Арман Калиев. АЛМАТЫ.
Участие в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) принесло странам Центральной Азии ряд проблем – экономических, геополитических и даже социальных, считают эксперты. ЕАЭС – региональная экономическая организация, образовавшаяся в 2015 году и состоящая из некоторых бывших советских стран – России, Казахстана, Кыргызстана, Беларуси и Армении. В настоящее время в нем председательствует Россия. Это один из нескольких экономических альянсов, организованных Россией в попытке удержать в зоне своего контроля бывшие советские республики. Другими подобными альянсами являются Организация Договора о коллективной безопасности и Шанхайская организация сотрудничества. ЕАЭС имеет общие внешние таможенные границы, в то время как между государствами-участниками обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Члены союза по соглашению должны проводить единую политику в сфере экономики для повышения своей конкурентоспособности и более эффективного развития. Подразумевается, что для этого требуется одобрение со стороны России. Однако на практике, по мнению экспертов, центральноазиатские страны не получили той пользы от объединения своих рынков с Россией, на которую рассчитывали.
Казахстан: рост цен и антироссийских настроений
До вступления Казахстана в ЕАЭС в 2015 году экономический обозреватель из Алматы Денис Кривошеев предупреждал, что подписание договора может привести «к ухудшению отношений не только между [Казахстаном и Россией], но и стать причиной внутренней социальной розни». Его прогнозы в отношении инфляции оправдались уже в том году в результате укрепления рубля и, как следствие, повышения цен на российские товары в Казахстане, рассказал он в интервью «Каравансараю». Казахстан также столкнулся с другими последствиями сближения с Россией: международные санкции в отношении России в связи с незаконным аннексированием Крыма также затрагивают Казахстан, считает Кривошеев. Это привело «к выкатыванию Казахстана из мировой повестки дня», считает он. «Несмотря на усилия [Казахстана] дистанцироваться от политики партнера по ЕАЭС [России], из этой связки выскочить не удается». Экономист добавил, что это привело к росту антироссийских настроений среди национальных элит Казахстана. Кривошеев также подчеркнул, что в последнее время все чаще звучат призывы выйти из экономического союза с Россией, невзирая на такие негативные последствия, как выход из зоны транспортной инфраструктуры с потерей возможности экспорта по привычным направлениям.
Кыргызстан: усиление зависимости от России Вступление в Евразийский экономический союз обернулось серьезным испытанием также для Кыргызстана, считает директор консалтинговой компании GTS из Бишкека, экономист Искендер Шаршеев. По его словам, Кыргызстан столкнулся с проблемой перекрытия канала реэкспорта из Китая в другие страны СНГ в связи с требованием ЕАЭС о введении тарифов на импорт товаров из стран, не являющихся членами экономического союза. Разорились фирмы, занимавшиеся реэкспортом. «По моей оценке, в Кыргызстане закрылось каждое пятое предприятие, производящее продукты питания из зерновых культур, сладости, алкоголь», – рассказал он в интервью «Каравансараю». В то же время местный рынок, говорит экономист, заполонили российские контрабандные товары, которые оказались дешевле местных, но при этом менее качественными. В связи с резким сокращением реэкспорта Кыргызстан, не имеющий значительных природных ресурсов, стал еще более зависим от денежных отправлений рабочих-мигрантов из России, отмечало ИА EurasiaNet в декабре прошлого года. За первые девять месяцев 2017 года кыргызстанские рабочие-мигранты, преимущественно проживающие в России, отправили домой 1,6 млрд долларов США (109,2 млрд сомов), что на 320 млн долларов США (21,8 млрд сомов) больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Россия ищет свою выгоду
«ЕАЭС выгоден только России, – говорит Шаршеев. – Ожидания того, что маленькие страны со слабой экономикой получат возможность продавать больше товаров "большому брату", не оправдались». Экономист отметил, что кыргызстанцы сегодня «испытывают кризис из-за того, что инфляция съедает доходы, в то время как запас прочности [экономики] исчерпывается». «Люди [в Кыргызстане] выживают и решают свои проблемы не благодаря [сотрудничеству с Россией], а вопреки», – говорит он. Евразийский союз принес Кыргызстану больше разочарований, говорит Шаршеев, упоминая срыв стратегического проекта строительства гидроэлектростанции. Перед вступлением Кыргызстана в ЕАЭС Россия обещала Бишкеку финансировать строительство Камбаратинской гидроэлектростанции-1 в Джалал-Абадской области, но не выполнила своих обязательств. Этот проект имеет огромное значение в плане энергобезопасности Кыргызстана. Перспективы глобализации По мнению Шаршеева, ЕАЭС в таком неудовлетворительном формате долго не просуществует. «Организация будет переформатирована или ликвидирована, – считает он. – Скорее всего, произойдет трансформация в другую функциональную плоскость. А странам-участницам, в частности Кыргызстану и Казахстану, необходимо сфокусироваться на глобализации и открывать для себя мировые рынки». Казахстан также находится в такой же невыгодной ситуации.
Экономист из Алматы Петр Своик в интервью новостному порталу 365info.kz в мае этого года констатировал, что Казахстану торговать с Россией «явно невыгодно». Он указал на профицитный баланс торговли Казахстана с Евросоюзом. По его словам, три четверти сырьевого экспорта Казахстана идет в европейские страны, при этом дорогих товаров оттуда импортируется мало. «При этом с Россией мы в минусе на 10 млрд долларов [3,3 трлн тенге] в год. Нашего сырья экспортируется мало (у России своего хватает), российский же импорт продолжает занимать в товарообороте первое место», – добавил Своик.
Оригинал статьи: http://central.asia-news.com/ru/articles/cnmi_ca/features/2018/05/29/feature-01
Комментарии
Отправить комментарий