Вхождение Кыргызской Республики в Таможенный Союз с 1 января 2015 года не повлияло особо на экономику страны. Еще в 2005 и 2010 годах, Республика Казахстан, во время революций закрывала границы для торговли, что нанесло ущерб внешнеэкономической деятельности, и в определенной мере способствовало дальнейшему ускорению вступления страны в ТС. Объединение границ Кыргызсой Республики с Таможенным Союзам, с того времени называющимся - Евразийским Экономическим Союзом, произошло 12 августа 2015 года. Именно с этого момента следует отмерять время и рассматривать статистические показатели, для наблюдения за изменениями в экономике страны.
Вступление в ЕАЭС оказалось для Кыргызской Республики вызовом. Международные санкции против России и снижение цен на нефть, но более всего - необходимость легализации мигрантов из КР в РФ, вследствие так называемых облегченных условий для союзной страны, что приводит к невозможности избежания налогообложения для работодателя, и вынуждает предприятия России, избегать найма мигрантов, сказались на доходах мигрантов и естественно на объеме денежных переводов. В 2014 году объем денежных переводов мигрантов в КР составил 2,2193 миллиарда долларов США. В 2015 году, по данным НБКР, в страну поступил $1 миллиард 344 миллиона. То есть, используемые экспертами стран-членов ЕАЭС аргументы о членстве в Союзе, как в абсолютном благе и прогнозы по резкому увеличению денежных переводов мигрантов оказались не состоятельными.
При сравнении внешнеэкономической деятельности, по данным НСК КР, В 2015 году объем внешней торговли Кыргызстана снизился на 23,7 процента в сравнении с 2014-м. Экспорт сократился на 10,7 процента, импорт – на 27,4 процента. При этом объем экспорта без учета золота сократился на 21 процент за счет уменьшения поставок товаров в страны СНГ. Уменьшение экспорта обусловлено сокращением поставок одежды в 2,2 раза, нефтепродуктов – в 1,7 раза (авиакеросина – в 1,7 раза, бензина – на 27,1 процента), овощей и фруктов – на 34,8 процента, табака – на 27,8 процента.
Если брать показатели за январь-март 2015 и 2016 годов, периода до вступления в ЕАЭС и периода после вступления в ЕАЭС, картина по внешнеэкономической деятельности следующая: Внешнеторговый оборот 2015 составил 1302,2 млн. долларов США, без учета золота - 1037,0. В 2016 году, оборот ВЭД же составил $1021,0 млн. без учета золота - 921,8. Налицо снижение на 279 млн. долларов США.
Импорт в 2015 году составил $915,1 млн (906,1 без учета золота), в 2016 году за этот же период, - $733,9 млн, при отсутствии импорта золота. Экспорт за тот же период составил в 2015 году $387,1 млн. (130,9 без золота), и в 2016 - $287,1 млн. (187,8 без учета золота). Налицо снижение на 100 млн. долларов США после вступления в ЕАЭС. Аргумент экспертов-сторонников евразийской экономической интеграции, о том, что после вступления в союз, произойдет резкий рост экспорта из Кыргызской Республики в страны-союзники, также оказался на данный момент не состоятельным. Внешнеторговое сальдо за январь-март 2016 года составило в долларах США -446,8 млн. (минус четыреста сорок шесть и восемь), или -546,1 без учета золота.
Влияние на годовое ВВП, составило по итогам 2015 года - $0,36 миллиарда. В 2014 году ВВП по данным Всемирного Банка составлял $6,60 млрд. Но в 2015 году ВВП упал к $6,24 млрд. Притом в сомовом исчислении картина ВВП может выглядеть радужно, так по аргументам Правительства Кыргызской Республики Бюджет страны вырос. В ресурсную часть государственного бюджета за 2014 год всего поступило 153 883,0 млн. сомов, или 100,2 % к плану в сумме 153 604,7 млн. сомов. Поступления по сравнению с аналогичным периодом 2013 года увеличились на 22 643,9 млн. сомов, или на 17,3 %. Удельный вес к ВВП составил 38,7 %, что на 1,2 % процентных пункта выше аналогичного уровня 2013 года. В 2015 году в ресурсную часть государственного бюджета за 2015 год всего поступило 159 908,2 млн. сомов, или 95,1 % к плану в сумме 168 215,6 млн. сомов. Поступления по сравнению с аналогичным периодом 2014 года увеличились на 6 025,2 млн. сомов, или на 3,9 %. Удельный вес к ВВП составил 37,7 %, что на 1,0 % процентных пункта ниже аналогичного уровня 2014 года. Однако при учете того факта, что на 1 января 2015 года курс сома начинался от 55 сомов за доллар, то к на 1 июля 2016 года, курс сома составляет 68 сомов за доллар США, за весь этот период, обесценение национальной валюты составило 23%. То есть, показатели правительства, без учета инфляции, могут быть более реалистичными при их снижении в среднем на 20%.
Но также следует учитывать и инфляцию. Инфляция может внести серьезные коррективы в картину увеличения налогов, грантов, кредитов и сборов в государственный бюджет. В 2014 году инфляция по оценкам НБКР составляла 10,5 процента. В 2015 году инфляция составила 3,4 процента. В 2016 году, справедливости ради надо отметить снижение цен на продукты питания, такие как зерно, мука, картофель, мучные изделия, на 30% в сравнении с предыдущими годами, что связано с отсутствием возможностей сбыта этих товаров внутри ЕАЭС, в связи с наличием нетарифных барьеров, и беспрепятственным ввозом более дешевых их аналогов из ЕАЭС в Кыргызскую Республику.
Что касается государственного долга Кыргызской Республики за 12 месяцев 2014 года: по состоянию на 31 декабря 2014 года размер государственного долга Кыргызской Республики составил 3 647 млн. долларов США (214 759 млн. сом), из них: 94% составляет государственный внешний долг: 3 437 млн. долларов США (202 397 млн. сом) и 6% составляет государственный внутренний долг: 210 млн. долларов США (12 362 млн. сом). Соотношение государственного внешнего долга к ВВП за 2014 год составило 50,9 %. По состоянию на 31 декабря 2015 года размер государственного долга Кыргызской Республики составил 3 805,1 млн. долларов США (288 803,9 млн. сом), из них: 95% составляет государственный внешний долг: 3 601,1 млн. долларов США (273 320,2 млн. сом) и 5% составляет государственный внутренний долг: 204,0 млн. долларов США (15 483,7 млн. сом). Соотношение государственного внешнего долга к ВВП за 2015 год составило 64,5%. Показателя ВВП за 2015 год по среднегодовому обменному курсу (1 долл.США=64,4797 сом), соотношение государственного внешнего долга к ВВП составило 54,8%. Состояние внешнего долга указывает, что страной постепенно завладевает “греческая болезнь”. Почти каждый кыргызстанец в среднем должен по $600 международным финансовым институтам.
Объем совокупной привлеченной внешней помощи в Кыргызстан составил $7 миллиардов 598,2 миллиона. Крупнейшими донорами страны являются АБР, Всемирный банк, МВФ, Европейский банк реконструкции и развития, правительства КНР, Японии, Германии, Турции и России. Данное финансирование потрачено на транспорт (28 процентов), энергетику (21,9 процента), сельское хозяйство (11,2 процента) и социальную сферу (6,5 процента). Одним из условий вхождения в ЕАЭС было финансирование через Российско-Кыргызский Фонд Развития, инфраструктурных проектов, в частности строительство каскада Камбаратинских ГЭС на сумму до $2 млрд, военную помощь России Кыргызской Республике на $1 млрд. РКФР учрежден и действует в соответствии с Соглашением между Правительством Кыргызской Республики и Российской Федерации «О развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции» от 29 мая 2014 года, Соглашением между Правительством Кыргызской Республики и Российской Федерации «О Российско-Кыргызском Фонде развития» от 24 ноября 2014 года. Однако с началом 2016 года, Российская Федерация отказалась в финансировании каскада ГЭС в КР. В связи с чем имело место выступление Президента КР, А.Ш. Атамбаева, с заявлением о необходимости поиска другого инвестора. По вопросу выполнения миссии РФКР также все вышло неоднозначно. Фонд, капитал которого должен был составлять до $1 млрд.выделяемого российской стороной, по факту разместил 90% своих средств в облигациях банков Российской Федерации. Кыргызской Республике деньги фонда не достались.
На сегодняшний день Кыргызская Республика оказалась просто не готова к вступлению в режим жесткой конкуренции с государствами, имеющими высокий уровень вмешательства в экономику. Имевшие место ранее высокие доходы от углеводородов Россия и Казахстан, много лет субсидировавшие сельское хозяйство, получили высокое преимущество перед КР, в плане вывода на рынок КР дешевой пищевой продукции, что вынуждает многие компании в КР искать выход из сложившейся ситуации или сворачивать деятельность. В итоге, в стране наблюдается серьезное сокращение малых и средних предприятий производителей переработанной пищевой продукции. Серьезный урон испытывают предприятия сельского хозяйства. Существует проблемы сбыта сои и картофеля, который например стоит в КР 8-15 рублей, а в Беларуси и России 3-6 рублей. При этом государства-партнеры ЕАЭС устраивают КР локальные торговые войны: 5 мая 2016 года карантинный пограничный контроль обнаружил у пассажира поезда «Бишкек – Москва» рассаду болгарского перца без фитосанитарного сертификата. При осмотре на станции «Илецк-1» нашли личинки западного (калифорнийского) цветочного трипса, который является карантинным объектом. Другой факт - в картофеле из КР казахские санитарные службы обнаружили, заражение карантинным объектом - золотистой картофельной нематодой Globodera rostochiensis (Wollenweber) Behrens. В этой связи Казахстан, руководствуясь положениями Договора о Евразийском экономическом союзе, Международной конвенцией по карантину и защите растений ввел с 4 мая 2016 года временный запрет на ввоз картофеля из Кыргызстана. Кыргызкая сторона отрицает факт обнаружения зараженной продукции в завозимом в РК картофеле. При этом следует отметить, что одним из условий вступления Кыргызской Республики в ЕАЭС было снятие фитосанитарного контроля для экспортной продукции из КР в страны ЕАЭС. 18 ноября 2015 года был снят фитосанитарный контроль на 2 года. Но это обстоятельство не помешало Казахстану и России, подвергать фитосанитарному контролю сельскохозяйственную продукцию из Кыргызской Республики и вводить различные нетарифные барьеры на ее ввоз.
Следует особо отметить, что на территории КР вступили в силу 36 технических регламентов ЕАЭС. Многие технические регламенты в определенной степени затрагивают стандарты HACCP и ISO. В среднем, при найме аккредитованных консультантов и внедрении систем контроля качества и безопасности пищевой продукции могут быть затрачены денежные средства, от $17 тысяч до $60 тысяч и выше. Такие суммы не всегда доступны для малого и среднего бизнеса в КР, занимающегося производством и переработкой пищевой продукции. До сих пор существует не более трех десятков предприятий в пищевой отрасли страны, имеющих сертификаты от ISO. Есть опасения, что до окончания меморандума, почти весь малый и средний пищевой бизнес в стране окажется вне закона, по причине несоответствия технических условий предприятий регламентам ЕАЭС.
В Кыргызской Республике пока нет ни одной полно укомплектованной лаборатории, через которую можно получить декларации соответствия техрегламентам ЕАЭС. Казахстан планировал выделить КР 100 млн. долларов США на устройство лабораторий для сертификации пищевой продукции. На текущий момент судьба гранта не ясна, как и степень готовности лабораторий к ведению деятельности по техническим регламентам ЕАЭС.
Также обнаружились факты недружественного поведения, в частности граждан Казахстана в отношении трансграничной торговли по отношению к гражданам Кыргызской Республики. На рынках Алматы и Астаны проводятся рейды, и в случае обнаружения на рынках торговцев из Кыргызской Республики, проводятся проверки с последующим лишением права торговли. Наряду с проверками увеличены и штрафы, а также незаконные поборы в пять раз.
Другой проблемой является отсутствии у Кыргызской Республики механизмов защиты от контрабанды товаров из Казахстана, России и Беларуси. По подсчетам экспертов, около 30 процентов потребляемых Кыргызстаном ГСМ завозится в страну нелегально. За январь 2016 года объем официального импорта нефтепродуктов сократился на 26 тысяч тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За период с 1 по 15 февраля сокращение официального импорта составило 9 тысяч тонн. В результате государственный бюджет недополучил более 340 миллионов сомов налогов (200 миллионов акциза и 140 миллионов налога на добавленную стоимость. Такая же картина присутствует в сфере импорта гигиенической, мыло-моющей продукции, муки, сахара, мучных изделий, кондитерских изделий и круп. Правительство пыталось отреагировать на ситуацию введением налоговых постов, что вызвало обратную реакцию бизнес-сообщества КР.
В связи с вводом в Российской Федерации налога на большегрузные автомашины, известного как “Платон”, при котором оплачивается 1,53 рубля за километр, транспортные компании Кыргызской Республики, (например такие как “Замат Карго”) были вынуждены свернуть свою деятельность, что сказалось на удорожании экспорта швейной и текстильной продукции из КР в РФ и РК.
При вступлении в ТС, а затем в ЕАЭС, Кыргызская Республика должна была получать свою долю от таможенных сборов ЕАЭС. Произведенный расчет объема импорта из третьих стран на основании данных статистики «Комтрейд ООН» (с поправками) позволил установить нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждой стороны в следующих размерах:
- Армения – 1,1%;
- Кыргызстан – 1,9%;
- Беларусь – 4,70%;
- Казахстан – 7,33%;
- Россия – 87,97%.
За октябрь-декабрь 2015 года Кыргызстан получил 3,5 миллиарда сомов от расщепления таможенных пошлин Евразийского экономического союза. В 2016 году планируется получить 18 миллиардов сомов платежей из ЕАЭС. На 2016 год план таможни предусматривает 32 миллиарда 176 миллионов сомов. Из них 14 миллиардов 185 миллионов сомов налоговые платежи, а 17 миллиардов 981 миллион — пошлина из стран ЕАЭС. При этом стоит помнить, что поступления таможенных платежей в республиканский бюджет Кыргызстана в 2014 году составили 42 миллиарда 580,2 миллиона сомов. Влияние многих обстоятельств, включая падение цен на нефть, но более всего - объединение таможенных границ КР с ЕАЭС, приводит к утере Кыргызской Республикой свыше 10 млрд. сомов таможенных пошлин. Т.е по сравнению с прошлыми годами, в результате вступления в ЕАЭС, государственные доходы от таможенных пошлин упали на 23%.
При этом следует отметить, что партнеры по ЕАЭС, отмечают низкую активность представителей Кыргызской Республики в разработке законов ЕАЭС, нормативно-правовых актов и в проведении анализа регулятивного воздействия законопроектов ЕАЭС. Созданы наднациональные органы управления в ЕАЭС, от КР до недавнего времени должность члена коллегии ЕАЭС (Министра) занимал Ибраев Данил Турсунбекович, также экс-руководитель секретариата Национального альянса бизнес-ассоциаций (НАБА) Улук Кыдырбаев включен в рабочую группу Евразийской экономической комиссии ЕЭК по проведению оценки регулирующего воздействия проектов решений ЕЭК на 4 года. По словам последнего, кыргызское бизнес-сообщество чрезвычайно пассивно участвует в защите своих прав при формировании законодательства ЕАЭС.
В итоге, можно сделать ряд выводов по результатам экономической деятельности Кыргызской Республики в рамках Евразийского Экономического Союза за период в 10 месяцев, с августа 2015 года по май 2016 года:
Кыргызская Республика была не готова экономически, технически, финансово, к вступлению в Таможенный Союз или Евразийский Экономический Союз. Вступление было продиктовано более политической аргументацией, нежели экономическими расчетами;
На текущий момент нельзя утверждать, что вступление в ЕАЭС принесло пользу Кыргызской Республике. Возможно, ситуация изменится со временем. Но на текущий момент, не чувствуется разницы в экономике Кыргызской Республики в период перекрытия границ странами ЕАЭС до вступления, и в период фактического вступления в ЕАЭС. Практически можно отметить, что на фоне международных санкций и падения цен на нефть, пребывание в ЕАЭС, пока наносит Кыргызской Республике урон. Возможно это трения и нормальное явление пр начале интеграционного процесса. Но так ли это, покажет только время.
Кыргызская Республика оказалась пострадавшей стороной в произошедшем факте неисполнения условий вступления страны в Евразийский Экономический Союз. Не выполнены следующие условия:
- Не построен и не профинансирован обещанный Российской Федерацией каскад гидроэлектростанций;
- Не оказана в полной мере поддержка странами ЕАЭС форы для Кыргызской Республики по фактической отмене фитосанитарного контроля продукции сельского хозяйства на 2 года;
- Страны ЕАЭС не обеспечивают условий свободы перемещения капитала, трудовой силы, товаров и услуг из Кыргызской Республики внутрь стран Евразийского Экономического Союза, при том, что Кыргызская Республика обеспечивает данные свободы для стран ЕАЭС;
Положение трудовых мигрантов из Кыргызской Республики в странах ЕАЭС позволяет осуществлять легализацию, однако сама суть легализации трудовых ресурсов из КР налагает повышенные налоговые обязательства на компании-наниматели в странах ЕАЭС, в итоге работодатели в ЕАЭС стремятся не нанимать мигрантов, желающих работать легально. Данный факт снижает привлекательность рынков труда стран ЕАЭС для граждан КР и фактически приводит к сокращению денежных переводов в КР;
Кыргызская Республика не имеет на текущий день ощутимые плюсы от вступления в ЕАЭС, плюсы только декларируются и обозначены в перспективе. Например, КР получила статус ВСП+, и может стать окном в Евросоюз для производителей в странах ЕАЭС. Также бизнес-сообщество в КР получило вызов - или повысить качество продукции и сертифицировать ее по международным стандартам. или уступить внутренний рынок экспансии предприятий из стран-партнеров ЕАЭС. На данный момент плюсы не реализованы.
Опубликовано впервые на сайте CABAR
Комментарии
Отправить комментарий