К основному контенту

Экономическая позиция Кыргызстана

Что такое Кыргызская Республика в экономическом плане? Это страна с отрицательным балансом, с нарастающим дефицитом и процентами по внешним займам. Это страна с минимальной промышленностью, нулевой активностью по инновациям и науке, с небольшой сферой услуг, сконцентрированной в больших ее городах, и малоэффективным сельским хозяйством. Эта страна, против которой ведется сельскохозяйственная бактериологическая война, которая и есть причина эпизоотий, но ничего об этом не подозревающая. Это чудесная страна, наша Родина. О ее экономической позиции мы и поговорим.

Итак, небольшое введение в экономическую позицию страны по итогам Экономического Форума в России 2012 года: Рейтинг легкости ведения бизнеса Всемирного Банка дает Кыргызской Республике – 70 место, на три пункта ниже, чем в 2011-м. Индекс человеческого развития – 126 место из 153. Индекс восприятия коррупции – 164 место из 182-х стран. В рейтинге экономической свободы мы на 88 месте из 179 возможных. По рейтингу вовлеченности в международную торговлю мы на 111-м месте из 132-х стран. В рейтинге стран мира по индексу инноваций мы на 107-м месте из 141 возможных. По уровню ВВП Кыргызская Республика 135-я из 200 возможных.

В структуре ВВП нашей страны сельское хозяйство занимает 38,5 процентов, промышленность, как ни удивительно – 22,8 процента, сфера услуг – 38,7 процентов, а вот по инновациям беда – почти 0 процентов.

В структуре экономики подавляющее большинство занимает сектор торговли, реэкспорт для Кыргызской Республики официально занимает 2,2 млрд. долларов США в год. Однако по некоторым косвенным вычислениям, оборот реэкспорта может занимать около 9 млрд. USD. Чего мы рискуем лишиться с момента вступления в Таможенный Союз. По сравнению с тем, сколько чипсов и сникерсов и на какую сумму съедаются нашими гражданами в год, и реэкспортируется в соседние страны, отчисления Кумтора – это просто капля в море.

Некоторые эксперты говорят, что бизнес на 40 процентов в тени. Возможно и больше. По нашим косвенным расчетам свыше 70 процентов денежных потоков в тени. И это я считаю – хорошо. Чем меньше денег попадает в государственный бюджет, тем меньше удается своровать власть имущим. Тем благополучнее будут рядовые граждане, которым удается такое. Большая часть скрытых финансовых потоков – на юге Кыргызской Республики. В постсоветских странах – государственные институты – не друзья для граждан, а его первейшие враги. Поэтому акцент на власть и суверенитет должен брать на себя каждый гражданин страны самостоятельно. Вкратце – друг, ты сам отвечаешь за свою судьбу, и за судьбу страны. Не надейся особо на госчиновника, сам строй суверенитет страны, также как и инфраструктуру.

Условно можно использовать матрицу Бостонской Консалтинговой Группы для экономического позиционирования страны. Назовем категории «дойные коровы» - это те страны, в которых есть устойчивый экономический рост, почти нет дефицита госбюджета, стабильность, и баланс экономического роста равен нулю. «Звезды» - эта категория стран, в которых наблюдается бурный рост экономики, значительный профицит и плюсовой баланс ВВП. «Собаки» - это страны-самоубийцы, которые имеют постоянные долги и постоянный дефицит наличности, слабый экспорт или его отсутствие и находятся на грани гуманитарной катастрофы, страны которые на крючке у Всемирного Банка, Международной Финансовой Корпорации и прочих долговых международных институтов. «Дикие кошки» - эта категория стран – почти ничем не отличаются от «Собаки», но имеют теневой потенциал развития и роста, страны которые могут сделать сюрприз и вырваться вперед в экономической гонке, таким образом, способные за короткий промежуток времени стать «Звездами». Взглянув на матрицу БКГ, вы можете увидеть, что Кыргызстан – это «дикая кошка» близкая к границе местоположения «собаки».



Что может помочь такой стране? Я считаю, что только инновации, инновации и инновации. Других шансов на рост просто нет.

Если посмотреть на страны с эффективной экономикой, всегда выигрывает та страна, где сохраняется баланс в структуре ВВП примерно такого соотношения – производство 27 процентов, сельское хозяйство 4 процента, сфера услуг – 67 процентов и есть хотя бы 2-3 процента инноваций. Это характеристика развитой страны. Такого соотношения в экономике можно добиться легко, для этого необходимо создать информационно-ориентированную экономику. Посмотрите на график сравнения структуры ВВП по категориям стран:

Таким образом, приходит понимание, что ориентированная на информацию экономика, а это прежде всего означает – тотальное использование во всех сферах жизни в государстве информационно-коммуникационных технологий, может быть эффективной вне зависимости от того, есть ли у ее государства выход к морю, нефти или добрые соседи.

Что такое информационно-ориентированная экономика? Это прежде всего экономика, в которой продавец точно знает через аккаунт в социальных сетях или иные веб-сервисы – кто его покупатель по фамилии, точное знает его количество и предпочтения. Это экономика, в которой потребитель заявляет производителю потребность через электронную почту или микроблог, и моментально получает заказ на свой адрес. Это экономика в которой к минимуму сводится холостой расход и риск предпринимателя на перепроизводство. Это чудовищно эффективная экономика, в которой главную роль играет интернет.  У нас в стране есть потенциал, для движения в этом направлении. В свете этого знания стремление «околхозить» всю страну, заставить молодежь пасти баранов на отрогах Ала-Тоо, и намерения строить  мега-ГЭСы, супер-заводы и фабрики со станками не автоматизированными, а как в Китае и Малой Азии – потогонными цехами, выглядит анахронизмом. Попахивает даже диверсией против будущего нашей страны.

Вы видели живого динозавра? Я да. Вижу регулярно. Но в Чым-Коргон никого гнать не надо. Экономическим мышлением динозавров обладают часто те люди, которые считают, что для процветания страны требуются огромные заводы и фабрики с тысячами и десятками тысяч рабочих мест. Однако им невдомек, что времена огромных заводов и фабрик проходят. Для современного производства – огромный завод или фабрика – это все равно, что для современного человека какой-нибудь бронтозавр или мегалодон юрского периода. Сегодня прообразы будущего для производства – это 3D-принтеры, на которых печатают работающие прототипы пистолетов, детали электромобилей, даже продукты питания и искусственные органы. Однако это не значит, что всё на свете будут делать именно 3D-принтеры. Есть и другие технологии миниатюризации, «выращивания» деталей по заданным алгоритмам. О них пока мало сообщений, но скоро появятся. Будущее классического производства – это индивидуальные производственные комплексы, которым может управлять один человек, а все оборудование уместится в гараже. Оборудование будет трансформируемым. Мощность и продуктивность производства будет малой, а больше и не нужно. Капризы покупателей постоянно меняются, и поэтому само производство товаров обязано меняться почти мгновенно, меняя технологические узлы и линии. Сотни и тысячи малых индивидуальных заводов будут производить продукцию будущего. Так что для массы населения основная работа будет связана не со стоянием у станка, а с мучительным сидением перед компьютером, ради проектирования программного обеспечения для новой идеи нового товара. Даже торговать будут автоматы, которые будут замещать розничных торговцев. Будущее – это мир не для ленивых до знаний людей.

 Эти времена уже наступают. Но будущее наступает всегда неравномерно. Оно наступает пятнисто. Тут оно наступило, там еще XIV век, как у нас, или XIX век как в Китае. Дело в том, что мозги людей не успевают за развитием технологий, а отсутствие заметных кризисов и десятилетия мира позволяют многим народам во многих государствах все еще расслабленно позволять себе лень разума, когда наука и знания замещаются религиозным фанатичным мракобесием. Может у вас возникнет вопрос, почему нет заметных кризисов? Да потому-что под словом «заметный кризис» я подразумеваю только ядерную, холодную войну, снижение цен на нефть до 10 долларов США за баррель и мировые войны, с участием минимум 10 крупных государств.

Так что глупо стремиться стать лидером в том, что устарело – в крупном производстве. Гораздо разумнее заниматься реэкспортом, сферой рекреационных, реабилитационных ,туристических, консалтинговых услуг. Лучше заниматься развитием юриспруденции и коммерческого образования, наукой и IT-инновациями. Имеет смысл потихоньку заниматься технологиями индивидуального производства и автоматизированной торговли. Одно «пятно» будущего должно быть и у нас. Это все даст только дерегулирование рынков и либертарианские реформы в сознании людей. Прежде всего в сознании, а потом уже в повседневности и реалиях.

Грузия показала, что когда недозрелому до либертарианства народу даешь либертарианское государство, народ губит себя. Арест батоно Иване Мерабишвили и победа «Грузинской мечты» - ясно показывают, что постсоветскому человеку прогресс и цивилизация не нужны. Ему нужна строгая сильная рука батюшки царя, и жизнь на уровне XVI века, эдакий Чынгызхан. Народ ленив. Чтобы принести будущее в нашу страну, XXI век, нам надо принести будущее сначала в мозги наших граждан. Это приоритетная задача каждого уважающего себя экономиста-либертарианца. Это твоя приоритетная задача, гражданин Кыргызской Республики.

Искендер Шаршеев
Экономист. Архитектор бизнес-систем

Видео:

Пистолет на 3D-принтере:

Автомобиль на 3D-принтере:

Продукты питания на 3D-принтере:

Органы человека на 3D-принтере: 



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Анклавы и эксклавы

Либертарианство – это система убеждений, которая лучше всего защищает права простого человека, нежели коммунизм или социализм, которые прямо требует защиты интересов партийных боссов. Так когда-то некие партийные боссы двух социалистических республик подарили друг другу участки земли, как бы вроде курорта или дачи. Но во время развала Союза, эти две республики как-то не решились вернуть друг другу земли. И получились анклавы – Сох, Шахимардан, таджикский Ворух, и на территории РУз – Барак. А нам теперь расхлебывать наследие советской номенклатуры. Сегодня ни один наш правитель, ни один наш парламент не смеют поднимать вопрос окончательной делимитации и демаркации границ, а также вопрос о ликвидации анклавов. Армия РУз – имеет свыше одного миллиона регулярных войск и свыше 700 тысяч резервистов. Хотя боеспособность армии еще не апробирована всерьез, но на блицкриг и мини-геноцид соседей Кыргызстана и Узбекистана хватит. В Кыргызской республике, есть около 600 самых боеспособны...

Falls and Rises: How Gold Prices Changed in Kyrgyzstan in June and Since the Beginning of 2025

14:00, July 10, 2025, Bishkek – 24.kg, Nargiza TOKOEVA Recently, global gold prices have been rising at an unusually rapid pace, repeatedly hitting record highs. The market has now somewhat stabilized. The surge in demand for the precious metal has been driven by several powerful factors: Aggressive purchases by central banks (especially BRICS countries) aiming to reduce dependence on the US dollar; Global geopolitical and trade tensions (tariff wars, sanctions, and regional conflicts); Weakening of the US dollar. All of these factors have made gold more attractive as a safe-haven asset. According to the London market, the most recent record was set on April 22, 2025, when the price of one troy ounce reached $3,434 on the London exchange. However, Kyrgyzstan recorded its highest local gold price on June 16, 2025. On April 23 — the day global gold prices hit a historical high — the National Bank of Kyrgyzstan set the price at 305,507.5 soms per ounce. But on June 16, the ...

Expert: Kyrgyzstan’s GDP Should Reach $50 Billion

Tuesday, December 31, 2024, 14:31 What was 2024 like for the republic’s economy? Economist Iskender Sharsheev, speaking with Vesti.kg , believes Kyrgyzstan’s GDP ought to be around $50 billion. Reviewing the past year’s performance, he noted: “The current year, 2024, has been an upswing for Kyrgyzstan’s economy. The government’s announced achievements have been justified: our state budget is now one trillion soms, and our GDP, for the first time in history, has reached $14 billion. I hope this upward trend continues every year. For a country like ours, a more appropriate level of GDP would be around $50 billion, with a per capita GDP of $5,000–$7,000. Currently, it stands at about $2,000—up from $1,260–$1,300 previously.” Sharsheev added that the Cabinet of Ministers has continued indexing salaries and social benefits: “Military salaries have gone up, with some officers now earning around $1,000, which is significant. Pensions have increased as well, and there are new benefits ...