К основному контенту

Ситуация в экономике возникшая в результате возникновения фактора коронавируса


В КР Численность населения республики по оценочным данным на 1 января 2020 года составила 6 млн. 523,5 тыс. человек. Экономически активное население составляет 2538,7 тыс. человек. Численность занятого населения составляет 2382,5 тыс. человек.

SARS COV 2 или COVID 19 стал серьезным фактором, возникновение которого было спрогнозировано, но данному вопросу не было уделено должного внимания в мире, и соответственно в Кыргызской Республике. Несмотря на наличие такого риска, по всему миру инвестиции в здравоохранение не превышали определенного минимума, в результате чего данный фактор стал событием, которое можно охарактеризовать как “черный лебедь” - понятие, введенное Насимом Талебом в книге “Антихрупкость”. Этот фактор привел к закрытию границ по всему миру и серьезному ограничению логистических операций, туристических потоков.  В Кыргызской Республике был нанесен сильнейший урон сектору отелей, кафе, ресторанов (понятие HoReCa), туристическому бизнесу, связанному с внутренним и внешним туризмом, инфраструктуре банкетного бизнеса. швейному сектору, работающему на экспорт, секторам развлечений и досуга. Удар был нанесен и по малому-среднему бизнесу, секторам услуг, строительства, производства и поставки строительных материалов, СМИ. Сильное влияние ощутили безработные, которых в Кыргызской Республике зафиксирован уровень общей безработицы 6,2%. Уровень официальной безработицы на 1 марта 2020 года по республике составил 3,0%. Число безработных, состоящих на учете в службе занятости, составило 96,2 тыс. человек. Численность официально зарегистрированных безработных составила 76, 8 тыс. человек[1]. Число безработных 156,3 тыс. человек. В период карантинных мер с 25 марта 2020[2] безработные потеряли возможность участия в подрядах разнорабочих, сезонных подрядах посевных работ, что усугубило их положение. Общее количество
В стране согласно режиму ЧП были приостановлены платежи в по кредитам в банковских учреждениях по основному долгу, с сохранением начисления годовых процентов, согласно Постановлению[3] НБКР, снизились поступления от по процентам по ипотеке и бизнес-кредитам в марте, апреле и мае 2020. Произошло снижение платежей и в секторе микрокредитования. По причине ЧП снизилось число сделок по купле-продаже недвижимого имущества. В марте и апреле сделки практически не совершались, что могло нанести сильный удар по строительному сектору Кыргызской Республики. 
Ущерб, нанесенный индустрии развлечений и праздничных мероприятий, объем которого по некоторым оценкам составляет порядка 2 млрд. долларов США, может составить до $ 280 млн. 
Также Правительство Кыргызской Республики может недополучить за прошедшие месяцы, в которые были применены меры социальной дистанции, порядка 15%[4] от запланированного поступления в государственный бюджет страны. Эта сумма может составить порядка 26 млрд. сомов. Общий объем расходов республиканского бюджета на 2020 год установлен на уровне 173 млрд 663 млн сомов (26% ВВП). Дефицит республиканского бюджета на 2020 год составит 9 млрд 953 млн сомов или 1,5 % ВВП.
Касательно того, к каким последствиям это может привести бюджетный дефицит, следует принять во внимание, что влияние его ожидается опосредованное и вес влияния на ситуацию не более 3%.
Согласно опросу, проведенному Ассоциацией молодых предпринимателей ЖИА в апреле 2020 года в период действия карантина в Кыргызской Республике, 44% бизнесменов в среднем имеют кредитные обязательства. Выплаты по кредитам приостановлены на основную сумму, но процент начисляется и будет истребован после окончания действия режима чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации. У 48% бизнесменов персонал был освобожден он деятельности без получения дохода. Только 5% организаций смогли организовать удаленную работу с использованием информационно-коммуникационных технологий. 88% предпринимателей, принявших участие в опросе, заявили о значительном ущербе от карантина. 82% предпринимателей ощутили негативный эффект от COVID19 еще в марте 2020 года. У 62% бизнесменов выручка упала на 100% в течение апреля месяца 2020 года.
При экстраполяции данного опроса на всю Кыргызскую Республику, ожидается следующее. В январе-сентябре 2019г. на территории Кыргызской Республики действовало 12,0 тыс. предприятий, из них 11,3 тыс. - малые предприятия и 0,7 тыс. - средние предприятия. При этом, более 61 процента из числа действующих малых предприятий осуществляют свою деятельность в г.Бишкек.
Число индивидуальных предпринимателей, включенных в базу данных Единого государственного регистра статистических единиц, на 1 октября 2019 г. составило 409,1 тыс. и по сравнению с аналогичной датой предыдущего года возросло на 2,8 процента.
Численность занятых в малых и средних предприятиях в январе-сентябре 2019 г. составила 84,0 тыс. человек[5].
В январе-сентябре 2019 г. объем валовой добавленной стоимости, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, сложился в размере 157,2 млрд. сомов и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 10,8 процента, а ее доля в объеме ВВП составила 39,5 процента (37,3 процента к ВВП - в 2018 г.).
В течение 3-х месяцев карантинных мероприятий, доход могут потерять порядка 40 320 человек, что вместе с численностью безработных может составить цифру порядка 196,6 тыс. человек. Это предполагаемая критическая масса населения, которая может быть подвергнута радикализации.

Из 196,6 тыс. человек потерявших доходы в последние 3 месяца не менее 1,4 % могут быть потенциально опасными и в текущее время участвовать в совершении преступлений для выживания, таких как убийства с целью грабежа, воровство, кражи, перепродажа имущества с целью получения средств на обеспечение элементарного выживания. Именно эти 2,7 тыс. человек могут быть мобилизованы радикальными организациями для различных целей. В преддверии выборов в Парламент Кыргызской Республики осенью 2020 года, такое количество человек может также использоваться в организации митингов, демонстраций и массовых беспорядков в политических целях. 

Для государства важно было бы используя социальных работников, в сотрудничестве с благотворительными фондами и волонтерскими группами определить и идентифицировать точно и поименно, поадресно, представителей неимущего населения, нуждающихся в поддержке, для оказания адресной помощи в течение полугода после окончания карантинных мероприятий, вызванных фактором COVID19. Для этих целей требуется:

·        Создать базу данных неимущего населения;
·        Создать пункты выдачи помощи;
·        Объявить сбор средств для адресной помощи населению;
·        Привлечь гражданских активистов;
·        Обеспечить механизмы прозрачности сбора и распределения средств;
·        Провести 6-месячную кампанию по поддержке малоимущего населения после отмены карантинных мероприятий.

Для регуляции проблемы выпадения доходов населения, особенно в сфере МСБ требуется принятие мер поддержки МСБ через предоставление финансовой или фискальной поддержки. Согласно заявлениям[7] Правительства КР, поддержки для бизнес-сообщества похожей на ту, что оказывается в некоторых других странах в форме разовых финансовых субсидий не предусматривается. Однако именно поддержка подобного рода была бы большим подспорьем в сохранении и увеличении рабочих мест в стране, что могло бы противодействовать радикализации. По причине карантинных мер выпадение в ВВП по МСБ может составить от 13 до 23 млрд. сомов. Пакет такой разовой помощи в условиях Кыргызской Республики должен был бы составить порядка 10 млрд. сомов или порядка $ 130 млн. США с выдачей денежных средств до $10 тыс. каждому предприятию, зарегистрированному в качестве налогового резидента. Однако в свете реальной экономической ситуации осуществление данной рекомендации может обсуждаться.

В целом для устранения последствий COVID 19 в экономике Кыргызской Республики потребуется структурное изменение государственной политике к экономическому развитию. Потребуется комплекс мер, таких как:
·        Упрощение налогового администрирования;
·        Проведение реформы системы социального страхования и снижения ставок по социальному страхованию;
·        Снижение налоговых ставок по основным налогам на 2-5% от существующих в текущее время;
·        Рассмотрение возможностей упрощения таможенного администрирования;
·        Снижение внутренних таможенных ставок на сырьевые материалы для активизации производства в стране;
·        Устранение любых налоговых или таможенных нагрузок на экспортные операции;
·        Содействие отечественным предприятиям в создании новых рабочих мест на экспорт-ориентированных мелкотоварных производствах;
·        Улучшить инвестиционную привлекательность страны через специальные программы привлечения инвестиций;
·        Создать благоприятные для экспортеров валютные условия;
·        Способствовать через кредитные учреждения снижению ставок по кредитам и займам для бизнеса в кредитных учреждениях до уровней принятых в большинстве государств мира, с оказанием содействия росту их капитализации;
·        Работать над повышением доверия государству, как проводнику и защитнику интересов населения и его коммерчески-активной части.

Для проведения данного комплекса мер Правительству КР возможно потребуется привлечение ресурсов международного сообщества, включая запросы на координацию международных доноров, работающих в Кыргызской Республике и в целом по Центральной Азии.

Искендер Шаршеев

Дата проведения экспресс-анализа 22.05.2020





[5]         Основные показатели деятельности малого и среднего предпринимательства по территории в январе-сентябре 2019 г. НСК.
[6]  Публикация 24.kg



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Анклавы и эксклавы

Либертарианство – это система убеждений, которая лучше всего защищает права простого человека, нежели коммунизм или социализм, которые прямо требует защиты интересов партийных боссов. Так когда-то некие партийные боссы двух социалистических республик подарили друг другу участки земли, как бы вроде курорта или дачи. Но во время развала Союза, эти две республики как-то не решились вернуть друг другу земли. И получились анклавы – Сох, Шахимардан, таджикский Ворух, и на территории РУз – Барак. А нам теперь расхлебывать наследие советской номенклатуры. Сегодня ни один наш правитель, ни один наш парламент не смеют поднимать вопрос окончательной делимитации и демаркации границ, а также вопрос о ликвидации анклавов. Армия РУз – имеет свыше одного миллиона регулярных войск и свыше 700 тысяч резервистов. Хотя боеспособность армии еще не апробирована всерьез, но на блицкриг и мини-геноцид соседей Кыргызстана и Узбекистана хватит. В Кыргызской республике, есть около 600 самых боеспособны...

Falls and Rises: How Gold Prices Changed in Kyrgyzstan in June and Since the Beginning of 2025

14:00, July 10, 2025, Bishkek – 24.kg, Nargiza TOKOEVA Recently, global gold prices have been rising at an unusually rapid pace, repeatedly hitting record highs. The market has now somewhat stabilized. The surge in demand for the precious metal has been driven by several powerful factors: Aggressive purchases by central banks (especially BRICS countries) aiming to reduce dependence on the US dollar; Global geopolitical and trade tensions (tariff wars, sanctions, and regional conflicts); Weakening of the US dollar. All of these factors have made gold more attractive as a safe-haven asset. According to the London market, the most recent record was set on April 22, 2025, when the price of one troy ounce reached $3,434 on the London exchange. However, Kyrgyzstan recorded its highest local gold price on June 16, 2025. On April 23 — the day global gold prices hit a historical high — the National Bank of Kyrgyzstan set the price at 305,507.5 soms per ounce. But on June 16, the ...

Expert: Kyrgyzstan’s GDP Should Reach $50 Billion

Tuesday, December 31, 2024, 14:31 What was 2024 like for the republic’s economy? Economist Iskender Sharsheev, speaking with Vesti.kg , believes Kyrgyzstan’s GDP ought to be around $50 billion. Reviewing the past year’s performance, he noted: “The current year, 2024, has been an upswing for Kyrgyzstan’s economy. The government’s announced achievements have been justified: our state budget is now one trillion soms, and our GDP, for the first time in history, has reached $14 billion. I hope this upward trend continues every year. For a country like ours, a more appropriate level of GDP would be around $50 billion, with a per capita GDP of $5,000–$7,000. Currently, it stands at about $2,000—up from $1,260–$1,300 previously.” Sharsheev added that the Cabinet of Ministers has continued indexing salaries and social benefits: “Military salaries have gone up, with some officers now earning around $1,000, which is significant. Pensions have increased as well, and there are new benefits ...