К основному контенту

Кыргызстан на пути к электромобилям: риски и вызовы

Эксперты полагают что при переходе на электромобили Кыргызстан может столкнуться с некоторыми проблемами, которые требуют срочного решения. В 2021 году Кыргызстан в рамках Парижского соглашения представил обновленный определяемый на национальном уровне вклад – ОНУВ. Согласно плану, страна обязалась сократить выбросы парниковых газов на 16,63% к 2025 году и на 15,97%, в том числе выбросы от транспорта. Среди предлагаемых мер – популяризация и переход на электромобили как на низкоуглеродный вид транспорта. Для поддержки данной инициативы власти страны сегодня предприняли несколько мер на законодательном уровне. Среди первых шагов – это продление режима беспошлинного ввоза электромобилей до 2025 года. Второй – это введение специальных зеленых номеров для владельцев электрокаров и предоставление определенных льгот, а именно: сокращение расходов на регистрацию транспорта, налоговые преференции, особые правила для платных муниципальных автостоянок. По словам представителя Союза пользователей электротранспорта «Элтранс» Искендера Шаршеева, на рынке электромобилей в Кыргызстане наблюдается растущий интерес к экологически чистому транспорту. Основными странами-поставщиками электромобилей в Кыргызстан являются Китай, Япония и некоторые страны Европы. Особенно активно поставляется продукция из Китая благодаря конкурентоспособным ценам и разнообразию моделей. «В стране также начинается развитие инфраструктуры, включая установку зарядных станций в крупных городах», — рассказывает Искендер Шаршеев. Представитель Союза отметил, что перспектива популяризации электрокаров среди кыргызстанцев есть. Ключевыми факторами для этого являются государственная поддержка, включая налоговые льготы и субсидии на покупку электромобилей, а также развитие инфраструктуры зарядных станций. Повышение осведомленности о преимуществах электромобилей, таких как экономичность и экологичность, также может стимулировать спрос. Снижение цен на электромобили и их эксплуатацию в сочетании с ростом цен на топливо для традиционных автомобилей может способствовать увеличению спроса на электромобили. «Сегодня, покупая и владея электромобилем, ты платишь таможенных пошлин – 0, налогов – 0. Пытаются ввести утильсбор, но введение такого налога будет ошибкой», — считает Шаршеев. Пока Кыргызстан только занимается импортом электрокаров. Вопрос о том, чтобы выпускать низкоуглеродные авто пока не реализован. Тем не менее, в планах подобная инициатива уже есть. Так, в конце февраля С.Жапаров дал старт для строительства завода по выпуску авто, в том числе электромобилей. Объем инвестиций первого этапа составляет 115 миллионов долларов, проект реализовывается китайской компанией «China Hubei Zhuoyue Group». Предварительно, запуск производства запланирован к концу года. Электромобили энергоэффективнее, чем традиционные автомобили По словам И.Шаршеева, переход на электромобили может существенно снизить уровень загрязнения воздуха в городах, так как они не выбрасывают выхлопные газы. «Это помогает уменьшить количество вредных веществ, таких как оксиды азота и углекислый газ. Электромобили более энергоэффективны, чем традиционные автомобили, КПД [коэффициент полезного действия] равен 98-99%, ни капли энергии не уходит даром, что также способствует снижению общего расхода энергии», — отмечает Искендер Шершеев. Однако экологическая эффективность электромобилей во многом зависит от источника электроэнергии. Если она генерируется с использованием возобновляемых источников энергии, то экологический эффект значительно возрастает. В противном случае, если электроэнергия производится на угольных или газовых электростанциях, экослед электромобилей также может быть значительным. «Выбросы же в случае использования ВИЭ равны нулю. В сравнении с ними бензиновые автомобили выбрасывают СО2 55.44 тонн (около 28,000 кубометров), NOx — 30 кг, углеводородов 15 кг. за срок эксплуатации в 20 лет»,- говорит Шаршеев. Экономист Марат Мусуралиев также поделился с CABAR.asia своим мнением об инициативе популяризации электрокаров как низкоуглеродного вида транспорта. Он выделяет следующие преимущества от зеленого вида транспорта: Отсутствие токсичных выбросов в окружающую среду при эксплуатации. Высокий коэффициент полезного действия (КПД) электродвигателей (порядка 90%, в отличие от ДВС (двигателей внутреннего сгорания) со средним КПД в 25-28%. Кратно меньшая шумность. Меньшие ограничения при парковке в крытых гаражах. Однако среди плюсов эксперт отмечает и следующие минусы: Токсичность производства накопителей энергии (аккумуляторов, будь то литий-ионные, железо-фосфатные или иные аккумуляторы) Ограниченный срок эксплуатации от 8-15 лет. Токсичность при утилизации. Узкий диапазон температур эксплуатации, что вызывает необходимость теплоизоляции накопителей, затраты до 20% на их охлаждение летом и до 25% на обогрев накопителей зимой, что снижает автономность автотранспортных средств. Уменьшение реальной емкости накопителя в течение первых же лет эксплуатации. По информации И. Шаршеева, при переходе на зелёный вид транспорта Кыргызстан может столкнуться с несколькими проблемами. Эксперт отмечает следующие проблемы. Недостаточная развитость инфраструктуры зарядных станций, особенно в регионах. Высокая стоимость электромобилей по сравнению с бензиновыми или дизельными аналогами может стать барьером для массового перехода. Проблемы с утилизацией литий-ионных батарей, содержащих токсичные материалы, требуют эффективных методов переработки, что пока не развито. Хотя, есть сообщения что появились технологии восстановления аккумуляторов и удвоения срока их службы. «Если в страну заедет 100 тысяч электромобилей, страна – выдержит. Если более 820 тысяч электромобилей, нам понадобится еще дополнительно 2 миллиарда киловатт-часов электричества в год, основное потребление будет зимой. При этом экономия за то что мы не будем платить за бензин как страна составит около 3 миллиардов долларов в год. Это примерно равно нашему объёму отрицательного торгового сальдо», — отмечает Шаршеев. Источник: https://cabar.asia/ru/kyrgyzstan-na-puti-k-elektromobilyam-riski-i-vyzovy

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Анклавы и эксклавы

Либертарианство – это система убеждений, которая лучше всего защищает права простого человека, нежели коммунизм или социализм, которые прямо требует защиты интересов партийных боссов. Так когда-то некие партийные боссы двух социалистических республик подарили друг другу участки земли, как бы вроде курорта или дачи. Но во время развала Союза, эти две республики как-то не решились вернуть друг другу земли. И получились анклавы – Сох, Шахимардан, таджикский Ворух, и на территории РУз – Барак. А нам теперь расхлебывать наследие советской номенклатуры. Сегодня ни один наш правитель, ни один наш парламент не смеют поднимать вопрос окончательной делимитации и демаркации границ, а также вопрос о ликвидации анклавов. Армия РУз – имеет свыше одного миллиона регулярных войск и свыше 700 тысяч резервистов. Хотя боеспособность армии еще не апробирована всерьез, но на блицкриг и мини-геноцид соседей Кыргызстана и Узбекистана хватит. В Кыргызской республике, есть около 600 самых боеспособны...

Falls and Rises: How Gold Prices Changed in Kyrgyzstan in June and Since the Beginning of 2025

14:00, July 10, 2025, Bishkek – 24.kg, Nargiza TOKOEVA Recently, global gold prices have been rising at an unusually rapid pace, repeatedly hitting record highs. The market has now somewhat stabilized. The surge in demand for the precious metal has been driven by several powerful factors: Aggressive purchases by central banks (especially BRICS countries) aiming to reduce dependence on the US dollar; Global geopolitical and trade tensions (tariff wars, sanctions, and regional conflicts); Weakening of the US dollar. All of these factors have made gold more attractive as a safe-haven asset. According to the London market, the most recent record was set on April 22, 2025, when the price of one troy ounce reached $3,434 on the London exchange. However, Kyrgyzstan recorded its highest local gold price on June 16, 2025. On April 23 — the day global gold prices hit a historical high — the National Bank of Kyrgyzstan set the price at 305,507.5 soms per ounce. But on June 16, the ...

Expert: Kyrgyzstan’s GDP Should Reach $50 Billion

Tuesday, December 31, 2024, 14:31 What was 2024 like for the republic’s economy? Economist Iskender Sharsheev, speaking with Vesti.kg , believes Kyrgyzstan’s GDP ought to be around $50 billion. Reviewing the past year’s performance, he noted: “The current year, 2024, has been an upswing for Kyrgyzstan’s economy. The government’s announced achievements have been justified: our state budget is now one trillion soms, and our GDP, for the first time in history, has reached $14 billion. I hope this upward trend continues every year. For a country like ours, a more appropriate level of GDP would be around $50 billion, with a per capita GDP of $5,000–$7,000. Currently, it stands at about $2,000—up from $1,260–$1,300 previously.” Sharsheev added that the Cabinet of Ministers has continued indexing salaries and social benefits: “Military salaries have gone up, with some officers now earning around $1,000, which is significant. Pensions have increased as well, and there are new benefits ...