Значение этого круглого стола для
малого и среднего бизнеса пока неощутимо. Но в условиях, когда правительство
живет не по средствам, от года год необоснованно увеличивая расходную часть
бюджета, при реальном доходе на 40% ниже заявленных расходов, становится ясно,
что чтобы покрыть эти расходы, правительство может приняться за малый бизнес.
Выколачивать налоги легче, чем зарабатывать их.
Анархо-капиталисты считают такую практику – узаконенным грабежом. Но
наши чиновники спокойно и весело произносят – «но государство же должно
зарабатывать…» Представьте себе, если Армия КР заявит – «но армия же должна
зарабатывать!» Какие мысли первыми залезут Вам в голову при этих словах?
«Уровень теневой экономики в
Кыргызстане составляет 39 % от ВВП страны. При этом наибольший уровень сокрытия
доходов зафиксирован в торговле – 18,3 %...»– сказал Рафкат Хасанов. Но к
сожалению в исследовании не говорится, что людей скрывать свои доходы, помимо
юридической неосведомленности, толкает прежде всего совокупное налоговое бремя,
включающее в себя сумму всех прямых и косвенных налогов. В иных случаях,
благодаря таким налогам как НДС и налог с продаж, налоговое бремя на гражданина
может составить до 32%, а для бизнесмена и все 58%.
То есть если ты делаешь бизнес, и
полностью прозрачно оплачиваешь налоги, то на каждые заработанные тобой 100
сомов, государство положит руку на от 26 до 58 сомов. Либо пропадает мотивация
делать бизнес, и человек начинает искать наемную работу, либо человек решает
сокрыть свои доходы от налоговой службы.
В 2013-м году нас ждет повышение акцизов
на табак и алкоголь, на, приблизительно 26%.
Данная мера приведёт к появлению теневого рынка суррогатного алкоголя и
контрабанду табака. Скорее всего, чтобы выжить, торговцам придется ввозить
скрытно в страну более дешевую продукцию, и менять этикетки. Гражданам будут
продавать сигареты и алкоголь по установленным государством ценам, но
себестоимость будет ниже, тем и спасутся. Так что результатом повышения
акцизов, станет удар по здоровью нации, от 3 до 17% которой, как и в любом
другом государстве, употребляет.
Жогорку Кенеш и Правительство КР
также обсуждают повышение налогов на услуги парикмахерских, частных
стоматологических клиник. Планируется спецналог, которым будет облагаться
каждое клиентское кресло. «При принятии данного законопроекта дополнительные
налоговые поступления в бюджет составят порядка 63 млн. сомов за 1 год», -
отмечает А.Касымалиев – зам.главы Минэкономики. Скорее всего, это приведёт к
тому, что пользуясь коллизиями права, стричь в парикмахерских будут на чем
угодном, только не на креслах. А цена стрижки, макияжа и вылеченных зубов
поднимется в среднем от 400 до 800-1000 сомов. Для выживания бизнеса,
владельцам салонов красоты и зубосверлильных клиник налоговую ношу придётся
скинуть на плечи обычному гражданину страны, - потребителю, клиенту. В итоге
снизится общая покупательская способность населения, соответственно – это как
допинг для инфляции.
К 2014-му году, Кыргызстан также
планирует завершить процедуры для полноценного вступления в таможенный союз. То
что при этом 70% оборота рынков Дордой и Кара-Суу исчезнет, эксперты говорят
уже достаточно давно. Это примерно – 3 млрд. $, с которых населению остаётся
около 23-27%, то есть около 1 млрд. $ в
год. Это около 30 тыс. рабочих мест. Дешевым товарам Джунхая, Таатана, и с
основной артерии Кыргызстана, берущей притоки товаров из Китая – Торугарта,
придет конец. Цены повысятся на 30%. Собираемость налогов может снизится в КР
на 16%. Интересно, есть ли у нас министры и депутаты, которые способны
отследить движение потоков денег в государстве и их влияние на экономику в
целом? Пока нет оснований для ответа.
Анализ запросов в Гугл по налогам
показывает, что в 2010-м население КР интересовалось налоговой системой страны,
но интерес был краткосрочный. С 2011
года интерес только снижается, что как-то само по себе наводит на мысли, что
население начинает игнорировать вопросы уплаты налогов.
Такая картина свидетельствует о
том, что налоговая система в Кыргызстане устроена таким образом, чтобы
выступать тормозом и барьером для развития экономики. Налоговая система КР
демотивирует граждан заниматься бизнесом, или занимаясь им – уплачивать налоги
честно. Но этого мало нашим чиновникам. Они планируют новые повышения налогов в
2013-м году. Это похоже на поведение вируса рака, который убивает своего
носителя-хозяина – человека, не задумываясь о том, что со смертью хозяина,
умрет и он сам. Или переедет в другую страну, в нашем случае.
Решением проблем страны может
стать тот день, когда наши государственные деятели научатся:
1. Больше
не брать в долг у внешних кредиторов;
2. Умерить
аппетиты госсектора и планировать бюджет с расходами, которые должны быть ниже
фактических доходов прошлого года;
3. Снизить
налоговые ставки до 15%.
Есть такое понятие, которое не
будет лишним повторно привести и тут,
это – кривая Лаффера:
Данная кривая представляет собой
гаусиану. Согласно ей - если совокупная
ставка налогового бремени (все прямые и косвенные налоги в % по отношению к
годовому доходу торгового предприятия) ниже или выше 12-15%, то мотивация
делать бизнес и платить честно налоги у граждан снижается. Это приводит к
низкой собираемости налогов и росту инфляции.
И напротив, если будет проведена
реформа налогового законодательства, и наши государственные деятели уберут
каскадный налог с продаж, НДС, и прочие виды прямых и косвенных налогов,
объединив социальный и подоходный налог на ставку 12-15%, то собираемость налогов
многократно повысится. Как минимум на те 39%, которые в тени. Ведь если налоги
подъемные, бизнесмену легче их заплатить, нежели скрываться от налоговой,
подвергаясь риску административного наказания.
К тому же снижение налогов
приведёт неминуемо в превращение Кыргызской Республики в налоговый рай,
налоговый залив для бизнеса Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Китая и
России. Это означает перекочевка штаб-квартир средних и больших предприятий из
этих стран в Бишкек. Появление сотен и тысяч узаконенных субъектов
предпринимательства. Если собирать с 10
предприятий 58%-нй налог, скорее всего они либо закроются, либо сокроют
прибыль. Если собирать по 10% со 100 предприятий, то совокупный сбор налогов
окажется выше чем сегодня, потому что и число предприятий законно оплачивающих
налоги будет расти.
Вот это и называется – «парадокс
Лаффера». Это неоднократно проделывалось с успешным результатом в Новой
Зеландии, Ирландии, Канаде, Сингапуре, Малайзии, Грузии. Только наши политики
пока не обладают экономическим мышлением, не обсуждают последние новости и
достижения экономической науки. Такое отношение к государственному хозяйству
выходит боком, в основном для населения, которое и тащит бремя ошибок
государственных чиновников.
Будем надеяться, что циклические
кризисы, особенно трудности года 2013-2014-го хоть чему-то научат лиц
принимающих решения. Ну а наше дело – дело граждан КР – двигать прогресс. Если
каждый из нас будет силен и благополучен, сильной и благополучной будет вся
страна. Тем более что во всем мире благополучие граждан – это дело, которое
делается вопреки попыткам государственных корруптократов ухудшить качество
жизни целого народа.
Когда в кабинетах власть предержащих звучать
будет имя Лаффера, у жилы рвущих граждан трудящих в страну появится вера.
Искендер Шаршеев
Дизайнер бизнес-систем
Источники:
ГуглТренд налоги КР
Повышение акцизов
Налог на парикмахерские
Презентация по теневой экономике
Вступление в ТС
Кривая Лаффера
horoshiy analiz, jal chto eto malo komu interesno.
ОтветитьУдалить