К основному контенту

Кыргызский иностранный легион


Наше общество постоянно сотрясают конфликты. 5-15 процентов населения, как правило безработные, люди с тяжелой судьбой, с повышенной агрессивностью, становятся авангардом проплаченных митингов и перекрытий дорог. Их колоссальная жизненная энергия идет не на честный труд, умный бизнес и самообразование, а на дикую политическую активность. Чем занять этих людей? Чем заменить радикализм их поступков? Ответы есть.

В обществе всегда есть процент населения, более склонный к агрессивности. Обычно это около трех процентов от всего населения. В случае Кыргызской Республики это около 165 тысяч человек. Как правило, люди склонные к насилию, или испытывающие нужду в адреналине, как в естественном внутреннем наркотике, либо становятся военными, либо служат в органах правопорядка, обуздывая свою жажду адреналина рискованной работой по уставу. Если человек не смог превратить свою жестокость и склонность к экстриму в служение обществу, то он становится преступником. В умеренном варианте, он становится безработным, отсидевшим преступником, имеющим спортивные достижения в прошлом, и теперь уже ставшим профессиональным участником кыргызских митингов. Что доказывают последние сообщения об участии представителей ОПГ в митингах. Мое мнение, их энергию бессмысленно погашать силой. Ее надо использовать в положительных целях.

Как-то трескучей зимой 2011 года съездил я в Нарын. По дороге в такси сел недавно вышедший на свободу зэк. Он оказался разговорчивым. В пути много пил водки, курил, рассказывал о своей судьбе. Под конец он в полный голос доказывал нам, пассажирам, что ради Родины он готов положить жизнь. Лишь бы все было для народа. Он был готов взорвать подстанцию, питающую Кумтор электричеством. И говорил, что определенной среде давно бродят такие мысли – как изгнать канадских захватчиков, ворующих из наших святых гор золото, и отдать все эти сокровища земли народу. Планы митинга, который состоялся с 25 по 31 мая 2013 года, были разработаны еще в 2011 году. Политикам всего лишь надо было взять на себя ответственность и слегка профинансировать это дело, чтобы он произошел, этот митинг. Так что тот кто двинул этот митинг, хорошо осведомлен об образе мыслей и мечтах этих людей.

Для таких людей необходима отдушина. Род занятий, который позволяет получать дозу адреналина, которая часто заменяется приемом водки и поножовщиной. И такая придумка – это частные военные компании. Более того, это еще возможность прилично заработать, как этим гражданам, так и государству.

Частная военная компания (ЧВК; англ. Private military company) — коммерческое предприятие, предлагающее специализированные услуги, связанные с участием в военных конфликтах или боевых операциях, а также со сбором разведывательной информации, стратегическим планированием, логистикой и консультированием. Первая в новейшей истории частная военная компания «Watchguard International» была создана в 1967 году в Великобритании, ее основателем являлся полковник британской армии Дэвид Стерлинг, отец-основатель SAS Великобритании, – по праву считающейся одной из лучших оперативных служб специального назначения.

По сообщению журнала The Economist за первое десятилетие XXI в. рынок ЧВУ –частных военных услуг, из небольшой специализированной ниши превратился в глобальный сектор услуг объемом более 100 млрд долл. США. Основным заказчиком ЧВК являются правительства стран Запада. Только в Ираке и Афганистане занято более 20 тыс. частных охранников. Причина такого интереса, по мнению The Economist, является стремление правительств развитых стран снизить внутри-политические риски от возможных потерь регулярной армии. По результатам исследования проведенного университетом Минобороны США (National Defence University), с начала 2000 годов все больший интерес к услугам ЧВК проявляют также крупные международные корпорации, бизнес которых связан с присутствием в точках нестабильности. В 2005-м году ряд британских ЧВК предлагал революции и военные перевороты в странах Центральной Азии, по цене от 6 млн. долларов США. Одна спец. операция по выводу политического лица из страны стоила от 50 тысяч долларов США. Оружие и организация переброски десанта входит в стоимость услуги.

Много в мире американских ЧВК, специализирующихся на различных задачах:
- набор личного состава для американского контингента международных полицейских миссий и управление ими (DynCorp);
- охрана аэропорта Багдад (Custer Battles);
- охрана нефтяных полей и трубопроводов (ХЕ Services, Erinys Iraq Limited);
- охрана энергетической системы Ирака (Hart Group);
- охрана посольств США и президента Афганистана (Triple Canopy Inc.);
- сопровождение конвоев ООН в Ираке и Афганистане (Kroll);
- обучение армий Ирака (Military Professional Resources, Inc.) и Саудовской Аравии (Vinnell Corporation);
- предоставление услуг военных переводчиков (CACI);
- контроль тюрем в Ираке и Афганистане (Titan Corporation);
- разминирование минных полей и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов (RONCO, MAG, ВАСТЕС, Armor Group, Minetech, EODT);
- противопожарная защита (Group 4 Falck);
- тыловое снабжение войск (KBR);
- авиаразведка (AirScan Inc., Eagle Aviation Services & Technology Inc.);
- защита кораблей от пиратов (Global Marine Security Systems).

В Афганистане действует компания Ватан Групп. Британские ЧВК - Nemesis Security Group, Sandline International, Armor Group. В Израиле - Global CST, Defensive Shield, Levdan. Известные российские ЧВК - РСБ-Групп, Top-Rent security LTD, Moran Security Group.

Одна из самых известных государственных коммерческих военных организаций – это Иностранный Французский Легион, был создан 9 марта 1831 королём Луи-Филиппом I на основе нескольких полков-предшественников. Одним из этих полков был Regiment de Hohenlohe под командованием немецкого князя и французского маршала Людвига Алоиса фон Гогенлоэ-Бартенштайна (Ludwig Aloys von Hohenlohe-Bartenstein).В настоящее время около семи с половиной тысяч человек из 136-ти стран проходят службу в одиннадцати полках легиона.

Ценность ЧВК и таких организаций как Французский Легион в том, что туда уходят люди судимые, с тяжелой судьбой, не способные спокойно существовать в обычном быту, работать и заниматься бизнесом. Их бросают в самую гущу боевых действий в разных точка земного шара, платят щедро. Эти люди, если не погибают, то получают достойный заработок, а иногда и пенсию. Что важно, современная война, которая в тысячу раз страшнее войн прошлых лет за счет развития технологий, меняет человека, делает его умнее, терпеливее, трудолюбивее. Если ты не обучаем в частной армии, то твоим трупом прикроются твои товарищи. Тяжелый и опасный труд иногда делает адреналиновых наркоманов и преступников нормальными людьми.

Почему бы Кыргызскому Правительству, Министерству Обороны не создать Кыргызский Иностранный Легион, и не дать туда доступ безработным и социально-опасным, агрессивным членам общества? Вполне можно. Укомплектовать боевую команду, оформить международные документы, выставить рекламу и демпинговать на международных рынках ЧВК. Средняя зарплата солдата такой компании в Ближнем Востоке будет от 5 до 20 тысяч долларов за контракт. Это хорошая зарплата для Кыргызстана. Частично проблема безработицы будет решена. Выжившие на работе в ЧВК имеют шанс, получив уважение сотоварищей и деньги, начать новую жизнь на Родине. А выброс агрессии на войне может поменять их характер кардинально.

Таким способом решать проблему с безработицей и социальным напряжением многие цивилизованные страны не пренебрегают и сегодня. Это в какой-то мере способствует тому, что в некоторых странах ЧВК становятся социальной отдушиной для агрессии, накапливающейся в обществе. Что самое по себе ценно для Кыргызской Республики. У нас в стране эта агрессия выливается в митинги, революции, а между ними – в разборки, молодежную преступность, бытовую агрессию.

Не стоит стыдиться быть человеком. Любой человек, мужчина, склонен к агрессии. Беда в том, что в мирное время эта естественная потребность, доставшаяся нам от предков, как инструмент для охоты, борьбы за женщин, и защиту от хищников, если не находит своего выхода, становится причиной домашнего насилия, против женщин, детей, реже против других мужчин. А в случае грязной игры политиков – основной причиной выхода на митинги и готовности проявить жестокость уличных или митинговых столкновениях.  Настоящий мужчина не ограничивает свою агрессию, но бить жену или детей – это качество мерзавца. Нормальный психический здоровый же мужчина, направляет свою агрессию в профессионализм своего дела, в спорт или же в работу в ЧВК.

В среднем, если нанять 165 тысяч людей в ЧВК и заключать контракты по всему миру, государство или частное лицо может достичь оборота в 130-140 млн. долларов США. и что более важно, социальная напряженность в обществе снизится. А при определенном уровне популяризации службы в ЧВК, удастся превратить социально-политическую энергию безработных людей в новый доходный сектор экономики, на благо и процветание Кыргызской Республики.

Как раз количество безработных в нашей стране превышает сто тысяч человек. Если они пройдут чужие войны, на Родине они станут уважаемыми ветеранами, богатыми людьми и пополнят пока еще жиденький средний класс Кыргызского общества.

Искендер Шаршеев

Экономист. Архитектор бизнес-систем. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Анклавы и эксклавы

Либертарианство – это система убеждений, которая лучше всего защищает права простого человека, нежели коммунизм или социализм, которые прямо требует защиты интересов партийных боссов. Так когда-то некие партийные боссы двух социалистических республик подарили друг другу участки земли, как бы вроде курорта или дачи. Но во время развала Союза, эти две республики как-то не решились вернуть друг другу земли. И получились анклавы – Сох, Шахимардан, таджикский Ворух, и на территории РУз – Барак. А нам теперь расхлебывать наследие советской номенклатуры. Сегодня ни один наш правитель, ни один наш парламент не смеют поднимать вопрос окончательной делимитации и демаркации границ, а также вопрос о ликвидации анклавов. Армия РУз – имеет свыше одного миллиона регулярных войск и свыше 700 тысяч резервистов. Хотя боеспособность армии еще не апробирована всерьез, но на блицкриг и мини-геноцид соседей Кыргызстана и Узбекистана хватит. В Кыргызской республике, есть около 600 самых боеспособны...

Falls and Rises: How Gold Prices Changed in Kyrgyzstan in June and Since the Beginning of 2025

14:00, July 10, 2025, Bishkek – 24.kg, Nargiza TOKOEVA Recently, global gold prices have been rising at an unusually rapid pace, repeatedly hitting record highs. The market has now somewhat stabilized. The surge in demand for the precious metal has been driven by several powerful factors: Aggressive purchases by central banks (especially BRICS countries) aiming to reduce dependence on the US dollar; Global geopolitical and trade tensions (tariff wars, sanctions, and regional conflicts); Weakening of the US dollar. All of these factors have made gold more attractive as a safe-haven asset. According to the London market, the most recent record was set on April 22, 2025, when the price of one troy ounce reached $3,434 on the London exchange. However, Kyrgyzstan recorded its highest local gold price on June 16, 2025. On April 23 — the day global gold prices hit a historical high — the National Bank of Kyrgyzstan set the price at 305,507.5 soms per ounce. But on June 16, the ...

Expert: Kyrgyzstan’s GDP Should Reach $50 Billion

Tuesday, December 31, 2024, 14:31 What was 2024 like for the republic’s economy? Economist Iskender Sharsheev, speaking with Vesti.kg , believes Kyrgyzstan’s GDP ought to be around $50 billion. Reviewing the past year’s performance, he noted: “The current year, 2024, has been an upswing for Kyrgyzstan’s economy. The government’s announced achievements have been justified: our state budget is now one trillion soms, and our GDP, for the first time in history, has reached $14 billion. I hope this upward trend continues every year. For a country like ours, a more appropriate level of GDP would be around $50 billion, with a per capita GDP of $5,000–$7,000. Currently, it stands at about $2,000—up from $1,260–$1,300 previously.” Sharsheev added that the Cabinet of Ministers has continued indexing salaries and social benefits: “Military salaries have gone up, with some officers now earning around $1,000, which is significant. Pensions have increased as well, and there are new benefits ...