Закон о государственно-частном партнерстве был принят 9 лет назад. За все это время и в самом деле не произошло ни одного проекта с участием государственного и частного предприятия. Сейчас планируется 2 проекта при поддержке Международной Финансовой Корпорации. Один из проектов это строительство гемодиализного центра. Многие года закон о ГЧП так и не срабатывал. Основной причиной этому является то, что внутри закона о ГЧП заложено слишком много элементов и процедур регулирования и при этом никаких преимуществ для предпринимателя.
Ни один предприниматель не воспринимает хорошо государство как надежного партнера и тому тоже есть свои причины. В отличие скажем от Китая, Вьетнама и Камбоджи где инвесторам сегодня хорошо и где инвестиционные программы серьезно конкурируют с такими государствами как наше, естественно, там условия лучше. Нашей стране следовало бы научиться работать как они.
Необходимо предоставлять инвесторам землю бесплатно, коммуникации строить бесплатно, освобождать на 1 год, на 2 года, на 5, на 10 на 12-15-25 лет от налогов. Предоставлять скидки по таможенным пошлинам на ввозимое ими сырье, оформлять заранее для них полный пакет документации, такой как визы, разрешения, лицензии, разрешения на работу для персонала, виды на жительство инвесторам, членам их семей, ключевым иностранным специалистам, для проектов свыше 5 лет.
К тому же необходимо, прежде чем привлекать инвесторов, прорабатывать детальные бизнес-планы высокого качества с полным технико-экономическим обоснованием с показателями по возвратности инвестиций и по выгодности такого партнерства. Наша компания GTS как раз умеет делать такие бизнес-планы. К сожалению наша страна еще не представляла ни одного стоящего проекта качественно проработанного по международным стандартам . Инвестор, что наш внутренний, что иностранный, не чувствует себя защищенным нашей стране. Наша страна пока не умеет подарить инвесторам чувство того, что их здесь любят, их здесь ждут, и создадут самые лучшие условия в мире. Потому и не спешат к нам. Наши люди должны перестать видеть в человеке с технологиями и большими деньгами из другой страны врага или шпиона. Это - друг. Инвестор - это богатство и благополучие Кыргызской Республики. Нужно соответственное отношение.
Земля в рамках ГЧП должна предоставляться без проблем и в ускоренном порядке должна происходить трансформация с отводом земель. Должен быть урегулирован вопрос с местным сообществом, местное сообщество должно само принимать и привлекать инвесторов и беречь их, понимать их ценность. Договоры с местным сообществом должны составляться полными, тщательно продуманными изначально, и всегда неукоснительно соблюдаться. Государство не должно вмешиваться в операционные вопросы, но вместе с тем частник должен выполнять обязательства перед государством в обмен на такие хорошие условия. Частник должен, если это иностранный инвестор, обеспечить 70% рабочих мест неквалифицированной рабочей силе из местного населения и до 30% высококвалифицированной рабочей силы в топ-менеджменте компании также из местного населения. Обеспечить условия концессии, если это концессионный договор и передать согласно B.O.T. (Build–operate–transfer (BOT) or build–own–operate–transfer (BOOT) - «Строительство — управление — передача». Концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном — на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передаётся государству) всю долю либо часть доли после льготного периода 10-20 лет государству. Либо переходить на общий режим и платить налоги на общих основаниях. Государство должно объявить какие отрасли для него являются приоритетными. Государство должно представить свое видение и планы, стратегию в определенных направлениях, и привлекать инвесторов согласно этой стратегии. Для Кыргызской Республики не должно составлять проблему вообще предоставить все условия бесплатно инвестору, который занимается созданием высокотехнологичного производства. И напротив, инвесторам, которые планируют разрабатывать редкоземельные невосполнимые ресурсы, государство должно ставить условия как можно более жёстче, увеличивая долю в бенефиции от разработки например золотых месторождений в пользу государства выше чем 50%. Тогда это цивилизованный подход.
Изменение закона о ГЧП в этом ключе позволит привлечь больше инвесторов, позволит работать более цивилизованно и принесет большую пользу Кыргызскому государству. Это будет развитие страны. Если же такого не будет сделано, естественно может быть пройдут еще 9 лет и ничего не произойдет. Но чтобы всё это происходило, в рамках Совета по развитию бизнеса при Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, членами совета было инициировано создание рабочей группы для переработки и совершенствования закона о государственном и частном партнерстве.

Комментарии
Отправить комментарий