К основному контенту

Экономика революции



В 2003-м году я написал дипломную работу в БГУ, под названием «Конфликтогенез в Кыргызской Республике, на примере Аксыйских событий». В этой работе предсказывалась будущая революция 2005 года, только там я указывал год 2007-й. Методика предсказания базировалась на простом сравнительном анализе. Аксыйские события произошли при трехкратном скачке цен, при низкой динамике роста доходов у населения. Аксыйский район был самым малообеспеченным на мой взгляд тогда. Так вот, через 2-4 года в 2003-м году, эконометрические методы позволяли прогнозировать еще один трехкратный скачок цен, при однократном росте зарплат. Научный руководитель тогда у меня был – Султанбеков Кубат Черикчиевич. Помню, как он сказал мне, - «в начале, я подумал, что ты чего-то нафантазировал, но потом, я понял, что что-то тут есть».

Сейчас я до сих пор ищу свой экземпляр дипломной работы в БГУ. Чтобы вытащить эконометрический метод прогноза социальной нестабильности.

Источник - Нацстатком

Так вот, у каждой революции есть своя экономика. Суть проста, если зарплата растет в стране на 1 процент, а цены на 200 процентов, резкая нехватка денег формирует у человека, у широких слоев населения, ощущение катастрофы. Исключаются из питания мясо, молоко. Нажим делается на дешевые и долго хранящие продукты – макароны, китлап, крупы. Ухудшается здоровье людей. На селе, и в окраинах столицы люди начинают пить спиртное. Формируется депрессия. Однако вечно такое состояние не может продолжаться, и поэтому депрессия преобразовывается в мрачную агрессию и решительность. Простые люди стараются персонализировать источник проблем. То есть назначают виновного. Им может быть президент страны, семья президента, парламент – любые ответственные структуры страны.

Если быть особенно внимательным, мы заметим, что рост цен на социально значимые продукты, коммунальные услуги, недвижимость, происходил плавно. Нет такого, чтобы рост цен пришелся именно на 2005 или 2010 год. Но тем не менее это приводило к росту агрессии населения постепенно. Сначала население медленно удушалось ценовой удавкой, и лишь потом, через определенное время оно приступало к конкретным действиям.

Источник - Нацстатком

По сути, население могло бы терпеть намного дольше, но из-за особенностей менталитета, а наш народ – народ веками воевавший, и поэтому не чурающийся насилия, оно стремилось разобраться с властями как можно быстрее. Определенную роль сыграла оппозиция. Оппозиционные политики и общественные деятели, а также те политики, кто просто не смог выстроить диалог с властями  при наличии собственных властных амбиций, организовали население на противостояние. Какая-то опосредованная роль ЮСАИД, ОБСЕ может и была, но я, как человек, непосредственно участвовавший в организации событий 2005 года и в последующих рейдах добровольных дружин, могу утверждать, что роль международных организаций минимальна.

Чтобы осуществить сопротивление властям, вначале приходилось пережить их произвол. После того, как приходило понимание, или может быть самовнушение, что после конфликта произойдут репрессии, будущий революционер принимал умственную установку – «или мы их сметем, или завтра они поодиночке нас перещелкают». После формирования такой умственной установки, власти не преминули укрепить ее. Молодых активистов отчисляли из ВУЗов. Девочкам активисткам звонили и грозили ночным насилием. Лично меня в ту пору часто останавливали у дома люди в штатском, обыскивали. Не давали устроиться на работу никуда. Только устраивался на работу, как через некоторое время увольняли. В общем, создавали ощущение того, что эту власть обязательно надо снести. Перестарались в стремлении услужить режиму его мелкие слуги.

Нарастающим темпом это привело к организации оппозиции. Аккумулировались денежные средства. Не могу сказать, были ли финансы из-за рубежа, но вот вам нехитрая экономика содержания одного пикетчика, без выплаты ему вознаграждения: В 2005-м питание пикетчика в регионах равнялось 90 сомам на голову, в Бишкеке – около 120 сомов. Так чтобы содержать десять тысяч человек на пикете при перекрытии дорог надо 900 тысяч сомов в сутки в регионах. В Бишкеке это около 1,2 млн. сомов в сутки. Транспортировка из региона в Бишкек в среднем на каждого, это в среднем по 60 сомов, или – 600 тысяч сомов. Потом, после революции в 2005-м году десятки тысяч людей из регионов остались без еды и питья, потому-что у оппозиционеров стали кончаться деньги. А что будет делать голодный человек после драки? Мародерить и грабить. Сначала чтобы поесть, а потом – как азарт сработает на фоне деморализованных сил правопорядка. Я больше чем уверен, что если бы людей покормили вечером 24 марта, хотя бы те же турки из "Бета-Сторес" мародерство можно было свести к минимуму, или вообще не допустить. То есть вы представляете, в 2005-м году, участвовало около 30 тысяч человек из регионов. Кормить людей приходилось на сумму свыше 6 млн. сомов в сутки. А всего операция по захвату власти в обладминистрациях до переброски пикетеров в Бишкек, заняло срок от 14 марта до 24 марта, 2005 года. 10 дней умножьте на 6 млн. сомов. Примерная стоимость революции 2005 года составила 60 млн. сомов, или около 1,3 млн. $ по курсу дня сегодняшнего.

Даже не спрашивайте, откуда деньги у оппозиции. Я видел миллионы долларов, на которые власти выплачивали за голоса в феврале 2005 года на парламентских выборах. Оппозиционеры тоже были людьми, в своем время покусавшими вымя Родины, не лыком шиты. В среднем тогда кампания одного депутат стоила 50 тыс. долларов США, а выборы президента около 12 млн. $. Небольшая попытка повтора была в 2007-м году, на успешно разогнанных Бакиевым митингах Объединенного Фронта оппозиции.

В 2010-м году людей на площади из регионов было меньше. Стоимость дня пикетера был выше на 30%, по самым грубейшим прикидкам. Зато люди качественно были более готовы к затяжной кровавой войне. Сегодня кампания в Жогорку Кенеш стоит дороже, около 120 . $ за депутатское место, и около 20 млн. $ за президентское кресло. Но в 2010-м году я не настолько тесно соприкасался с организацией митингов. Зато больше участия принял в работе дружин, три дня после 7 апреля, защищавших районы от неизвестно кого.

Мои чайные друзья за чашечкой чая, часто пеняют мне в упрек, что  - «вот зачем надо было все это делать? Зачем вы привели и в 2005-м и в 2010-м алкашей и наркоманов в столицу?». Они, огорожаненные выходцы из села не представляют себе, что можно в ясном сознании и мрачно решимости идти на штурм без оружия, и без накачки алкоголем, против вооруженных солдат. В 2005-м я шел в такой колонне, не ее острие. Я не был ничем накачен. Просто мне надоела такая власть. Кыргызы такие, - мы такие. Мы можем идти на смерть с решимостью камикадзе, и умудриться не умереть, а победить. Мы похожи на гурков, - элитных горных непальцев, участвовавших почти во всех войнах ХХ и ХХI веков. Это не накачка, а вполне осознанное действие. И честно говоря, нам легче воевать, чем работать. Но воюем мы быстро, разрушительно, и дальше отдыхаем, воевать долго становится лениво.

Еще одной серьезной причиной являются тенгрианский менталитет нашего народа. Вот заповеди тенгианцев:

  • ·         Помни везде, ты — потомок древнего и благородного народа, а поэтому не имеешь права на недостойный поступок;
  • ·         Знай историю своего народа и края — это знание укрепит твой дух, возвеличит душу, придаст силы в трудные минуты жизни;
  • ·         Не считай себя человеком пока, не освоишь языка, обычаев и искусства своего народа;
  • ·         Как высшую заповедь предков усвой истину – величие человека никогда не измерялось богатством, а лишь мерой мужества и труда, отданного во имя отечества;
  • ·         Знай и помни родословную свою от основателя рода. С великим почтением относись к старшим, а более всего к родителям, даровавшим тебе жизнь;
  • ·         Всегда стремись к самой высокой вершине;
  • ·         Никогда не оскорбляй ничьих национальностей и религиозных чувств. Каждый народ – дар Божий;
  • ·         Выбирай невесту (жениха) не только по красоте лица и тела, а по наличию ума и чести, и по традициям фамилии и семьи;
  • ·         Всегда помни о том, что все хорошее и плохое что ты делаешь в жизни, обернется стороной;
  • ·         Будь всегда во всем человеком чести. Пусть ни голод, ни холод, ни страх смерти не сломят твоего духа;
  • ·         Чтобы жить полной жизнью, надо находиться в постоянном движении, и только тогда один день будет не похож на другой.

Из них можно почерпнуть понимание, почему именно кочевые народы Центральной Азии ведут себя именно так, а не иначе. Революционеры и 2005 года и 2010-го имели одну и ту же умственную установку: «или мы сметем эту власть сейчас, или завтра падем жертвами репрессий, лучше уничтожить их не испытывая страха смерти».

Последовавшие, после обеих революций мародёрства, и экономический спад, могли нанести ущерб около 100 и больше млн.$. Но это уже наша – экономическая история.

Следует признать, что такое соотношение, когда зарплаты растут сотни раз медленнее, чем цены, а потом государство добавляет налоги, возникает, как часто упоминает бывший Министр по налогам и сборам РФ – Александр Починок, «ситуация переворотов и насилия». У нас в Кыргызской Республике предстоят еще такие потрясения, после вступления в Таможенный Союз в 2014-м году, если мы вступим, и предрекаемом ООН резком росте цен на продукты питания в 2015-м году. Так что мне кажется, что мои эконометрические методы по измерению конфликтогенности общества, еще сослужат службу.

А как избежать социальных потрясений? Ну, об этом я даже книгу написал. И возможно начинаю вторую. Все что нужно – свободная экономика, либертарианство, минархизм. А для этого надо сломать косное мышление в головах многих людей в нашей стране. А это труд, может быть даже труд целой жизни.

Искендер Шаршеев
Экономист. Архитектор бизнес-систем.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Анклавы и эксклавы

Либертарианство – это система убеждений, которая лучше всего защищает права простого человека, нежели коммунизм или социализм, которые прямо требует защиты интересов партийных боссов. Так когда-то некие партийные боссы двух социалистических республик подарили друг другу участки земли, как бы вроде курорта или дачи. Но во время развала Союза, эти две республики как-то не решились вернуть друг другу земли. И получились анклавы – Сох, Шахимардан, таджикский Ворух, и на территории РУз – Барак. А нам теперь расхлебывать наследие советской номенклатуры. Сегодня ни один наш правитель, ни один наш парламент не смеют поднимать вопрос окончательной делимитации и демаркации границ, а также вопрос о ликвидации анклавов. Армия РУз – имеет свыше одного миллиона регулярных войск и свыше 700 тысяч резервистов. Хотя боеспособность армии еще не апробирована всерьез, но на блицкриг и мини-геноцид соседей Кыргызстана и Узбекистана хватит. В Кыргызской республике, есть около 600 самых боеспособны...

Falls and Rises: How Gold Prices Changed in Kyrgyzstan in June and Since the Beginning of 2025

14:00, July 10, 2025, Bishkek – 24.kg, Nargiza TOKOEVA Recently, global gold prices have been rising at an unusually rapid pace, repeatedly hitting record highs. The market has now somewhat stabilized. The surge in demand for the precious metal has been driven by several powerful factors: Aggressive purchases by central banks (especially BRICS countries) aiming to reduce dependence on the US dollar; Global geopolitical and trade tensions (tariff wars, sanctions, and regional conflicts); Weakening of the US dollar. All of these factors have made gold more attractive as a safe-haven asset. According to the London market, the most recent record was set on April 22, 2025, when the price of one troy ounce reached $3,434 on the London exchange. However, Kyrgyzstan recorded its highest local gold price on June 16, 2025. On April 23 — the day global gold prices hit a historical high — the National Bank of Kyrgyzstan set the price at 305,507.5 soms per ounce. But on June 16, the ...

Expert: Kyrgyzstan’s GDP Should Reach $50 Billion

Tuesday, December 31, 2024, 14:31 What was 2024 like for the republic’s economy? Economist Iskender Sharsheev, speaking with Vesti.kg , believes Kyrgyzstan’s GDP ought to be around $50 billion. Reviewing the past year’s performance, he noted: “The current year, 2024, has been an upswing for Kyrgyzstan’s economy. The government’s announced achievements have been justified: our state budget is now one trillion soms, and our GDP, for the first time in history, has reached $14 billion. I hope this upward trend continues every year. For a country like ours, a more appropriate level of GDP would be around $50 billion, with a per capita GDP of $5,000–$7,000. Currently, it stands at about $2,000—up from $1,260–$1,300 previously.” Sharsheev added that the Cabinet of Ministers has continued indexing salaries and social benefits: “Military salaries have gone up, with some officers now earning around $1,000, which is significant. Pensions have increased as well, and there are new benefits ...