К основному контенту

Экономисты: Евразийский экономический союз не принес обещанных преимуществ

Арман Калиев. АЛМАТЫ.

Участие в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) принесло странам Центральной Азии ряд проблем – экономических, геополитических и даже социальных, считают эксперты. ЕАЭС – региональная экономическая организация, образовавшаяся в 2015 году и состоящая из некоторых бывших советских стран – России, Казахстана, Кыргызстана, Беларуси и Армении. В настоящее время в нем председательствует Россия. Это один из нескольких экономических альянсов, организованных Россией в попытке удержать в зоне своего контроля бывшие советские республики. Другими подобными альянсами являются Организация Договора о коллективной безопасности и Шанхайская организация сотрудничества. ЕАЭС имеет общие внешние таможенные границы, в то время как между государствами-участниками обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Члены союза по соглашению должны проводить единую политику в сфере экономики для повышения своей конкурентоспособности и более эффективного развития. Подразумевается, что для этого требуется одобрение со стороны России. Однако на практике, по мнению экспертов, центральноазиатские страны не получили той пользы от объединения своих рынков с Россией, на которую рассчитывали. 

Казахстан: рост цен и антироссийских настроений 

До вступления Казахстана в ЕАЭС в 2015 году экономический обозреватель из Алматы Денис Кривошеев предупреждал, что подписание договора может привести «к ухудшению отношений не только между [Казахстаном и Россией], но и стать причиной внутренней социальной розни». Его прогнозы в отношении инфляции оправдались уже в том году в результате укрепления рубля и, как следствие, повышения цен на российские товары в Казахстане, рассказал он в интервью «Каравансараю». Казахстан также столкнулся с другими последствиями сближения с Россией: международные санкции в отношении России в связи с незаконным аннексированием Крыма также затрагивают Казахстан, считает Кривошеев. Это привело «к выкатыванию Казахстана из мировой повестки дня», считает он. «Несмотря на усилия [Казахстана] дистанцироваться от политики партнера по ЕАЭС [России], из этой связки выскочить не удается». Экономист добавил, что это привело к росту антироссийских настроений среди национальных элит Казахстана. Кривошеев также подчеркнул, что в последнее время все чаще звучат призывы выйти из экономического союза с Россией, невзирая на такие негативные последствия, как выход из зоны транспортной инфраструктуры с потерей возможности экспорта по привычным направлениям. 

Кыргызстан: усиление зависимости от России Вступление в Евразийский экономический союз обернулось серьезным испытанием также для Кыргызстана, считает директор консалтинговой компании GTS из Бишкека, экономист Искендер Шаршеев. По его словам, Кыргызстан столкнулся с проблемой перекрытия канала реэкспорта из Китая в другие страны СНГ в связи с требованием ЕАЭС о введении тарифов на импорт товаров из стран, не являющихся членами экономического союза. Разорились фирмы, занимавшиеся реэкспортом. «По моей оценке, в Кыргызстане закрылось каждое пятое предприятие, производящее продукты питания из зерновых культур, сладости, алкоголь», – рассказал он в интервью «Каравансараю». В то же время местный рынок, говорит экономист, заполонили российские контрабандные товары, которые оказались дешевле местных, но при этом менее качественными. В связи с резким сокращением реэкспорта Кыргызстан, не имеющий значительных природных ресурсов, стал еще более зависим от денежных отправлений рабочих-мигрантов из России, отмечало ИА EurasiaNet в декабре прошлого года. За первые девять месяцев 2017 года кыргызстанские рабочие-мигранты, преимущественно проживающие в России, отправили домой 1,6 млрд долларов США (109,2 млрд сомов), что на 320 млн долларов США (21,8 млрд сомов) больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. 

Россия ищет свою выгоду 

«ЕАЭС выгоден только России, – говорит Шаршеев. – Ожидания того, что маленькие страны со слабой экономикой получат возможность продавать больше товаров "большому брату", не оправдались». Экономист отметил, что кыргызстанцы сегодня «испытывают кризис из-за того, что инфляция съедает доходы, в то время как запас прочности [экономики] исчерпывается». «Люди [в Кыргызстане] выживают и решают свои проблемы не благодаря [сотрудничеству с Россией], а вопреки», – говорит он. Евразийский союз принес Кыргызстану больше разочарований, говорит Шаршеев, упоминая срыв стратегического проекта строительства гидроэлектростанции. Перед вступлением Кыргызстана в ЕАЭС Россия обещала Бишкеку финансировать строительство Камбаратинской гидроэлектростанции-1 в Джалал-Абадской области, но не выполнила своих обязательств. Этот проект имеет огромное значение в плане энергобезопасности Кыргызстана. Перспективы глобализации По мнению Шаршеева, ЕАЭС в таком неудовлетворительном формате долго не просуществует. «Организация будет переформатирована или ликвидирована, – считает он. – Скорее всего, произойдет трансформация в другую функциональную плоскость. А странам-участницам, в частности Кыргызстану и Казахстану, необходимо сфокусироваться на глобализации и открывать для себя мировые рынки». Казахстан также находится в такой же невыгодной ситуации. 

Экономист из Алматы Петр Своик в интервью новостному порталу 365info.kz в мае этого года констатировал, что Казахстану торговать с Россией «явно невыгодно». Он указал на профицитный баланс торговли Казахстана с Евросоюзом. По его словам, три четверти сырьевого экспорта Казахстана идет в европейские страны, при этом дорогих товаров оттуда импортируется мало. «При этом с Россией мы в минусе на 10 млрд долларов [3,3 трлн тенге] в год. Нашего сырья экспортируется мало (у России своего хватает), российский же импорт продолжает занимать в товарообороте первое место», – добавил Своик.

Оригинал статьи: http://central.asia-news.com/ru/articles/cnmi_ca/features/2018/05/29/feature-01

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Анклавы и эксклавы

Либертарианство – это система убеждений, которая лучше всего защищает права простого человека, нежели коммунизм или социализм, которые прямо требует защиты интересов партийных боссов. Так когда-то некие партийные боссы двух социалистических республик подарили друг другу участки земли, как бы вроде курорта или дачи. Но во время развала Союза, эти две республики как-то не решились вернуть друг другу земли. И получились анклавы – Сох, Шахимардан, таджикский Ворух, и на территории РУз – Барак. А нам теперь расхлебывать наследие советской номенклатуры. Сегодня ни один наш правитель, ни один наш парламент не смеют поднимать вопрос окончательной делимитации и демаркации границ, а также вопрос о ликвидации анклавов. Армия РУз – имеет свыше одного миллиона регулярных войск и свыше 700 тысяч резервистов. Хотя боеспособность армии еще не апробирована всерьез, но на блицкриг и мини-геноцид соседей Кыргызстана и Узбекистана хватит. В Кыргызской республике, есть около 600 самых боеспособны...

Falls and Rises: How Gold Prices Changed in Kyrgyzstan in June and Since the Beginning of 2025

14:00, July 10, 2025, Bishkek – 24.kg, Nargiza TOKOEVA Recently, global gold prices have been rising at an unusually rapid pace, repeatedly hitting record highs. The market has now somewhat stabilized. The surge in demand for the precious metal has been driven by several powerful factors: Aggressive purchases by central banks (especially BRICS countries) aiming to reduce dependence on the US dollar; Global geopolitical and trade tensions (tariff wars, sanctions, and regional conflicts); Weakening of the US dollar. All of these factors have made gold more attractive as a safe-haven asset. According to the London market, the most recent record was set on April 22, 2025, when the price of one troy ounce reached $3,434 on the London exchange. However, Kyrgyzstan recorded its highest local gold price on June 16, 2025. On April 23 — the day global gold prices hit a historical high — the National Bank of Kyrgyzstan set the price at 305,507.5 soms per ounce. But on June 16, the ...

Expert: Kyrgyzstan’s GDP Should Reach $50 Billion

Tuesday, December 31, 2024, 14:31 What was 2024 like for the republic’s economy? Economist Iskender Sharsheev, speaking with Vesti.kg , believes Kyrgyzstan’s GDP ought to be around $50 billion. Reviewing the past year’s performance, he noted: “The current year, 2024, has been an upswing for Kyrgyzstan’s economy. The government’s announced achievements have been justified: our state budget is now one trillion soms, and our GDP, for the first time in history, has reached $14 billion. I hope this upward trend continues every year. For a country like ours, a more appropriate level of GDP would be around $50 billion, with a per capita GDP of $5,000–$7,000. Currently, it stands at about $2,000—up from $1,260–$1,300 previously.” Sharsheev added that the Cabinet of Ministers has continued indexing salaries and social benefits: “Military salaries have gone up, with some officers now earning around $1,000, which is significant. Pensions have increased as well, and there are new benefits ...