К основному контенту

Таласская фасоль – борьба за мировые рынки

By Искендер Шаршеев On Сентябрь 9, 2016

Кыргызстан, ставший членом Всемирной торговой организации в далеком 1998 году, сегодня может похвастаться некоторыми показательными примерами успешного развития экспорта – швейная промышленность, экспорт туристских и образовательных услуг и знаменитые реэкспортные базары стали большой поддержкой экономики и трудоустроили тысячи людей. И хотя борьба за мировые рынки идет с неравным успехом – есть взлеты и падения, вызванные флуктуацией мировых цен, изменением условий торговли и т.д. – для многих кыргызских производителей переход к новым видам производства и открытие внешних рынков принесли бесценный опыт в развитии конкурентоспособности. 

Фасолевый Клондайк 

В Таласской области Кыргызстана фасоль вот уже свыше 10 лет стала главной сельскохозяйственной культурой, основой благополучия и процветания области. Фасоль обеспечивает работой свыше 76% населения области, и практически половина сельскохозяйственных земель в регионе в настоящее время занята под возделывание фасоли, предназначенной почти полностью на экспорт за пределы Центральной Азии. Еще во времена президентства Аскара Акаева в Талас прибыли специалисты из Турции. После анализа местной сельскохозяйственной продукции они решили, что фасоль станет идеальной культурой для региона, и предложили местным фермерам осуществлять ее засев. Семена фасоли из Турции были адаптированы в 2003 г. Первые контракты турецкие импортеры фасоли заключали через прямой заказ с фермерами, устанавливая желаемую цену. Так поднялся один дехканин. Потом из-за нехватки объема предложение было сделано второму, третьему, и постепенно почти вся область начала заниматься выращиванием фасоли. В 2002 году килограмм фасоли стоил 22 сома. Объемы производства сначала составляли около 15-16 тысяч тонн в год. Постепенно спрос на фасоль стал расти – турецкие импортеры требовали большего объема. Цена за килограмм к 2003 году выросла до 35 сом в некоторых случаях. Уже почти все дехкане области стали присматриваться к фасоли. Объемы производства стали расти из года в год. В 2012 году в Кыргызской Республике было выращено уже 70 тысяч тонн фасоли, 95% — в Таласской области. В 2013 году этот объем вырос до 83 тысячи тонн, в 2014 — почти 85 тысяч тонн. Географически 80% фасоли уходит в Турцию, что составляет около 60 тысяч тонн. Сама Турция потребляет около 200 тысяч тонн фасоли ежегодно, большую часть Турция перерабатывает и экспортирует в Европейский Союз. 

Бедность стала сокращаться, а необходимо помнить, что область изначально находилась не в лучшем положении, будучи географически изолированной от основных рынков страны 

И … Дикий Запад 

В те времена случилась показательная история подъема Болота Шерниязова. Будучи депутатом от Таласской области, он стал «ангелом» для таласских фермеров. В 2003-2004 году фасолевый бизнес попал в сферу интересов семьи Акаева, а если быть точнее — родственников первой леди Майрам Акаевой. Одна из ее сестер — Аязгуль Саркишева, по некоторым данным, организовала монополию, запретив гражданам Турции скупать фасоль у частных фермерских хозяйств. Только две аффилированные фирмы имели право собирать с декхан фасоль по 10-12 сомов, и затем с наценкой перепродавать по 32-35 сомов турецким предпринимателям. Болот Шерниязов, выйдя в оппозицию режиму Акаева, стал критиковать это положение, и к 2004 году монополия была частично нарушена. Это быстро привело к бурному росту благосостояния сельхозпроизводителей Таласской области и дало политические дивиденды Болоту Шерниязову. Многие дехкане стали напрямую торговать с турками. В некоторых семьях в Таласе к 2005 году появились по две автомашины, двухэтажные дома. Бедность стала сокращаться, а необходимо помнить, что область изначально находилась не в лучшем положении, будучи географически изолированной от основных рынков страны. В 2005 году была снова предпринята попытка установления монополии, но революция 2005 года помешала планам Саркишевой на реванш. В последующие годы также предпринимались попытки заключения картельных соглашений и монополизации рынка, пытались делать и олигополию в 2014 году. Но эти попытки уже были не столь эффективны. С другой стороны в этом, ставшем весьма доходном бизнесе появились множественные преступные группировки. Официально, в фасолевом бизнесе действует до 50 частных компаний с образованием юридического лица и свыше 200 групп без образования юридического лица. К 2015 году насчитывалось уже 25 иностранных компаний из 12 стран мира, закупающих кыргызскую фасоль. 

Как это работает? 

Динамика роста производства фасоли и объемов экспорта изменили модель бизнеса. Если раньше фермеры ждали заказа от турецкого импортера и засевали площади специально под будущую закупку, то сегодня схема бизнеса достаточно проста. Дехканин засевает поле фасолью. Фасоль быстро вызревает к концу лета (правда, есть побочный эффект — это быстрое оскудение плодородных свойств почвы, решаемый использованием азотистых и органических удобрений). Вызревшую фасоль собирают, сушат, лущат, освободив от шелухи, складируют. Фасоль имеет крепкий защитный слой. Практически не сушится и терпима ко многим условиям, влажности, сухости, паразитам. Фасоль в Таласе любовно называют “ноя”. Неприхотливая фасоль может храниться насыпью в сараях и подвалах с естественной щелевой вентиляцией. Затем приезжают скупщики фасоли, которые стали посредниками между фермерами и турецкими импортерами. Их роль стала важнее с ростом объемов производства. Перекупщики собирают фасоль по всей области. Они арендуют или выкупают большие площади под сараи, амбары и хранят там фасоль. Дехканам удобно работать со скупщиками, потому что те расплачиваются мгновенно. Сами перекупщики через знакомства и связи, а в последние дни через интернет, выходят на импортеров в Турции и начинают переговоры на основе рыночной цены в Кыргызской Республике. Некоторые перекупщики могут хранить фасоль по несколько лет, ожидая колебаний цены, и на пике роста цены на фасоль сбрасывают ее в продажу. Нестабильность цен — большое испытание для фермеров. Цены на фасоль колеблются часто. В последние годы цены резко упали. В 2013-2014 гг цены подскочили с 95 сомов до 160 сомов за килограмм. Однако вслед за ростом производства и ростом цен, а также последовавшим вводом со стороны Турции повышения пошлин на импортируемую фасоль, цена резко пошла вниз. Уже в октябре 2014 года цена на фасоль упала с 120 до 70 сомов, затем до 60 и 45 сомов за килограмм, и все это за короткое время. В 2015 цена упала до 33-35 сомов за килограмм (что частично вызвано тем, что на мировой рынок вышли страны Южной Америки), но таласские фермеры уже засеяли 53 тысяч гектаров. Объем собранного урожая вышел на 94 тысячи тонн, что привело к затовариванию продукции на складах. Фермеры области вышли на забастовку. Были многочисленные жалобы на криминал, который, по свидетельствам фермеров, также участвовал в обрушении цены. Ситуация разрешилась, но подводные камни в фасолевом бизнесе сохранились. Произошло распределение ролей среди перекупщиков фасоли, сохранили свои позиции криминал и коррумпированные структуры (хотя внешне это никак не заметно и бизнес открыт и для самых простых бизнесменов). Экспорт, достигший в 2013 году почти 100 тыс.тонн в год, упал до уровня 2012 года, составив 60 тысяч тонн в год. 

Как развиваться дальше? 

Сегодня уровень продажи фасоли так и не вырос. Турецкие эксперты советуют увеличить ассортимент сортов бобовых и начать выращивать цветную фасоль. Но анализ себестоимости фасоли показывает, что затраты сильно не выросли. Если в 2002-м году, чтобы вырастить 1 килограмм фасоли, требовалось 7 сомов, а цена на рынке составляла 22 сома, то сегодня даже при цене в 33-40 сомов за килограмм, ее себестоимость составляет от 10 до 19 сомов, что в любом случае делает бизнес рентабельным. Себестоимость же зависит от множества факторов — стоимость аренды земли сельхозназначения, скачки цен на ГСМ, аренда склада, и у каждого фермера она может быть разная. Другая большая проблема — это скорость сбыта фасоли. Она замедлилась. При беседе с одним из фермеров Муратом Кыштобековым (фамилия изменена по просьбе фермера), Мурат говорит, что общей стратегией перекупщиков стало выжидание. Фасоль — не самый популярный продукт в странах Евразийского Союза и СНГ, однако при определенном уровне терпения, удается продать некоторые объемы в Македонию, Германию, и в основном в Турцию. Возможно, удастся экспортировать около 45-50 тысяч тонн. Итоговые цифры покажет конец 2016 года. Многие фасолевые бизнесмены всерьез задумались о переработке и экспорте готовой продукции в виде фасолевой муки, соевых консервов или соевого мяса. В конце концов, они уже накопили опыт начала производства абсолютно новой для них сельскохозяйственной культуры за короткий промежуток времени. Маячат перспективы сбыта в Китай, так как именно Китай является одним из крупнейших потребителей фасоли и сои. С другой стороны, есть и потенциальные угрозы и риски, типичных для производства монокультуры, которые включают в себя зависимость от колебаний конъюнктуры на внешних рынках, отсутствие внутреннего рынка, опасность деградации земель вследствие отсутствия применения технологий по поддержанию плодородия почв, увеличение риска заболеваний и нашествий насекомых.

Источник: http://caa-network.org/archives/7555

Central Asian Analytical Network CAAN

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Анклавы и эксклавы

Либертарианство – это система убеждений, которая лучше всего защищает права простого человека, нежели коммунизм или социализм, которые прямо требует защиты интересов партийных боссов. Так когда-то некие партийные боссы двух социалистических республик подарили друг другу участки земли, как бы вроде курорта или дачи. Но во время развала Союза, эти две республики как-то не решились вернуть друг другу земли. И получились анклавы – Сох, Шахимардан, таджикский Ворух, и на территории РУз – Барак. А нам теперь расхлебывать наследие советской номенклатуры. Сегодня ни один наш правитель, ни один наш парламент не смеют поднимать вопрос окончательной делимитации и демаркации границ, а также вопрос о ликвидации анклавов. Армия РУз – имеет свыше одного миллиона регулярных войск и свыше 700 тысяч резервистов. Хотя боеспособность армии еще не апробирована всерьез, но на блицкриг и мини-геноцид соседей Кыргызстана и Узбекистана хватит. В Кыргызской республике, есть около 600 самых боеспособны...

Falls and Rises: How Gold Prices Changed in Kyrgyzstan in June and Since the Beginning of 2025

14:00, July 10, 2025, Bishkek – 24.kg, Nargiza TOKOEVA Recently, global gold prices have been rising at an unusually rapid pace, repeatedly hitting record highs. The market has now somewhat stabilized. The surge in demand for the precious metal has been driven by several powerful factors: Aggressive purchases by central banks (especially BRICS countries) aiming to reduce dependence on the US dollar; Global geopolitical and trade tensions (tariff wars, sanctions, and regional conflicts); Weakening of the US dollar. All of these factors have made gold more attractive as a safe-haven asset. According to the London market, the most recent record was set on April 22, 2025, when the price of one troy ounce reached $3,434 on the London exchange. However, Kyrgyzstan recorded its highest local gold price on June 16, 2025. On April 23 — the day global gold prices hit a historical high — the National Bank of Kyrgyzstan set the price at 305,507.5 soms per ounce. But on June 16, the ...

Expert: Kyrgyzstan’s GDP Should Reach $50 Billion

Tuesday, December 31, 2024, 14:31 What was 2024 like for the republic’s economy? Economist Iskender Sharsheev, speaking with Vesti.kg , believes Kyrgyzstan’s GDP ought to be around $50 billion. Reviewing the past year’s performance, he noted: “The current year, 2024, has been an upswing for Kyrgyzstan’s economy. The government’s announced achievements have been justified: our state budget is now one trillion soms, and our GDP, for the first time in history, has reached $14 billion. I hope this upward trend continues every year. For a country like ours, a more appropriate level of GDP would be around $50 billion, with a per capita GDP of $5,000–$7,000. Currently, it stands at about $2,000—up from $1,260–$1,300 previously.” Sharsheev added that the Cabinet of Ministers has continued indexing salaries and social benefits: “Military salaries have gone up, with some officers now earning around $1,000, which is significant. Pensions have increased as well, and there are new benefits ...