К основному контенту

Железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан даст мощнейший импульс экономике Кыргызстана

 04.09.2017 

«Это будет очень большой проект. И если он будет реализован, несмотря на то, через всю страну пройдет железная дорога или только через Баткен, в любом случае, он даст мощнейший импульс и увеличит экономику на 30%», — отметил экономист Искендер Шаршеев об экономической ситуации в стране, в интервью специально для CABAR.asia. 

CABAR.asia: С 12 августа 2017 года в силу вступили 18 технических регламентов, которые стали едиными для всех стран участников Евразийского альянса. Как это отразится на социально-экономической ситуации в Кыргызстане? 

Искендер Шаршеев: На сегодняшний день это кардинальным образом никак не отразится на нашей социально-экономической ситуации. Но если наши предприниматели начнут экспортные операции, либо пойдут регистрировать новый продукт, то от них потребуют привести ее в соответствие требованиям ЕАЭС. Важным вопросом является то, будет ли правительство вести работу по проверке предприятий. Тогда перед ними встанет выбор – закрывать предприятия либо требовать, чтоб они прошли сертификацию. Тогда возможно будут закрываться какие-то предприятия, а значит расти социальная напряженность. А в целом еще до вступления в ЕАЭС в Кыргызстане были свои ГОСТы, стандарты и прочее. 

CABAR.asia: Закончился адаптационный период, предоставленный Кыргызстану после вступления в ЕАЭС. Что было сделано за этот период и есть ли какие-нибудь ощутимые результаты от пребывания КР в ЕАЭС? 

Искендер Шаршеев: Адаптационный период закончился, он был достаточно сложным для Кыргызстана. Некоторые государства предлагали свою помощь для того, чтоб построить современные лаборатории, но финансирование, обещанное два года назад, как известно, поступило буквально недавно. Сейчас потребуется еще как минимум год или два для того, чтоб обучить персонал и подготовить новое оборудование. Соответственно до сих пор нашим предпринимателям для получения многих позиций, для получения сертификатов по требованиям ЕАЭС приходится ехать в Алмату, в Москву. Три лаборатории были укомплектованы, но не так, чтобы полноценно функционировать на 100% по всем категориям продукции. В проекте было запланировано создание 11 лабораторий, была создана организация – Кыргызский Аккердитационный Центр, которая аккредитует и дает сертификаты, она выдала сертификаты — около 15, и продолжает это делать компаниям на текущий момент . В последний раз, когда мы проверяли в системе Тулпар количество выданных справок, то вышло около 7 тысяч выданных сертификатов соответствия ЕАЭС и около 4х тысяч деклараций соответствия товаров. Думаю, на текущий момент их выдано больше. 

CABAR.asia: С какими проблемами сталкивается Кыргызстан за два года в рамках пребывания в ЕАЭС? 

Искендер Шаршеев: Самые существенные проблемы это не вопрос сертификации, а ввоз товаров по заниженным ценам, по заниженным налогам. В итоге на территорию КР въезжает очень много товаров, страна недополучает налогов, потому что они отличаются заниженной стоимостью из стран ЕАЭС, так как за счет масштабов их экономик они могут позволить себе производить дешевые товары. В то же время это удар по отечественным производителям, производящим аналогичную продукцию, потому что их товары становятся неконкурентоспособными. Но данные в различных сферах отличаются. Например, легкая промышленность, наоборот, получила второе дыхание: экспорт в ЕАЭС изделий из текстиля увеличился. 

CABAR.asia: По последним данным переговоры по строительству железной дороги Китай-Кыргызстан –Узбекистан находятся на стадии завершения. Насколько реализуем этот проект и что он даст Кыргызстану? 

Искендер Шаршеев: Если Китаю, Кыргызстану и Узбекистану удастся договориться построить любой величины отрезок, любой ширины колеи, то это будет уже большой прогресс. Произойдет сильное удорожание участков вдоль планируемой трассы. Если трасса охватит всю страну — от севера до юга, то это будет сильнейший толчок развитию экспорта и импорта в Кыргызстане, в основном экспорта, потому что сырье будет заезжать по сравнительно дешевой цене, а значит конкурентоспособность кыргызстанских товаров увеличится внутри ЕАЭС. Я думаю, что это будет очень большой проект. И если он будет реализован, несмотря даже на то, через всю ли страну пройдет железная дорога или только через Баткен в любом случае он даст мощнейший импульс и увеличит экономику на 30%. Этот проект увеличит темпы роста экономики и вовлечение инвестиционного капитала. 

CABAR.asia: Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 2 сентября подписал указ «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики», предусматривающий введение свободной конвертации для юридических и физических лиц. Отразится ли эта политика каким-либо образом на торговле с Кыргызстаном? 

Искендер Шаршеев: Обвал черных рынков и либерализация валютной политики уравнивает базовые условия РУз с нашими. Если бы РУз этого не сделала, выгоды получили бы мы в торговле с Узбекистаном. Практически прибыль от экспорта с одновременным валютным обменом внутри РУз удваивается для экспортера из КР в случае старой конфигурации валютной политики РУз. Но с теми изменениями, что происходят сегодня, скорее всего эта возможность будет недоступна для наших экспортеров. По отношению к РУз же в двухсторонней торговле выгоды уравниваются. 

CABAR.asia: Два года назад право на разработку второго по величине в Кыргызстане золоторудного месторождения Джеруй получила российская компания ОАО «Восток-геолдобыча», входящая в группу компаний «Русская платина». Однако, работы по реализации проекта затягиваются. Как Вы думаете, с чем это связано? 

Искендер Шаршеев: Мы должны понимать, что многие проекты, которые были запланированы с Россией имеют одну и ту же причину торможения – это экономика в самой Российской Федерации, которая зависела от нефти и цен на сырье. А сбыт по высокой цене сырьевых ресурсов приносил России дополнительный доход, а значит, как государственные, так и частные инвестиции питались из этого источника. Соответственно, как только Россия столкнулась с тем, что ценны на нефть упали, и экономика была недостаточно диверсифицирована, инвестиционные возможности крупных групп внутри РФ резко упали. Это дало урок самой России, что необходимо диверсифицировать экономику, и не быть зависимой от ресурсов как в свое время выводы делали в Саудовской Аравии и в ОАЭ. На сегодняшний день нет ничего удивительного в том, что российский капитал пока не активизировался. Для его активизации необходимо получить дополнительный денежный приток. То есть нам нужно ждать более качественного развития экономики России, тогда российские инвесторы получат дополнительные денежные средства, что может занять годы – 6-10 лет. После того как российская экономика получит доступ к финансированию, либо заработает на внешнем рынке, только тогда проекты, начатые российскими компаниями у нас, начнут развиваться. 

CABAR.asia: Каковы прогнозы развития экономической ситуации в Кыргызстане? 

Искендер Шаршеев: При составлении бизнес планов обычно составляются несколько вариантов развития событий. Первый вариант событий – наихудший. Он связан с тем, что ситуация по международным санкциям против РФ будет ухудшаться, возможно, это приведет к войне или истощению самой РФ и нам, как союзнику, сателлиту Москвы, придется разделить вместе с ней кризис. Такой сценарий возможен и он реализуется по факту. 

Оптимистический сценарий связан с тем, что резко повысятся цены на нефть, дойдут до определенного оптимума, что вызовет удорожание внутри нашей страны многих аспектов себестоимости сфер экономики, тем самым увеличится платёжеспособность наших союзников, соответственно, с нашей стороны пойдет поток реэкспорта и трансграничная торговля через территорию нашей республики принесет свои плоды, страна получит доступ к большим ресурсам, потому что хорошо будет развиваться торговля. Россия снова начнет потреблять. Также в оптимистичном сценарии появится доступ к рынкам Ирана, Китая, Пакистана, Индии, которые крупные и благодарные рынки, но имеют особую специфику. 

Оптимальный прогноз заключается в том, что на протяжении длительного времени в среднем 6-7 лет будет около 7-8% инфляции, рост цен на сырье и на все остальное, и более медленный 3-5% рост доходов населения, и при этом медленное поступательное развитие торговых отношений с Китаем, Ираном, Индией, Пакистаном, Узбекистаном, Таджикистаном. Активное вовлечение Узбекистана в нашу экономику, наше вовлечение в узбекскую экономику и определенный уровень по некоторым видам товаров, отраслям торговли со стороны ЕАЭС, в частности с Казахстаном и Россией. На сегодняшний день крупнейшим потребителем кыргызских товаров является Казахстан, на втором месте – Россия. 

Интервью подготовила редактор CABAR.asia Наргиза Мураталиева

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Анклавы и эксклавы

Либертарианство – это система убеждений, которая лучше всего защищает права простого человека, нежели коммунизм или социализм, которые прямо требует защиты интересов партийных боссов. Так когда-то некие партийные боссы двух социалистических республик подарили друг другу участки земли, как бы вроде курорта или дачи. Но во время развала Союза, эти две республики как-то не решились вернуть друг другу земли. И получились анклавы – Сох, Шахимардан, таджикский Ворух, и на территории РУз – Барак. А нам теперь расхлебывать наследие советской номенклатуры. Сегодня ни один наш правитель, ни один наш парламент не смеют поднимать вопрос окончательной делимитации и демаркации границ, а также вопрос о ликвидации анклавов. Армия РУз – имеет свыше одного миллиона регулярных войск и свыше 700 тысяч резервистов. Хотя боеспособность армии еще не апробирована всерьез, но на блицкриг и мини-геноцид соседей Кыргызстана и Узбекистана хватит. В Кыргызской республике, есть около 600 самых боеспособны...

Falls and Rises: How Gold Prices Changed in Kyrgyzstan in June and Since the Beginning of 2025

14:00, July 10, 2025, Bishkek – 24.kg, Nargiza TOKOEVA Recently, global gold prices have been rising at an unusually rapid pace, repeatedly hitting record highs. The market has now somewhat stabilized. The surge in demand for the precious metal has been driven by several powerful factors: Aggressive purchases by central banks (especially BRICS countries) aiming to reduce dependence on the US dollar; Global geopolitical and trade tensions (tariff wars, sanctions, and regional conflicts); Weakening of the US dollar. All of these factors have made gold more attractive as a safe-haven asset. According to the London market, the most recent record was set on April 22, 2025, when the price of one troy ounce reached $3,434 on the London exchange. However, Kyrgyzstan recorded its highest local gold price on June 16, 2025. On April 23 — the day global gold prices hit a historical high — the National Bank of Kyrgyzstan set the price at 305,507.5 soms per ounce. But on June 16, the ...

Expert: Kyrgyzstan’s GDP Should Reach $50 Billion

Tuesday, December 31, 2024, 14:31 What was 2024 like for the republic’s economy? Economist Iskender Sharsheev, speaking with Vesti.kg , believes Kyrgyzstan’s GDP ought to be around $50 billion. Reviewing the past year’s performance, he noted: “The current year, 2024, has been an upswing for Kyrgyzstan’s economy. The government’s announced achievements have been justified: our state budget is now one trillion soms, and our GDP, for the first time in history, has reached $14 billion. I hope this upward trend continues every year. For a country like ours, a more appropriate level of GDP would be around $50 billion, with a per capita GDP of $5,000–$7,000. Currently, it stands at about $2,000—up from $1,260–$1,300 previously.” Sharsheev added that the Cabinet of Ministers has continued indexing salaries and social benefits: “Military salaries have gone up, with some officers now earning around $1,000, which is significant. Pensions have increased as well, and there are new benefits ...