К основному контенту

Железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан: с какими трудностями столкнулся проект и когда начнется его реализация?

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров 6 мая сообщил, что строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан начнется в октябре этого года. До этого глава государства заявлял, что страны-участницы «достигли общего понимания о механизме реализации проекта». При этом он подчеркнул, что «Кыргызстан настроен очень решительно и намерен построить эту магистраль за ближайшие несколько лет». В то же время не секрет, что разговоры о старте данной стройки ведутся уже довольно давно, поэтому немало скептиков, которые сомневаются в том, что проект будет реализован. О том, почему эта железнодорожная ветка важна для Кыргызстана и что необходимо для того, чтобы она все-таки появилась, «Азаттык» побеседовал с экономистом и аналитиком Искендером Шаршеевым. «Азаттык»: Говоря о начале строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, Садыр Жапаров заметил, что сейчас «КР – страна, которая находится в [транспортном] тупике». А с окончанием стройки, по его словам, у КР «будет прямой выход в мир». Какие еще дивиденды несет этот проект стране? Искендер Шаршеев: Эта железнодорожная магистраль может дать Кыргызстану значительные экономические выгоды. Во-первых, эта дорога усилит транспортные связи КР с другими странами Центральной и Юго-Восточной Азии, а также с Европой, что способствует расширению экспортных и импортных возможностей страны. К тому же сокращение расстояний и времени перевозок может значительно увеличить конкурентоспособность кыргызских товаров на международных рынках. Во-вторых, стройка предполагает создание новых рабочих мест и стимулирование экономического развития регионов Кыргызстана, через которые пройдет железнодорожная ветка, что может привести к улучшению уровня жизни населения в этих областях. Вдобавок инфраструктурные улучшения, связанные с проектом, позволят привлечь дополнительные инвестиции как из-за рубежа, так и внутри самой страны. Президент КР уже подчеркивал, что строительство данной дороги повысит транзитный потенциал страны и создаст новые возможности для внешнеэкономической деятельности, что является ключевым аспектом для республики, не имеющей выхода к морю. Таким образом, будущая железнодорожная магистраль имеет потенциал кардинально изменить экономическую ситуацию в Кыргызстане, повышая его региональное влияние и укрепляя экономические связи с ключевыми партнерами. «Азаттык»: Между тем, гендиректор АБР по Центральной и Западной Азии Евгений Жуков ранее заявил, что для КР реализация этого проекта «очевидно будет достаточно дорогостоящей» и сейчас Азиатский банк развития оказывает техпомощь по оценке, «от которой будет зависеть, насколько жизнеспособен этот проект». Не получится ли так, что инвесторы не заинтересуются, а Кыргызстану будет не по силам самостоятельно финансировать свою часть? Искендер Шаршеев: Действительно, финансирование такого крупномасштабного проекта представляет собой серьезную проблему для Кыргызстана. Основные опасения заключаются в высокой стоимости строительства и неопределенности привлечения инвесторов. Без поддержки крупных международных и региональных инвесторов, а также возможной финансовой помощи от международных финансовых организаций самостоятельное финансирование для КР может оказаться непосильной задачей. Ситуация усугубляется тем, что экономическая отдача от проекта и его влияние на улучшение экономической ситуации в стране может проявиться не сразу, а только в долгосрочной перспективе. Однако, у страны есть определенные резервы и при определенных обстоятельствах, страна может вытянуть проект самостоятельно. К примеру, использовать золотые запасы. Предполагаемый маршрут железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Железная дорога «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»: реализация проекта уперлась в вопрос финансирования «Азаттык»: Ранее эксперты высказывали мнения, что реализация проекта запаздывает и причины озвучиваются самые разные. Но в последние 2-3 года заметны некие подвижки, хотя даты начала реализации проекта все равно сдвигаются. Здесь дело только в финансовой стороне вопроса или есть более глубинные политические разногласия? Искендер Шаршеев: Основной проблемой остается финансирование. Проект требует значительных инвестиций, и его стоимость оценивается в миллиарды долларов. Для Кыргызстана, страны с его ограниченными финансовыми ресурсами, привлечение необходимого объема инвестиций является сложной задачей. Это, как я уже сказал, усугубляется неопределенностью в экономической отдаче проекта в краткосрочной перспективе. В проекте участвуют несколько стран, и не всегда их интересы совпадают. Например, могут возникать разногласия по выбору маршрута железной дороги, что влияет на интересы каждой из сторон. Также, значительную роль играет политическая стабильность в регионе, поскольку любые напряженности между странами могут сказаться на прогрессе проекта. Более того, надо понимать, что никому в мире не интересно процветание нашей страны. Реальная политика требует, наоборот, ослабления других государств и усиление собственного. Только нам нужно наше процветание. А железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан – это ведь прямой конкурент «Транссиба» и «Трансказа», того же Суэцкого канала. И вообще реализация такого масштабного инфраструктурного проекта требует детального планирования, включая экологическую оценку воздействия. Эти аспекты могут вызывать дополнительные задержки и необходимость пересмотра планов. «Азаттык»: Россия не раз высказывала желание участвовать в строительстве этой ж/д дороги, но недавно на экспертном уровне было озвучено мнение, что Москва в проекте не участвует. Каковы интересы РФ в этой сфере? Искендер Шаршеев: Россия традиционно имеет значительные интересы в Центральной Азии, включая экономические, политические и стратегические аспекты. Участие в таком проекте позволяет ей укрепить свое влияние в регионе через инвестиции и строительство инфраструктуры, что может способствовать расширению российских экспортных рынков и обеспечить работой российские компании. Этот проект также может улучшить транзитные возможности для российских грузов в Южную и Юго-Восточную Азию, что увеличит геоэкономическое значение РФ как транспортного коридора. А Россия заинтересована в укреплении своих позиций в регионе в условиях нарастающей конкуренции с Китаем и другими глобальными игроками. То есть участие в проектах инфраструктурного развития является одним из способов поддержания своего влияния. Однако, несмотря на эти потенциальные интересы, на практике участие России в проекте может столкнуться с рядом препятствий, включая финансовые ограничения в силу войны с Украиной и возможные политические разногласия с другими странами-участницами строительства. Это может объяснять, почему, несмотря на выраженный интерес, на данный момент Россия не принимает активного участия в реализации этого проекта. Он может идти вразрез с интересами РФ и быть фундаментом пантюркизма, пантуранизма, что конечно же, невыгодно огромному количеству и других оппонирующих стран.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Анклавы и эксклавы

Либертарианство – это система убеждений, которая лучше всего защищает права простого человека, нежели коммунизм или социализм, которые прямо требует защиты интересов партийных боссов. Так когда-то некие партийные боссы двух социалистических республик подарили друг другу участки земли, как бы вроде курорта или дачи. Но во время развала Союза, эти две республики как-то не решились вернуть друг другу земли. И получились анклавы – Сох, Шахимардан, таджикский Ворух, и на территории РУз – Барак. А нам теперь расхлебывать наследие советской номенклатуры. Сегодня ни один наш правитель, ни один наш парламент не смеют поднимать вопрос окончательной делимитации и демаркации границ, а также вопрос о ликвидации анклавов. Армия РУз – имеет свыше одного миллиона регулярных войск и свыше 700 тысяч резервистов. Хотя боеспособность армии еще не апробирована всерьез, но на блицкриг и мини-геноцид соседей Кыргызстана и Узбекистана хватит. В Кыргызской республике, есть около 600 самых боеспособны...

Falls and Rises: How Gold Prices Changed in Kyrgyzstan in June and Since the Beginning of 2025

14:00, July 10, 2025, Bishkek – 24.kg, Nargiza TOKOEVA Recently, global gold prices have been rising at an unusually rapid pace, repeatedly hitting record highs. The market has now somewhat stabilized. The surge in demand for the precious metal has been driven by several powerful factors: Aggressive purchases by central banks (especially BRICS countries) aiming to reduce dependence on the US dollar; Global geopolitical and trade tensions (tariff wars, sanctions, and regional conflicts); Weakening of the US dollar. All of these factors have made gold more attractive as a safe-haven asset. According to the London market, the most recent record was set on April 22, 2025, when the price of one troy ounce reached $3,434 on the London exchange. However, Kyrgyzstan recorded its highest local gold price on June 16, 2025. On April 23 — the day global gold prices hit a historical high — the National Bank of Kyrgyzstan set the price at 305,507.5 soms per ounce. But on June 16, the ...

Expert: Kyrgyzstan’s GDP Should Reach $50 Billion

Tuesday, December 31, 2024, 14:31 What was 2024 like for the republic’s economy? Economist Iskender Sharsheev, speaking with Vesti.kg , believes Kyrgyzstan’s GDP ought to be around $50 billion. Reviewing the past year’s performance, he noted: “The current year, 2024, has been an upswing for Kyrgyzstan’s economy. The government’s announced achievements have been justified: our state budget is now one trillion soms, and our GDP, for the first time in history, has reached $14 billion. I hope this upward trend continues every year. For a country like ours, a more appropriate level of GDP would be around $50 billion, with a per capita GDP of $5,000–$7,000. Currently, it stands at about $2,000—up from $1,260–$1,300 previously.” Sharsheev added that the Cabinet of Ministers has continued indexing salaries and social benefits: “Military salaries have gone up, with some officers now earning around $1,000, which is significant. Pensions have increased as well, and there are new benefits ...