К основному контенту

Хозяева воды


Таджикистан и Кыргызстан – страны соседи. Обе эти страны имеют важное геостратегические значение для Центральной Азии и Китая. Они имеют большое геополитическое значение для России. Эти страны – основные поставщики воды в регион. Однако вместе с тем, пока, эти страны имеют малочисленное население, относительно слабый военный потенциал, и поэтому они не могут диктовать условия своим более засушливым равнинным соседям, как хозяева воды. В чем общность и различия двух стран? Давайте посмотрим.

Независимость от СССР Таджикистан получил 9 сентября 1991 года, Кыргызская Республика - 31 августа 1991 года, то есть раньше соседа на 9 дней. В Кыргызстане кыргызский язык (считается старейшим в тюркской группе языков) – государственный, русский – официальный. В Таджикистане – таджикский, персидский общепринятый в Маверанахре язык, ближе всего к языку дари, является государственным. Но русский язык – применяется только для межнационального общения. Таджикистан – президентская, Кыргызстан – президентско-парламентская страна. Президент РТ – Эмомали Рахмон у власти с 1992 года, стал президентом после гражданской войны в 1994-м году. В КР уже сменилось 3 президента. А.Акаев, К.Бакиев, Р.Отунбаева, и сегодня действующий президент – А.Атамбаев. из конфликтов были только Ошские события 1990 и 2010 годов, 2 революции, которые некоторые политологи упорно называют переворотами, с последовавшим бытовым мародерством, и самоорганизацией народных дружин против преступности.

Таджикистан, как и Кыргызстан – светские страны. Однако в Таджикистане есть исмаилиты, шииты, православные христиане, католики, баптисты, муниты, иудеи, бахаисты, зоорастрийцы. Более 80% населения – мусльмане. Есть даже Партия Исламского Возрождения Таджикистана. В Кыргызстане же подавляющее большинство населения  - мусульмане-сунниты (так называемый Ислам-лайтс), католики, православные, простестанты, адвентисты, иеговисты, баптисты, атеисты. Государство ввело строгий запрет на участие в политике любым религиозным организациям, включая исламским.

Территория Таджикистана 93-я в мире, 142 000 км² и всего 0,3 процента водной поверхности. Кыргызстан же имеет 86-ю по величине территорию в мире, 198 500 км² и 3,6 процента страны приходится на водную поверхность. То есть больше Таджикистана на 56 500 км². При этом территория Таджикистана на 93% горная, а в Кыргызстане горы занимают 96% суши.

В Кыргызстане на каждый квадратный километр приходится 29 человек, в Таджикистане – 56,3 человека, то есть на 27,3 человека больше. На 4-е апреля 2013 года население Таджикистана оценивается в количестве 8 млн. человек, что превышает количество населения КР на 2,3 млн. человек, в котором всего пока регистрируется 5,6 млн. человек.

ВВП Кыргызской Республики оценивается в $ 5,4 млрд, на душу населения это около $ 1070. Госбюджет немногим больше $ 1,6 млрд. В Таджикистане же ВВП $ 16,2 млрд., по $ 2000 на душу населения, при госбюджете  $ 1,04 млрд. То есть в Таджикистане граждане условно богаче Кыргызских на $ 1000, суммарное ВВП превышает на $ 11,2 млрд. Однако правительство Таджикистана собирает меньше налогов чем в КР на $ 0,6 млрд.

Таджикистан на первом месте по денежным переводам мигрантов в мире, по оценке Всемирного Банка в среднем мигранты переводят до $ 3,5 млрд. в Таджикистан. Кыргызские мигранты скромно переводят на родину около неполного миллиарда денег. Зато у обеих стран индекс развития человеческого потенциала одинаков – 0,662, 125-й в мире, что следует понимать как средний.

  Общая установленная мощность гидроэлектростанций Таджикистана составляет 4070 МВт. Выработка составляет до 17,1 млрд. кВт·ч (2005 г.). Общий объём гидроэнергоресурсов оценивается в 527 млрд. кВт·ч, в том числе, технически возможный к использованию составляет 202 млрд. кВт·ч, а экономически целесообразный к строительству — 172 млрд кВт·ч. Это делает Таджикистан одним из самых обеспеченных этим возобновляемым источником энергии в мире (восьмое место по абсолютному потенциалу выработки).

На территории Кыргызстана работают 19 электростанций общей мощностью 3,5 млн. кВт, включая 17 ГЭС и 2 ТЭЦ. В настоящее время гидроэнергетический потенциал Кыргызстана используется не более чем на 8-9%. Республика ежегодно производит порядка 14 млрд. кВт/часов электроэнергии, тогда как ее общий гидроэнергетический потенциал оценивается в 142 млрд. кВт/ч, технический - 73 млрд. кВт/ч, а экономический – 48 млрд. кВт/ч. Среди стран СНГ Кыргызстан уступает по гидроэнергетическим ресурсам только России и Таджикистану.

Считалось что в Таджикистане есть только около 12 млн. баррелей нефти, против 40 млн. баррелей Кыргызстана. Однако, исследование компании Gustavson Associates показало, что 35 тыс. кв км месторождений в Таджикистане, лицензией на разведку которых обладает Tethys, содержат «оцениваемые валовые нерискованные средние извлекаемые запасы» в размере 27,5 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Потенциальные запасы включают 114 трлн куб футов газа и 8,5 млрд баррелей нефти и конденсата. Это обстоятельство резко вырывает Таджикистан вперед, по вопросам энергетической независимости, в сравнении с Кыргызстаном.

Кыргызстан располагает значительными запасами водных ресурсов. В средний по водности год общие водные ресурсы составляют 2458 км3, из них: 50 км3 - поверхностный речной сток, 13 км3 потенциальные запасы подземельных вод,1745 км3 - озерная вода и 650 км3 - ледники. Таджикистан также богат водными ресурсами. Следует отметить, что занимая несколько более 20% площади Аральского бассейна (350 тыс. кв.км) горная зона дает около 90% поверхностного стока. В средний по водности год здесь формируется 115 млрд. куб.м воды.

Что есть еще общего между двумя странами? Обе находятся под боком у России и Китая. Рядышком с обеими - агрессивный Узбекистан. Неподалеку воюющий Афганистан. В обеих странах невозможно построение внешней политики без учета Ирана. Обе страны с тревогой ждут 2014 года, когда большое количество оружия останется в Афганистане, Узбекистане, после вывода оттуда коалиционных войск США.  Притом годовой бюджет на оружие у Кыргызстана около $ 22 млн. против $ 100 млн. расходов Таджикистана.

Две страны с гористой местностью, водоносными ледниками, но с разной культурой, разными языками и традициями, без выхода к морю или океану, без судоходных речных систем, в какой-то мере являются интересными геополитическими объектами со стороны тех, кто хотел бы иметь хоть какую-нибудь политическую игру в регионе. Эти страны идеально подходят на роль буферных зон для Китая. Десятилетие – с 2010-й по 2020-е годы – это десятилетие китайской экономической экспансии в эти две страны. Это не только тропы для экспорта товаров, но это также – ГЭСы, дороги, в том числе воздушные и ЖД, концессии на горнорудные разработки. Перехват управления над ледниками, такими как Хан-Тенгри в Кыргызстане и Памир, Бадахшан в Таджикистане – это водная безопасность, прежде всего самого континентального Китая, а в перспективе – это водная дирижерская палочка для всей Центральной Азии.

С позиции бизнеса 8-миллионное население Таджикистана уже представляет собой привлекательный ресурс потребителей. Инвесторы потихоньку щупают почву Таджикистана, например, строится отель Шератон. 7,5-миллионное население Кыргызстана, пока представляет меньший интерес в качестве ресурса потребителей. Также платежеспособный спрос меньше чем в Таджикистане. Однако обе страны имеют наследие административно-командной экономической системы, и их политические элиты все еще состоят из партийных номенклатурщиков советского периода, с советским мышлением и нацеленностью на установления государственного контроля в экономике. Очень развиты такие типы мышления общие для обеих стран, как политический макиавелизм, выражаемый в формуле – «цель оправдывает средства». Сильно развита коррупция.

Считается что власть априори развращает человека. В западных странах это поняли в эпоху ренессанса, и позже в французских и американских революциях, западный человек принял решение ограничить саму власть, расчленить ее и не допустить ее концентрацию в руках одного человека. Потому-что концентрация власти позволяет (если даже не сказать, что вынуждает) ее обладателю, проявлять ее. Проявление власти происходит в таких ситуациях, когда власть имущий не имеет экономических ресурсов. Он начинает просто отбирать их у тех, кто их имеет. Создаются картели, синдикаты, монополии, чаще всего государственные. Создается среда неравной конкуренции, в которой мелкое и среднее предпринимательство погибает. Таджикистан и Кыргызстан демонстрируют такие проявления. Иначе такие явления называют коррупцией.

Парламентская система Кыргызстана начала формировать что-то вроде системы сдержек и противовесов, однако это только начало пути. Таджикистан пока стоит на дороге концентрации власти, и в скором времени будет вынужден под давлением общецивилизационных процессов развития, распространения интернета, меняться в сторону формирования такой же системы. Потому как идеальная власть, эта такая власть, которая приблизительно поровну распределена между каждым гражданином страны, при условии наличия у этого гражданина некой внутренней этики и культуры, способности жить по закону.

Но даже в этих условиях, бизнес вести в этих двух наших странах интересно. Риски есть. Основные риски – это государственные чиновники, их коррупционные аппетиты и экономическое образование. Либеральное, или даже лучше сказать – либертарианское законодательство, нулевые ставки таможенных пошлин, тотальная приватизация государственной собственности, разгрузка государственного бюджета от социальных расходов, снижение налогового бремени ниже 15% - это те условия, которые способны произвести в наших странах экономическое чудо.

Близость Китая – благо. Это реэкспорт. Это дешевые производственные мощности. Это уже сейчас – финансовые ресурсы. Близость России, Индии и Ирана – благо. Это – большие рынки сбыта. Водоносность – благо, это возможность ведения эффективного сельского хозяйства и производства дорогих органических продуктов на экспорт.

Определенно, Таджикистан и Кыргызстан – это две страны будущего экономического прорыва в Центральной Азии. Все что нужно – небольшая модернизация законов, омоложение государственных кадров, и смена парадигмы мышления в головах граждан наших стран.

Искендер Шаршеев

Экономист. Архитектор бизнес-систем.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Анклавы и эксклавы

Либертарианство – это система убеждений, которая лучше всего защищает права простого человека, нежели коммунизм или социализм, которые прямо требует защиты интересов партийных боссов. Так когда-то некие партийные боссы двух социалистических республик подарили друг другу участки земли, как бы вроде курорта или дачи. Но во время развала Союза, эти две республики как-то не решились вернуть друг другу земли. И получились анклавы – Сох, Шахимардан, таджикский Ворух, и на территории РУз – Барак. А нам теперь расхлебывать наследие советской номенклатуры. Сегодня ни один наш правитель, ни один наш парламент не смеют поднимать вопрос окончательной делимитации и демаркации границ, а также вопрос о ликвидации анклавов. Армия РУз – имеет свыше одного миллиона регулярных войск и свыше 700 тысяч резервистов. Хотя боеспособность армии еще не апробирована всерьез, но на блицкриг и мини-геноцид соседей Кыргызстана и Узбекистана хватит. В Кыргызской республике, есть около 600 самых боеспособны...

Falls and Rises: How Gold Prices Changed in Kyrgyzstan in June and Since the Beginning of 2025

14:00, July 10, 2025, Bishkek – 24.kg, Nargiza TOKOEVA Recently, global gold prices have been rising at an unusually rapid pace, repeatedly hitting record highs. The market has now somewhat stabilized. The surge in demand for the precious metal has been driven by several powerful factors: Aggressive purchases by central banks (especially BRICS countries) aiming to reduce dependence on the US dollar; Global geopolitical and trade tensions (tariff wars, sanctions, and regional conflicts); Weakening of the US dollar. All of these factors have made gold more attractive as a safe-haven asset. According to the London market, the most recent record was set on April 22, 2025, when the price of one troy ounce reached $3,434 on the London exchange. However, Kyrgyzstan recorded its highest local gold price on June 16, 2025. On April 23 — the day global gold prices hit a historical high — the National Bank of Kyrgyzstan set the price at 305,507.5 soms per ounce. But on June 16, the ...

Expert: Kyrgyzstan’s GDP Should Reach $50 Billion

Tuesday, December 31, 2024, 14:31 What was 2024 like for the republic’s economy? Economist Iskender Sharsheev, speaking with Vesti.kg , believes Kyrgyzstan’s GDP ought to be around $50 billion. Reviewing the past year’s performance, he noted: “The current year, 2024, has been an upswing for Kyrgyzstan’s economy. The government’s announced achievements have been justified: our state budget is now one trillion soms, and our GDP, for the first time in history, has reached $14 billion. I hope this upward trend continues every year. For a country like ours, a more appropriate level of GDP would be around $50 billion, with a per capita GDP of $5,000–$7,000. Currently, it stands at about $2,000—up from $1,260–$1,300 previously.” Sharsheev added that the Cabinet of Ministers has continued indexing salaries and social benefits: “Military salaries have gone up, with some officers now earning around $1,000, which is significant. Pensions have increased as well, and there are new benefits ...