Что такое заниматься производством. Один раз я занимался производством пищевой продукции То есть фактически переработка продукции сельского хозяйства. Второй раз я занимался производством элемента химической промышленности. В обоих случаях Это был цех, рабочие, необходимость в чистых поверхностях, сырье, электричество, вода. Для обеспечения чистоты и безопасности продукции приходилось следить за тем чтобы насекомые не попадали в сырье, чтобы пыль не оседала на сырье, чтобы рабочие мыли руки, чтобы все делалось в идеальной чистоте, чтобы сырье находящееся на длительном хранении не запрело. Цеха, которые я арендовал имели бетонную или кирпичную стену, оштукатуренные гипсовой штукатуркой. Полы были как правило - стяжка из цемента, потолки были подвесные - пластик. За пластиком находилась кровля покрытая рубероидом и шифером. Халаты моих рабочих были - медицинские халаты. Они использовали хирургические перчатки. На голову надевали чепчик.
Когда наступали дикие холода, цеховые рабочие одевались потеплее и соответственно халаты надевали уже на верхнюю одежду. И вот тогда я впервые столкнулся с необходимостью по внедрению системы HACCP. Множество регламентов ЕАЭС базируются на HACCP и на ISO. Чтобы работать по стандартам HACCP, я должен обучить людей как содержать чистоту. Должен выявить риски обезопасить продукции и сырье от этих рисков. Я должен взять очень дорогой материал, такой как пластиковый наливной пол. Этот пол нужно залить и сделать так чтобы через него не проникала влага, воздух, паразиты. Поверхность пола должна быть идеально чистой. Стены должны быть обработаны похожим веществом. Причём кафель уже не проходит по стандартам. Стены должны быть закатаны в единую пластиковую поверхность, способную достаточно хорошо защищать от воздуха, бактерий, паразитов. Поверхности должны быть желательно бактерицидными. Но при этом они не должны быть способными навредить людям. То же самое должно быть с кровлей. А в помещении цеха должен быть шлюз, чтобы была возможность воздушном кармане задерживать воздух, который заносят с собой сотрудники. Сотрудники должны дышать через респиратор чтобы не загрязнить дыханием сырье. Все поверхности в помещении до и после производства должны очень сильно чистится. Помещение должно быть дезинфицировано, но при этом те вещества которые мы используем для дезинфекции не должны попасть в сырье и отравить его. То есть это всё высокий стандарт похожий на правила работы в чистейшей лаборатории. Тогда я понял что с моим бюджетом в производстве в организации малого производства мне понадобится втрое или вчетверо больше денег. Например требовалось по моим расчетам около 17 000 или 18 000 долларов только на заливку поверхностей цеха.
Для того чтобы заменить оборудование на более производительное и безопасное с точки зрения технического регламента мне понадобилось бы еще 30 000 долларов. И это при всём при том, что весь бизнес стоил не более 30 000. То есть мне надо было увеличить в инвестиции на 100-140%. При том что ни один из соинвесторов не обладал достаточными средствами.
Видать для соблюдения регламента Евразийского Экономического Союза требуется Прорва денег. И это я ещё не считаю затраты на обучение персонала и на консультанта который прилетит из другой страны и будет за наш счет где-то жить, что-то есть. И последующие лабораторные тесты на сертификацию в лабораториях Евразийского Экономического Союза в Алмате или в Москве.
Исходя из всего что я сказал такая вещь как приведение в соответствие стандартам и регламентам ЕАЭС пищевой продукции выглядит чрезвычайно дорогим и хлопотным мероприятием. Именно по этой причине, по моему мнению, большинство малого и среднего бизнеса Кыргызской Республики не сможет так быстро модернизировать. А это значит что у таможенных органов соседей всегда будет существовать возможность развернуть товар на границе или раздавить его бульдозерами. Если не изыскать финансирования для малого и среднего бизнеса для прохождения сертификации, то получается что регламентация бизнеса на руку только крупным корпорациям, организациям с более устойчивым бюджетом и крепким положением на рынке. Практически все эти регламенты являются убийцами малого среднего бизнеса, у которого нет возможности обеспечить такой уровень производственных процессов в соответствии с регламентом. ЕАЭС не одинок наличии таких ситуаций.
Такое же происходит на европейском рынке, и такое же происходит на американском рынке. То есть, пробиться в малый и средний бизнес с нуля практически невозможно. Такие чудеса со стартапами которые проскакивают иногда с использованием платформ краудфандинга типа кикстартер конечно имеют место. Малый и средний бизнес там может пробиться. Создана среда для его финансирования, и малый и средний бизнес тратит основные деньги именно на сертификацию продукции. А в таких странах как наша, в которых изначально не было венчурного капитала и нет условий для доступа к дешевому кредитному капиталу, практически малый средний бизнес, если Правительство начнет полностью исполнять все требования технических регламентов Евразийского Союза, будет уничтожен. С точки зрения потребителя это правильно. Потребитель должен потреблять чистую и безопасную продукцию. С точки зрения национальной экономики это очень опасно, потому что в ином случае только наши отечественные крупные компании смогут выжить на рынке. А все малые и средние компании будут вытеснены крупнейшими гигантами наших соседей, которые придут присутствовать на этот рынок.
Вот что такое техрегламент ЕАЭС и чтобы привести к нему национальную экономику, нужна планомерная работа. Нужно искать решение. Основным решением станет государственная программа по обучению малого и среднего бизнеса техническим регламентам, и либерализация финансового рынка, создание условий для получения дешевых капиталов c годовыми процентом не выше 3. Либо создание донорской организации, которая будет субсидировать малый и средний бизнес в их стремлении привести свою инфраструктуру в соответствие с техническим регламентом Евразийского Экономического Союза. И по моим расчётам это просто миллиарды долларов, приблизительно - 2,7 млрд. На это нужно где-то около трех-четырех млрд долларов для всего малого и среднего бизнеса Кыргызской Республики. Пока этого не сделано, обозначенный Премьер-Министром Республики Казахстан серый импорт, или реэкспорт КР в размере 4,2 млрд. долларов США будет иметь место и далее.
Как видно из цифр РК, в самом Казахстане объем серого импорта $4,6 млрд. Это может значить, что те же проблемы с регламентами, что и у нас, остались и у нашего богатого, но не самого доброго соседа.
Когда наступали дикие холода, цеховые рабочие одевались потеплее и соответственно халаты надевали уже на верхнюю одежду. И вот тогда я впервые столкнулся с необходимостью по внедрению системы HACCP. Множество регламентов ЕАЭС базируются на HACCP и на ISO. Чтобы работать по стандартам HACCP, я должен обучить людей как содержать чистоту. Должен выявить риски обезопасить продукции и сырье от этих рисков. Я должен взять очень дорогой материал, такой как пластиковый наливной пол. Этот пол нужно залить и сделать так чтобы через него не проникала влага, воздух, паразиты. Поверхность пола должна быть идеально чистой. Стены должны быть обработаны похожим веществом. Причём кафель уже не проходит по стандартам. Стены должны быть закатаны в единую пластиковую поверхность, способную достаточно хорошо защищать от воздуха, бактерий, паразитов. Поверхности должны быть желательно бактерицидными. Но при этом они не должны быть способными навредить людям. То же самое должно быть с кровлей. А в помещении цеха должен быть шлюз, чтобы была возможность воздушном кармане задерживать воздух, который заносят с собой сотрудники. Сотрудники должны дышать через респиратор чтобы не загрязнить дыханием сырье. Все поверхности в помещении до и после производства должны очень сильно чистится. Помещение должно быть дезинфицировано, но при этом те вещества которые мы используем для дезинфекции не должны попасть в сырье и отравить его. То есть это всё высокий стандарт похожий на правила работы в чистейшей лаборатории. Тогда я понял что с моим бюджетом в производстве в организации малого производства мне понадобится втрое или вчетверо больше денег. Например требовалось по моим расчетам около 17 000 или 18 000 долларов только на заливку поверхностей цеха.
Для того чтобы заменить оборудование на более производительное и безопасное с точки зрения технического регламента мне понадобилось бы еще 30 000 долларов. И это при всём при том, что весь бизнес стоил не более 30 000. То есть мне надо было увеличить в инвестиции на 100-140%. При том что ни один из соинвесторов не обладал достаточными средствами.
Видать для соблюдения регламента Евразийского Экономического Союза требуется Прорва денег. И это я ещё не считаю затраты на обучение персонала и на консультанта который прилетит из другой страны и будет за наш счет где-то жить, что-то есть. И последующие лабораторные тесты на сертификацию в лабораториях Евразийского Экономического Союза в Алмате или в Москве.
Исходя из всего что я сказал такая вещь как приведение в соответствие стандартам и регламентам ЕАЭС пищевой продукции выглядит чрезвычайно дорогим и хлопотным мероприятием. Именно по этой причине, по моему мнению, большинство малого и среднего бизнеса Кыргызской Республики не сможет так быстро модернизировать. А это значит что у таможенных органов соседей всегда будет существовать возможность развернуть товар на границе или раздавить его бульдозерами. Если не изыскать финансирования для малого и среднего бизнеса для прохождения сертификации, то получается что регламентация бизнеса на руку только крупным корпорациям, организациям с более устойчивым бюджетом и крепким положением на рынке. Практически все эти регламенты являются убийцами малого среднего бизнеса, у которого нет возможности обеспечить такой уровень производственных процессов в соответствии с регламентом. ЕАЭС не одинок наличии таких ситуаций.
Такое же происходит на европейском рынке, и такое же происходит на американском рынке. То есть, пробиться в малый и средний бизнес с нуля практически невозможно. Такие чудеса со стартапами которые проскакивают иногда с использованием платформ краудфандинга типа кикстартер конечно имеют место. Малый и средний бизнес там может пробиться. Создана среда для его финансирования, и малый и средний бизнес тратит основные деньги именно на сертификацию продукции. А в таких странах как наша, в которых изначально не было венчурного капитала и нет условий для доступа к дешевому кредитному капиталу, практически малый средний бизнес, если Правительство начнет полностью исполнять все требования технических регламентов Евразийского Союза, будет уничтожен. С точки зрения потребителя это правильно. Потребитель должен потреблять чистую и безопасную продукцию. С точки зрения национальной экономики это очень опасно, потому что в ином случае только наши отечественные крупные компании смогут выжить на рынке. А все малые и средние компании будут вытеснены крупнейшими гигантами наших соседей, которые придут присутствовать на этот рынок.
Вот что такое техрегламент ЕАЭС и чтобы привести к нему национальную экономику, нужна планомерная работа. Нужно искать решение. Основным решением станет государственная программа по обучению малого и среднего бизнеса техническим регламентам, и либерализация финансового рынка, создание условий для получения дешевых капиталов c годовыми процентом не выше 3. Либо создание донорской организации, которая будет субсидировать малый и средний бизнес в их стремлении привести свою инфраструктуру в соответствие с техническим регламентом Евразийского Экономического Союза. И по моим расчётам это просто миллиарды долларов, приблизительно - 2,7 млрд. На это нужно где-то около трех-четырех млрд долларов для всего малого и среднего бизнеса Кыргызской Республики. Пока этого не сделано, обозначенный Премьер-Министром Республики Казахстан серый импорт, или реэкспорт КР в размере 4,2 млрд. долларов США будет иметь место и далее.
Как видно из цифр РК, в самом Казахстане объем серого импорта $4,6 млрд. Это может значить, что те же проблемы с регламентами, что и у нас, остались и у нашего богатого, но не самого доброго соседа.
Комментарии
Отправить комментарий