Разгосударствление – для советского человека
эта фраза звучит как «разрушение, уничтожение государства, государственности».
Для экономиста она означает – передача производственной и хозяйственной функции
государственных предприятий в частный сектор. А если очень хорошо подумать над
смыслом этой фразы, она означает – бетонирование суверенитета государства.
Почему? Сейчас попробуем объяснить.
Государство –
плохой хозяин. Почему? Потому-что государство получает свою собственность с
помощью отнятия части доходов у населения. Причем наша налоговая система
такова, что если уплачивать все налоги включая налоги с физических лиц внутри
вашего частного предприятия, то из каждых заработанных 100 сомов вы отдадите
68,9 сомов государству. При этом то, чем владеет государство, является –
народным, всеобщим. Что такое всеобщее – это ничье. А ничье – всегда плохо
лежит. А то что плохо лежит, долго не залеживается. Именно поэтому во всех
государственных организациях всего мира находятся люди, испытывающие соблазн
«скомуниздить» то, что плохо лежит. Украсть.
Это может быть недоперечисленный с госпредприятия доход в казну, это
может быть уведенный от счетов государства штраф или налог. Это может быть взятка
с бизнесмена, в обмен на помощь в уклонении ему от налога. Вариантов столько,
сколько чиновников, и даже больше.
Трудности
победы над коррупцией как раз в том, что такая «халява» интересует все больше
людей. Чиновники, попавшие на госслужбу стараются привести в нее родственников,
земляков или свояков, или друзей. В итоге госаппарат раздувается, создаются
агентства, ведомства, комитеты и госпредприятия. Так за 2012 год, под лозунгами
«сокращения госрасходов», Правительство потратило на самое себя – около 23%
ВВП, то есть где-то 48 млрд. сомов. Это лишний раз доказывает, что коррупция
одними лозунгами не побеждается.
А как
побеждается?
Возьмем в
качестве примера электронное правительство в России. Там на его создание на
сегодня ушло – около $ 1 млрд. При этом создавались различные проекты, отчетность
по которым до сих пор недоступна, а показатель – 90% госуслуг через интернет,
еще не достигнут. Потому-что на новое
дело были созданы новые ведомства при Минкомсвязи и даже параллельные
структуры. В итоге, поле для коррупции выросло. Затраты выросли. Эффективность
снизилась.
Но с точностью до наоборот поступили в Сингапуре. В октябре 1999 года премьер-министр Го ЧокТонг, сделал ставку на информационные технологии. Правительство Сингапура
построило технопарки, парламент страны установил хорошие законы по защите
частной собственности . Кроме того, правительство Сингапура также
приватизировало правительственные отделы. Это было сделано с целью повышения их
гибкости и скорости реагирования на происходящие на рынке процессы.
Правительство уже создало необходимые для ведения электронной коммерции
юридическую систему и регулирующие механизмы, куда входят процессы
засвидетельствования подлинности, защиты интеллектуальной собственности,
выработки основных положений договоров, решение споров и обеспечение конфиденциальности.
Заметили
ключевую фразу? - правительство
Сингапура также приватизировало правительственные отделы по ИКТ. Причем очень гениально. На деньги
налогоплательщиков были построены здания с серверным оборудованием, полностью
укомплектованы, наняты специалисты. Потом государство акционировало эти
ИКТ-предприятия, и от 50 до 90% акций выдало населению по принципу – по акции
каждой семье, в собственность. Государственные чиновники продолжали управлять ИКТ-предприятиями, но
поменялся их статус. Главным смыслом их деятельности стало – зарабатывать
деньги и выплачивать акционерам дивиденды, при этом решая задачи по ИКТ. После
создания бизнес-среды по ИКТ, государство прекратило финансирование этих
предприятий. И они до сих пор не получают субсидии. Граждане имеют право
продавать и покупать акции. Но ведут себя уже как заправские
акционеры-инвесторы. Это все – вместо пенсии.
Надо отметить,
за 11 лет работы электронного правительства Сингапура, потрачено $ 2,8 млрд. Но
и заработано свыше $6 млрд. и роздано народу как дивиденды. Совсем другой
подход, совсем другая психология государственной службы. Вы не находите?
Манера лишать
государственные организации и ведомства налоговой кормушки, и вынуждение их
зарабатывать на рынке, и при этом делить дивиденды с народом – это традиция
Великобритании. Ли Куан Ю научился этому в британских учебных заведениях.
Однако мне
часто ставят в упрёк то, что я пою дифирамбы про либеральные или иные страны,
не учитывая местный менталитет, культурный колорит, традиции и обычаи родного
народа. Но не радуйтесь, дорогие оппоненты экономической свободы, примеры
успеха разгосударствления есть и у нас. Например в швейном бизнесе. В 1999-м
году я лично наблюдал предсмертную агонию кыргызского государственного
предприятия «Кыргызбайпак», которое не выдержало конкуренцию с китайским
товаром. С того времени интерес и протекция государства к легпрому сошел на
нет. И что произошло? Бурный рост подпольных швейных цехов, которые с 2001 по
2009-й годы в большинстве своем работали в тени. И вдруг к 2010 году
Правительство КР обнаружило, что это мощная разветвленная частная сетевая
промышленность, одевающая весь Екатеринбург, Владивосток, Москву. А обороты ее
превышают миллиарды сомов. Швейников не трогали. Швейники избегали платить
налоги. Швейники шили в подвалах. Товар везли контрабандой через Казахстан, и
ву-а-ля, у Кыргызской Республики конкурентоспособная и сильная швейная промышленность Важно понимать, что это
все получилось в условиях разгосударствления легкой промышленности. А вы говорите
– Кыргызстан не Сингапур.
Каждый раз,
когда гражданин зарабатывает, чему способствовало бы снижение налогового
бремени, когда покупает себе и родным вещи, оплачивает учебу, оплачивает
различные товары, реинвестирует свой заработок в новые дела, проекты и бизнесы
– укрепляется экономика. При эффективной экономике суверенитет государства
становится прочнее.
Любое
вмешательство в экономику со стороны государства ослабляет экономику. Повышение
налогов удушает бизнес, мешая обычным гражданам зарабатывать легально.
Повышение социальных обязательств – субсидий, пенсий, пособий - приводит к появлению групп граждан
–иждивенцев. Увеличение числа госслужащих, государственных организаций порождает бюрократию, снижающую
темп развития страны, и автоматически – коррупцию. Постоянный дефицит бюджета
из-за социальных расходов и коррупции приводит к внешним займам. А каждый
транш, каждая порция внешнего займа – это утеря суверенитета.
Государство,
получая от международного сообщества не инвестиции, а кредиты, отдает ему часть
своей самостоятельности, часть своей судьбы, часть своей независимости.
Государство, в котором нет госзаймов, в котором ликвидированы отраслевые
министерства, и нет вмешательства в экономику на уровне гражданского права –
способствует обогащению граждан, за счет бизнеса. Такие государства – строят
свой железобетонный суверенитет. Потому-что главное богатство любой страны –
это богатые и предприимчивые, трудолюбивые и свободные граждане.
Господа, звезды
политистеблишмента, - хватит регулировать экономику, дайте экономическую
свободу! Бетонируйте суверенитет!
Искендер
Шаршеев
Комментарии
Отправить комментарий