Эксперты полагают что при переходе на электромобили Кыргызстан может столкнуться с некоторыми проблемами, которые требуют срочного решения.
В 2021 году Кыргызстан в рамках Парижского соглашения представил обновленный определяемый на национальном уровне вклад – ОНУВ. Согласно плану, страна обязалась сократить выбросы парниковых газов на 16,63% к 2025 году и на 15,97%, в том числе выбросы от транспорта. Среди предлагаемых мер – популяризация и переход на электромобили как на низкоуглеродный вид транспорта.
Для поддержки данной инициативы власти страны сегодня предприняли несколько мер на законодательном уровне. Среди первых шагов – это продление режима беспошлинного ввоза электромобилей до 2025 года. Второй – это введение специальных зеленых номеров для владельцев электрокаров и предоставление определенных льгот, а именно: сокращение расходов на регистрацию транспорта, налоговые преференции, особые правила для платных муниципальных автостоянок.
По словам представителя Союза пользователей электротранспорта «Элтранс» Искендера Шаршеева, на рынке электромобилей в Кыргызстане наблюдается растущий интерес к экологически чистому транспорту. Основными странами-поставщиками электромобилей в Кыргызстан являются Китай, Япония и некоторые страны Европы. Особенно активно поставляется продукция из Китая благодаря конкурентоспособным ценам и разнообразию моделей.
«В стране также начинается развитие инфраструктуры, включая установку зарядных станций в крупных городах», — рассказывает Искендер Шаршеев.
Представитель Союза отметил, что перспектива популяризации электрокаров среди кыргызстанцев есть. Ключевыми факторами для этого являются государственная поддержка, включая налоговые льготы и субсидии на покупку электромобилей, а также развитие инфраструктуры зарядных станций.
Повышение осведомленности о преимуществах электромобилей, таких как экономичность и экологичность, также может стимулировать спрос. Снижение цен на электромобили и их эксплуатацию в сочетании с ростом цен на топливо для традиционных автомобилей может способствовать увеличению спроса на электромобили.
«Сегодня, покупая и владея электромобилем, ты платишь таможенных пошлин – 0, налогов – 0. Пытаются ввести утильсбор, но введение такого налога будет ошибкой», — считает Шаршеев.
Пока Кыргызстан только занимается импортом электрокаров. Вопрос о том, чтобы выпускать низкоуглеродные авто пока не реализован. Тем не менее, в планах подобная инициатива уже есть. Так, в конце февраля С.Жапаров дал старт для строительства завода по выпуску авто, в том числе электромобилей. Объем инвестиций первого этапа составляет 115 миллионов долларов, проект реализовывается китайской компанией «China Hubei Zhuoyue Group». Предварительно, запуск производства запланирован к концу года.
Электромобили энергоэффективнее, чем традиционные автомобили
По словам И.Шаршеева, переход на электромобили может существенно снизить уровень загрязнения воздуха в городах, так как они не выбрасывают выхлопные газы.
«Это помогает уменьшить количество вредных веществ, таких как оксиды азота и углекислый газ. Электромобили более энергоэффективны, чем традиционные автомобили, КПД [коэффициент полезного действия] равен 98-99%, ни капли энергии не уходит даром, что также способствует снижению общего расхода энергии», — отмечает Искендер Шершеев.
Однако экологическая эффективность электромобилей во многом зависит от источника электроэнергии. Если она генерируется с использованием возобновляемых источников энергии, то экологический эффект значительно возрастает. В противном случае, если электроэнергия производится на угольных или газовых электростанциях, экослед электромобилей также может быть значительным.
«Выбросы же в случае использования ВИЭ равны нулю. В сравнении с ними бензиновые автомобили выбрасывают СО2 55.44 тонн (около 28,000 кубометров), NOx — 30 кг, углеводородов 15 кг. за срок эксплуатации в 20 лет»,- говорит Шаршеев.
Экономист Марат Мусуралиев также поделился с CABAR.asia своим мнением об инициативе популяризации электрокаров как низкоуглеродного вида транспорта. Он выделяет следующие преимущества от зеленого вида транспорта:
Отсутствие токсичных выбросов в окружающую среду при эксплуатации.
Высокий коэффициент полезного действия (КПД) электродвигателей (порядка 90%, в отличие от ДВС (двигателей внутреннего сгорания) со средним КПД в 25-28%.
Кратно меньшая шумность.
Меньшие ограничения при парковке в крытых гаражах.
Однако среди плюсов эксперт отмечает и следующие минусы:
Токсичность производства накопителей энергии (аккумуляторов, будь то литий-ионные, железо-фосфатные или иные аккумуляторы)
Ограниченный срок эксплуатации от 8-15 лет.
Токсичность при утилизации.
Узкий диапазон температур эксплуатации, что вызывает необходимость теплоизоляции накопителей, затраты до 20% на их охлаждение летом и до 25% на обогрев накопителей зимой, что снижает автономность автотранспортных средств.
Уменьшение реальной емкости накопителя в течение первых же лет эксплуатации.
По информации И. Шаршеева, при переходе на зелёный вид транспорта Кыргызстан может столкнуться с несколькими проблемами. Эксперт отмечает следующие проблемы.
Недостаточная развитость инфраструктуры зарядных станций, особенно в регионах.
Высокая стоимость электромобилей по сравнению с бензиновыми или дизельными аналогами может стать барьером для массового перехода.
Проблемы с утилизацией литий-ионных батарей, содержащих токсичные материалы, требуют эффективных методов переработки, что пока не развито. Хотя, есть сообщения что появились технологии восстановления аккумуляторов и удвоения срока их службы.
«Если в страну заедет 100 тысяч электромобилей, страна – выдержит. Если более 820 тысяч электромобилей, нам понадобится еще дополнительно 2 миллиарда киловатт-часов электричества в год, основное потребление будет зимой. При этом экономия за то что мы не будем платить за бензин как страна составит около 3 миллиардов долларов в год. Это примерно равно нашему объёму отрицательного торгового сальдо», — отмечает Шаршеев.
Источник: https://cabar.asia/ru/kyrgyzstan-na-puti-k-elektromobilyam-riski-i-vyzovy
Либертарианство – это система убеждений, которая лучше всего защищает права простого человека, нежели коммунизм или социализм, которые прямо требует защиты интересов партийных боссов. Так когда-то некие партийные боссы двух социалистических республик подарили друг другу участки земли, как бы вроде курорта или дачи. Но во время развала Союза, эти две республики как-то не решились вернуть друг другу земли. И получились анклавы – Сох, Шахимардан, таджикский Ворух, и на территории РУз – Барак. А нам теперь расхлебывать наследие советской номенклатуры. Сегодня ни один наш правитель, ни один наш парламент не смеют поднимать вопрос окончательной делимитации и демаркации границ, а также вопрос о ликвидации анклавов. Армия РУз – имеет свыше одного миллиона регулярных войск и свыше 700 тысяч резервистов. Хотя боеспособность армии еще не апробирована всерьез, но на блицкриг и мини-геноцид соседей Кыргызстана и Узбекистана хватит. В Кыргызской республике, есть около 600 самых боеспособны...
Комментарии
Отправить комментарий