал честно ответил
– что за такое преступление наши предки привязывали преступника к двум
верблюдам, и разрывали его напополам. Честь для Кыргыза была дороже жизни и
всего остального. Я ответил акскалам, что они и сами подтверждают то, что
соблюдение законов и чести, - это не «чуждое и пришлое с запада» - а
универсальное правило организации общественных отношений у любого народа
планеты. Я – Кыргыз, и честь для меня – это как воздухом дышать. Защита чести
семьи – первое дело. Честь – это свобода духа и мысли. Свобода – это либертарианство
(«liberte» -фр. «свобода»).
Меня радует то, что в Кыргызской
Республике все больше людей переосмысливают значение чести и свободы для жизни
человека, для своей собственной жизни. Это признак развития и повод для
бесконечного оптимизма.
Данная статья
адаптирована для КР с этого веб-ресурса: http://zn.ua/ECONOMICS/liberalizatsiya_liberalizatsiya-114181.html
Комментарии
Отправить комментарий