В КР Численность населения республики по
оценочным данным на 1 января 2020 года составила 6 млн. 523,5 тыс. человек.
Экономически активное население составляет 2538,7 тыс. человек. Численность
занятого населения составляет 2382,5 тыс. человек.
SARS COV 2 или COVID 19 стал серьезным
фактором, возникновение которого было спрогнозировано, но данному вопросу не
было уделено должного внимания в мире, и соответственно в Кыргызской
Республике. Несмотря на наличие такого риска, по всему миру инвестиции в здравоохранение
не превышали определенного минимума, в результате чего данный фактор стал
событием, которое можно охарактеризовать как “черный лебедь” - понятие,
введенное Насимом Талебом в книге “Антихрупкость”. Этот фактор привел к
закрытию границ по всему миру и серьезному ограничению логистических операций, туристических
потоков. В Кыргызской Республике был
нанесен сильнейший урон сектору отелей, кафе, ресторанов (понятие HoReCa), туристическому
бизнесу, связанному с внутренним и внешним туризмом, инфраструктуре банкетного
бизнеса. швейному сектору, работающему на экспорт, секторам развлечений и
досуга. Удар был нанесен и по малому-среднему бизнесу, секторам услуг,
строительства, производства и поставки строительных материалов, СМИ. Сильное
влияние ощутили безработные, которых в Кыргызской Республике зафиксирован
уровень общей безработицы 6,2%. Уровень официальной безработицы на 1 марта 2020
года по республике составил 3,0%. Число безработных, состоящих на учете в
службе занятости, составило 96,2 тыс. человек. Численность официально
зарегистрированных безработных составила 76, 8 тыс. человек[1].
Число безработных 156,3 тыс. человек. В период карантинных мер с 25 марта 2020[2]
безработные потеряли возможность участия в подрядах разнорабочих, сезонных
подрядах посевных работ, что усугубило их положение. Общее количество
В стране согласно режиму ЧП были
приостановлены платежи в по кредитам в банковских учреждениях по основному
долгу, с сохранением начисления годовых процентов, согласно Постановлению[3] НБКР,
снизились поступления от по процентам по ипотеке и бизнес-кредитам в марте,
апреле и мае 2020. Произошло снижение платежей и в секторе микрокредитования.
По причине ЧП снизилось число сделок по купле-продаже недвижимого имущества. В
марте и апреле сделки практически не совершались, что могло нанести сильный
удар по строительному сектору Кыргызской Республики.
Ущерб, нанесенный индустрии развлечений и
праздничных мероприятий, объем которого по некоторым оценкам составляет порядка
2 млрд. долларов США, может составить до $ 280 млн.
Также Правительство Кыргызской Республики
может недополучить за прошедшие месяцы, в которые были применены меры
социальной дистанции, порядка 15%[4] от
запланированного поступления в государственный бюджет страны. Эта сумма может
составить порядка 26 млрд. сомов. Общий объем расходов республиканского бюджета
на 2020 год установлен на уровне 173 млрд 663 млн сомов (26% ВВП). Дефицит
республиканского бюджета на 2020 год составит 9 млрд 953 млн сомов или 1,5 %
ВВП.
Касательно того, к каким последствиям это
может привести бюджетный дефицит, следует принять во внимание, что влияние его ожидается
опосредованное и вес влияния на ситуацию не более 3%.
Согласно опросу,
проведенному Ассоциацией молодых предпринимателей ЖИА в апреле 2020 года в
период действия карантина в Кыргызской Республике, 44% бизнесменов в среднем
имеют кредитные обязательства. Выплаты по кредитам приостановлены на основную
сумму, но процент начисляется и будет истребован после окончания действия
режима чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации. У 48% бизнесменов
персонал был освобожден он деятельности без получения дохода. Только 5%
организаций смогли организовать удаленную работу с использованием
информационно-коммуникационных технологий. 88% предпринимателей, принявших
участие в опросе, заявили о значительном ущербе от карантина. 82%
предпринимателей ощутили негативный эффект от COVID19 еще в марте 2020 года.
У 62% бизнесменов выручка упала на 100% в течение апреля месяца 2020 года.
При экстраполяции данного
опроса на всю Кыргызскую Республику, ожидается следующее. В январе-сентябре
2019г. на территории Кыргызской Республики действовало 12,0 тыс. предприятий,
из них 11,3 тыс. - малые предприятия и 0,7 тыс. - средние предприятия. При этом,
более 61 процента из числа действующих малых предприятий осуществляют свою
деятельность в г.Бишкек.
Число индивидуальных
предпринимателей, включенных в базу данных Единого государственного регистра
статистических единиц, на 1 октября 2019 г. составило 409,1 тыс. и по сравнению
с аналогичной датой предыдущего года возросло на 2,8 процента.
Численность занятых в
малых и средних предприятиях в январе-сентябре 2019 г. составила 84,0 тыс.
человек[5].
В январе-сентябре 2019 г.
объем валовой добавленной стоимости, произведенной субъектами малого и среднего
предпринимательства, сложился в размере 157,2 млрд. сомов и по сравнению с
соответствующим периодом прошлого года увеличился на 10,8 процента, а ее доля в
объеме ВВП составила 39,5 процента (37,3 процента к ВВП - в 2018 г.).
В течение 3-х месяцев
карантинных мероприятий, доход могут потерять порядка 40 320 человек, что
вместе с численностью безработных может составить цифру порядка 196,6 тыс.
человек. Это предполагаемая критическая масса населения, которая может быть
подвергнута радикализации.
Из 196,6 тыс. человек
потерявших доходы в последние 3 месяца не менее 1,4 % могут быть потенциально
опасными и в текущее время участвовать в совершении преступлений для выживания,
таких как убийства с целью грабежа, воровство, кражи, перепродажа имущества с
целью получения средств на обеспечение элементарного выживания. Именно эти 2,7
тыс. человек могут быть мобилизованы радикальными организациями для различных
целей. В преддверии выборов в Парламент Кыргызской Республики осенью 2020 года,
такое количество человек может также использоваться в организации митингов,
демонстраций и массовых беспорядков в политических целях.
Для государства важно
было бы используя социальных работников, в сотрудничестве с благотворительными
фондами и волонтерскими группами определить и идентифицировать точно и
поименно, поадресно, представителей неимущего населения, нуждающихся в
поддержке, для оказания адресной помощи в течение полугода после окончания карантинных
мероприятий, вызванных фактором COVID19. Для этих целей требуется:
·
Создать базу данных неимущего населения;
·
Создать пункты выдачи помощи;
·
Объявить сбор средств для адресной помощи населению;
·
Привлечь гражданских активистов;
·
Обеспечить механизмы прозрачности сбора и распределения средств;
·
Провести 6-месячную кампанию по поддержке малоимущего населения после
отмены карантинных мероприятий.
Для регуляции проблемы
выпадения доходов населения, особенно в сфере МСБ требуется принятие мер
поддержки МСБ через предоставление финансовой или фискальной поддержки.
Согласно заявлениям[7] Правительства
КР, поддержки для бизнес-сообщества похожей на ту, что оказывается в некоторых других
странах в форме разовых финансовых субсидий не предусматривается. Однако именно
поддержка подобного рода была бы большим подспорьем в сохранении и увеличении
рабочих мест в стране, что могло бы противодействовать радикализации. По
причине карантинных мер выпадение в ВВП по МСБ может составить от 13 до 23
млрд. сомов. Пакет такой разовой помощи в условиях Кыргызской Республики должен
был бы составить порядка 10 млрд. сомов или порядка $ 130 млн. США с выдачей
денежных средств до $10 тыс. каждому предприятию, зарегистрированному в
качестве налогового резидента. Однако в свете реальной экономической ситуации осуществление
данной рекомендации может обсуждаться.
В целом для устранения
последствий COVID 19 в экономике Кыргызской
Республики потребуется структурное изменение государственной политике к
экономическому развитию. Потребуется комплекс мер, таких как:
·
Упрощение налогового администрирования;
·
Проведение реформы системы социального страхования и снижения ставок по
социальному страхованию;
·
Снижение налоговых ставок по основным налогам на 2-5% от существующих в
текущее время;
·
Рассмотрение возможностей упрощения таможенного администрирования;
·
Снижение внутренних таможенных ставок на сырьевые материалы для активизации
производства в стране;
·
Устранение любых налоговых или таможенных нагрузок на экспортные операции;
·
Содействие отечественным предприятиям в создании новых рабочих мест на
экспорт-ориентированных мелкотоварных производствах;
·
Улучшить инвестиционную привлекательность страны через специальные
программы привлечения инвестиций;
·
Создать благоприятные для экспортеров валютные условия;
·
Способствовать через кредитные учреждения снижению ставок по кредитам и займам
для бизнеса в кредитных учреждениях до уровней принятых в большинстве
государств мира, с оказанием содействия росту их капитализации;
·
Работать над повышением доверия государству, как проводнику и защитнику
интересов населения и его коммерчески-активной части.
Для проведения данного комплекса
мер Правительству КР возможно потребуется привлечение ресурсов международного
сообщества, включая запросы на координацию международных доноров, работающих в
Кыргызской Республике и в целом по Центральной Азии.
Искендер Шаршеев
Дата проведения экспресс-анализа 22.05.2020
[5] Основные показатели
деятельности малого и среднего предпринимательства по территории в январе-сентябре 2019 г. НСК.
Комментарии
Отправить комментарий