К основному контенту

Экономика Кыргызской Республики 2013-го года

В рамках завершенного исследования теневой экономики в КР проведенного группой экспертов Общественного объединения «Инвестиционный круглый стол» по заказу Министерства экономики КР и поддержки Всемирного банка 20.12.2012 г. в 10.00 в Большом зале МЭ КР состоялась презентация итогов данного исследования.  Это может означать подготовку некого базиса для повышения налогов, что похоже на добивание вола, толкающего воз в гору.


Значение этого круглого стола для малого и среднего бизнеса пока неощутимо. Но в условиях, когда правительство живет не по средствам, от года год необоснованно увеличивая расходную часть бюджета, при реальном доходе на 40% ниже заявленных расходов, становится ясно, что чтобы покрыть эти расходы, правительство может приняться за малый бизнес. Выколачивать налоги легче, чем зарабатывать их.  Анархо-капиталисты считают такую практику – узаконенным грабежом. Но наши чиновники спокойно и весело произносят – «но государство же должно зарабатывать…» Представьте себе, если Армия КР заявит – «но армия же должна зарабатывать!» Какие мысли первыми залезут Вам в голову при этих словах?

«Уровень теневой экономики в Кыргызстане составляет 39 % от ВВП страны. При этом наибольший уровень сокрытия доходов зафиксирован в торговле – 18,3 %...»– сказал Рафкат Хасанов. Но к сожалению в исследовании не говорится, что людей скрывать свои доходы, помимо юридической неосведомленности, толкает прежде всего совокупное налоговое бремя, включающее в себя сумму всех прямых и косвенных налогов. В иных случаях, благодаря таким налогам как НДС и налог с продаж, налоговое бремя на гражданина может составить до 32%, а для бизнесмена и все 58%. 

То есть если ты делаешь бизнес, и полностью прозрачно оплачиваешь налоги, то на каждые заработанные тобой 100 сомов, государство положит руку на от 26 до 58 сомов. Либо пропадает мотивация делать бизнес, и человек начинает искать наемную работу, либо человек решает сокрыть свои доходы от налоговой службы.

В 2013-м году нас ждет повышение акцизов на табак и алкоголь, на, приблизительно 26%.  Данная мера приведёт к появлению теневого рынка суррогатного алкоголя и контрабанду табака. Скорее всего, чтобы выжить, торговцам придется ввозить скрытно в страну более дешевую продукцию, и менять этикетки. Гражданам будут продавать сигареты и алкоголь по установленным государством ценам, но себестоимость будет ниже, тем и спасутся. Так что результатом повышения акцизов, станет удар по здоровью нации, от 3 до 17% которой, как и в любом другом государстве, употребляет.

Жогорку Кенеш и Правительство КР также обсуждают повышение налогов на услуги парикмахерских, частных стоматологических клиник. Планируется спецналог, которым будет облагаться каждое клиентское кресло. «При принятии данного законопроекта дополнительные налоговые поступления в бюджет составят порядка 63 млн. сомов за 1 год», - отмечает А.Касымалиев – зам.главы Минэкономики. Скорее всего, это приведёт к тому, что пользуясь коллизиями права, стричь в парикмахерских будут на чем угодном, только не на креслах. А цена стрижки, макияжа и вылеченных зубов поднимется в среднем от 400 до 800-1000 сомов. Для выживания бизнеса, владельцам салонов красоты и зубосверлильных клиник налоговую ношу придётся скинуть на плечи обычному гражданину страны, - потребителю, клиенту. В итоге снизится общая покупательская способность населения, соответственно – это как допинг для инфляции.

К 2014-му году, Кыргызстан также планирует завершить процедуры для полноценного вступления в таможенный союз. То что при этом 70% оборота рынков Дордой и Кара-Суу исчезнет, эксперты говорят уже достаточно давно. Это примерно – 3 млрд. $, с которых населению остаётся около 23-27%, то есть около 1 млрд. $  в год. Это около 30 тыс. рабочих мест. Дешевым товарам Джунхая, Таатана, и с основной артерии Кыргызстана, берущей притоки товаров из Китая – Торугарта, придет конец. Цены повысятся на 30%. Собираемость налогов может снизится в КР на 16%. Интересно, есть ли у нас министры и депутаты, которые способны отследить движение потоков денег в государстве и их влияние на экономику в целом? Пока нет оснований для ответа.

Анализ запросов в Гугл по налогам показывает, что в 2010-м население КР интересовалось налоговой системой страны, но интерес был краткосрочный.  С 2011 года интерес только снижается, что как-то само по себе наводит на мысли, что население начинает игнорировать вопросы уплаты налогов.

Такая картина свидетельствует о том, что налоговая система в Кыргызстане устроена таким образом, чтобы выступать тормозом и барьером для развития экономики. Налоговая система КР демотивирует граждан заниматься бизнесом, или занимаясь им – уплачивать налоги честно. Но этого мало нашим чиновникам. Они планируют новые повышения налогов в 2013-м году. Это похоже на поведение вируса рака, который убивает своего носителя-хозяина – человека, не задумываясь о том, что со смертью хозяина, умрет и он сам. Или переедет в другую страну, в нашем случае.

Решением проблем страны может стать тот день, когда наши государственные деятели научатся:

1.       Больше не брать в долг у внешних кредиторов;

2.       Умерить аппетиты госсектора и планировать бюджет с расходами, которые должны быть ниже фактических доходов прошлого года;

3.       Снизить налоговые ставки до 15%.

Есть такое понятие, которое не будет лишним повторно привести и тут,  это – кривая Лаффера:



Данная кривая представляет собой гаусиану. Согласно ей  - если совокупная ставка налогового бремени (все прямые и косвенные налоги в % по отношению к годовому доходу торгового предприятия) ниже или выше 12-15%, то мотивация делать бизнес и платить честно налоги у граждан снижается. Это приводит к низкой собираемости налогов и росту инфляции.
И напротив, если будет проведена реформа налогового законодательства, и наши государственные деятели уберут каскадный налог с продаж, НДС, и прочие виды прямых и косвенных налогов, объединив социальный и подоходный налог на ставку 12-15%, то собираемость налогов многократно повысится. Как минимум на те 39%, которые в тени. Ведь если налоги подъемные, бизнесмену легче их заплатить, нежели скрываться от налоговой, подвергаясь риску административного наказания.

К тому же снижение налогов приведёт неминуемо в превращение Кыргызской Республики в налоговый рай, налоговый залив для бизнеса Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Китая и России. Это означает перекочевка штаб-квартир средних и больших предприятий из этих стран в Бишкек. Появление сотен и тысяч узаконенных субъектов предпринимательства. Если  собирать с 10 предприятий 58%-нй налог, скорее всего они либо закроются, либо сокроют прибыль. Если собирать по 10% со 100 предприятий, то совокупный сбор налогов окажется выше чем сегодня, потому что и число предприятий законно оплачивающих налоги будет расти.

Вот это и называется – «парадокс Лаффера». Это неоднократно проделывалось с успешным результатом в Новой Зеландии, Ирландии, Канаде, Сингапуре, Малайзии, Грузии. Только наши политики пока не обладают экономическим мышлением, не обсуждают последние новости и достижения экономической науки. Такое отношение к государственному хозяйству выходит боком, в основном для населения, которое и тащит бремя ошибок государственных чиновников.

Будем надеяться, что циклические кризисы, особенно трудности года 2013-2014-го хоть чему-то научат лиц принимающих решения. Ну а наше дело – дело граждан КР – двигать прогресс. Если каждый из нас будет силен и благополучен, сильной и благополучной будет вся страна. Тем более что во всем мире благополучие граждан – это дело, которое делается вопреки попыткам государственных корруптократов ухудшить качество жизни целого народа.

Когда в кабинетах власть предержащих звучать будет имя Лаффера, у жилы рвущих граждан трудящих в страну появится вера.

Искендер Шаршеев
Дизайнер бизнес-систем

Источники:
ГуглТренд налоги КР
Повышение акцизов
Налог на парикмахерские
Презентация по теневой экономике
Вступление в ТС
Кривая Лаффера


Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Анклавы и эксклавы

Либертарианство – это система убеждений, которая лучше всего защищает права простого человека, нежели коммунизм или социализм, которые прямо требует защиты интересов партийных боссов. Так когда-то некие партийные боссы двух социалистических республик подарили друг другу участки земли, как бы вроде курорта или дачи. Но во время развала Союза, эти две республики как-то не решились вернуть друг другу земли. И получились анклавы – Сох, Шахимардан, таджикский Ворух, и на территории РУз – Барак. А нам теперь расхлебывать наследие советской номенклатуры. Сегодня ни один наш правитель, ни один наш парламент не смеют поднимать вопрос окончательной делимитации и демаркации границ, а также вопрос о ликвидации анклавов. Армия РУз – имеет свыше одного миллиона регулярных войск и свыше 700 тысяч резервистов. Хотя боеспособность армии еще не апробирована всерьез, но на блицкриг и мини-геноцид соседей Кыргызстана и Узбекистана хватит. В Кыргызской республике, есть около 600 самых боеспособны...

Falls and Rises: How Gold Prices Changed in Kyrgyzstan in June and Since the Beginning of 2025

14:00, July 10, 2025, Bishkek – 24.kg, Nargiza TOKOEVA Recently, global gold prices have been rising at an unusually rapid pace, repeatedly hitting record highs. The market has now somewhat stabilized. The surge in demand for the precious metal has been driven by several powerful factors: Aggressive purchases by central banks (especially BRICS countries) aiming to reduce dependence on the US dollar; Global geopolitical and trade tensions (tariff wars, sanctions, and regional conflicts); Weakening of the US dollar. All of these factors have made gold more attractive as a safe-haven asset. According to the London market, the most recent record was set on April 22, 2025, when the price of one troy ounce reached $3,434 on the London exchange. However, Kyrgyzstan recorded its highest local gold price on June 16, 2025. On April 23 — the day global gold prices hit a historical high — the National Bank of Kyrgyzstan set the price at 305,507.5 soms per ounce. But on June 16, the ...

Expert: Kyrgyzstan’s GDP Should Reach $50 Billion

Tuesday, December 31, 2024, 14:31 What was 2024 like for the republic’s economy? Economist Iskender Sharsheev, speaking with Vesti.kg , believes Kyrgyzstan’s GDP ought to be around $50 billion. Reviewing the past year’s performance, he noted: “The current year, 2024, has been an upswing for Kyrgyzstan’s economy. The government’s announced achievements have been justified: our state budget is now one trillion soms, and our GDP, for the first time in history, has reached $14 billion. I hope this upward trend continues every year. For a country like ours, a more appropriate level of GDP would be around $50 billion, with a per capita GDP of $5,000–$7,000. Currently, it stands at about $2,000—up from $1,260–$1,300 previously.” Sharsheev added that the Cabinet of Ministers has continued indexing salaries and social benefits: “Military salaries have gone up, with some officers now earning around $1,000, which is significant. Pensions have increased as well, and there are new benefits ...