Интересно, сделали ли определённые выводы наше правительство и Жогорку Кенеш по поводу того, как надо управлять государственными финансами, так чтобы жить по средствам, не наделать долгов, и при этом чтобы на всё хватило?
На сегодняшний день по информации Министерства Финансов КР, доходов бюджета 2015 г. хотят заложить как 102 млрд. сомов, по отношению к 2014 году это увеличение на 9 млрд. Неналоговых доходов хотят 13 млрд. А вот расходы в 2015 году закладывают на уровне 117 млрд. сомов. То-есть, примерно добавили 14 млрд. О чем это говорит?
Это прежде всего говорит о том что, к сожалению, в очередной раз наше Правительство, обратите внимание, речь не о персоналиях, а о позиции. А именно наше правительство поступило по той же стратегии банкротства прошлых годов. Фактически всего лишь увеличило расходы на 15 млрд. сомов произвольно на бумаге. Если, скажем, доходы равняются 102 млрд., то это означает что Правительство росчерком пера искусственно и заранее заложило планируемый дефицит, включая обязательства прошлых лет дополнительно. В случае если доходы бюджета действительно не превысят расходы, как правило не дотянут пару-другую миллиардов, это увеличит дефицит бюджета. То-есть наше правительство демонстрирует следующие моменты:
- Первое: оно не собирается сокращать государственный аппарат и создать компактную структуру, мыслить в этом направлении. Сие означает, что оно будет плодить бюрократию и далее, Плодить низкооплачиваемых должностей, которые будут съедать основные бюджетные деньги.
- Второе: правительство до сих пор не разработало стратегии создания сбалансированного бюджета или бюджета с профицитом, цель которого - оптимизация государственных расходов и обслуживание внешнего долга с целью его уменьшения или покрытия. То-есть правительство не выбрало разумные способы правления госфинансами. Не приняло принцип, который гласит, что: "расходы будущего года не должны превышать доходов прошлого года". В случае если бы наше правительство следовало бы этому принципу, речь шла бы об оптимизации госуправления, повышения качества работы госслужащих, повышение эффективности работы служащих, сокращения бюджетных рабочих мест, формировании компактного и эффективного государства. Однако текущая психология постсоветского бюджетообразования говорит о том, что в следующем году нас ожидают те же самые кризисы, те же самые дефициты бюджета, эти же самые секвестры, та же самая шумиха вокруг горнорудных месторождений или иных прибыльных видов бизнеса, ну например таких как завоз автомобильного транспорта скажем из Японии. То-есть, все кризисы предыдущих лет, вся психология банкротств, тактика и практика государственного банкротства прошлых лет, она переносится на будущий 2015г. Это заранее заложенный системный кризис. Данное положение выработалось за счёт того, что мы наследуем социальную нагрузку, командно-плановую экономику Советского Союза. В итоге мы опять придём к тем же проблемам, к той же нехватке денежных средств, той же коррупции, ко всему тому, к чему приходили все эти 20 лет.
Сейчас мы видим что, пока правительство и околоправительственные эксперты и депутаты не изменили психологии и стратегии банкротства нашего государственного хозяйства. В этом мире побеждают не те, кто зарабатывает много, а те, кто умеет правильно распорядиться тем что у него есть. Но психология бережливости, жизни по средствам, психология компактного государства, эффективного управления пока ещё не привита нашей политической и финансовой элите. Поэтому мы можем смело ожидать в будущем году повторение новых серий той бесконечной "санты-барбары", которая зовётся перманентным и постоянным кризисом экономики нашей страны.
Однако оптимизм и надежда есть. Они прежде всего связано с тем, что при увеличении кризиса, необходимость реформы будет нарастать в геометрической прогрессии, и настоящие системные реформы можно будет провести только доведя страну до крайней точки всех возможных кризисов. А уже потом построить наше светлое капиталистическое будущее - государство равных прав и возможностей, и распределения по труду и умению предложить обществу что-то новое и полезное, используя справедливые обезличенные рыночные механизмы и право.
P.S. Если верить порталу Открытого Бюджета, сегодня в доходах государства числится 180 млрд. сомов. Если это не средства переведенные из РФ, то это может быть признаком надувания сомового пузыря, т.е. запуск печатного станка "Де Ля Ру", и насыщение рынка валют страны инфляционными сомами. Похоже на то, но требует проверки. Может какая-то ошибка, иначе это признак надвигающегося Зимбабве.
Комментарии
Отправить комментарий