В Кыргызской
Республике в 1994-1995-х годах объявили капитализм. Появился оптимизм в
бизнесе. Произошел взрывной рост частных предприятий, появились кооперативы,
акционерные общества, приехали инвесторы. Однако уже к 1999 году капитализм
начали «сворачивать». С нулевых годов капитализм в Кыргызстане удушается и
бизнес напоминает бесконечную борьбу между гражданами и государственными
чиновниками. Почему в нашей стране победил этатизм? Почему капитализм не привел
нашу страну к процветанию и развитию, как он привел многие страны Запада?
В нашей стране
нет до сих пор полного понимания частной собственности. Возьмем земельное
законодательство: в Земельном
Кодексе КР в статье 6 указано, что никто не может быть лишен своего
земельного участка, за исключением случаев, указанных в законе. А случаи,
указанные в законе касаются экологии, и целевого назначения участков,
определяемых государством. Такой формулировки – как по решению суда нельзя
увидеть в приоритетах Земельного Кодекса.
Также земли
подразделяются на территории Лесного хозяйства КР, и на сельскохозяйственные.
Эти земли принадлежат государству и не продаются. Свыше 93% всей территории КР
принадлежит государству. В частной собственности может быть только 7%
территории КР. То есть практически количество собственников ограничено.
Примерно две трети населения не имеет никакой собственности в форме объектов
недвижимости. А большинство фермеров-крестьян и животноводов – арендуют землю у
государства для откорма скота и ведения сельского хозяйства. Фактически –
население в КР – бесправно, не имеет право на собственность и не может выкупать
земельные участки свыше того, что было приватизировано и трансформировано в прошедшие
22 года независимости. Налицо – установление государством крепостной системы
ограничения ресурса частной собственности.
При всех президентах этот вопрос сохраняет статус-кво.
Институт
свободного рынка в Центральной Азии – CAFMI констатирует
также моменты обесценивания понятия частной собственности. Основной
причиной слабого института частной собственности в нашей стране называются – 1.
Возможность произвольного лишения собственности, как со стороны государства,
так и со стороны окологосударственных структур, проще говоря – частных лиц,
ведущих рейдерскую деятельность, без гарантий защиты со стороны государства, 2.
Отсутствие независимой судебной власти. Способность судебных властей
игнорировать законы и права на частную собственность в силу личных
экономических интересов судей или политического давления.
Следующим
моментом, демонстрирующим полное пренебрежение к институту частной собственности
со стороны населения и государственных органов, являются акты
национализации, или требования национализации, без решения судов. Списки
национализированного имущества очень наглядно демонстрируют состояние в
области защиты частной собственности в КР.
Но самое
главное, на мой личный взгляд, это не двусмысленное состояние вопросов частной
собственности и недоступность для всего населения недвижимого имущества, а то,
что накопленный огромный внутренний капитал, собранный местным населением,
лежит мертвым грузом на депозитах, в коммерческих и стеклянных банках,
обесцениваясь с ходом инфляции, или утекает за рубеж.
Эрнандо де Сото
– латиноамериканский исследователь капитализма, автор знаменитой книги «Загадка
капитала» указывает на то, что внутренний инвестиционный потенциал бедных
слоев населения в тех странах, в которых его группа проводила исследования,
превышает на много порядков весь объем мировых международных инвестиций. То же
самое справедливо и для Кыргызской Республики. Реальный сектор экономики
показывает аккумуляцию капитала у одних граждан, при полной невозможности
аренды этого же капитала для развития бизнеса другими гражданами. Так
называемый пресловутый «разрыв между богатыми и бедными» на самом деле означает
отсутствие системы аренды капитала. Таковой системой во всех странах мира
является – фондовая биржа, биржа ценных бумаг, рынок производных биржевых
финансовых инструментов.
Потенциал рынка
внутренних инвестиций может превышать 1 млрд. долларов США. Чаще всего
избыточная денежная масса и собственный капитал вкладывается в недвижимость или
на зарубежные депозиты, оффшорные счета, зарубежную недвижимость и т.д. Часть избыточного
капитала просто не может капитализироваться, потому что не имеет
документального оформления, как объекта частной собственности. Спрос на аренду
капитала со стороны частных предпринимателей в то же самое время не
удовлетворяется.
Мы не можем пойти на Кыргызскую Фондовую
Биржу, нанять брокера, создать фирму, выпустить акции и продать их другим
гражданам, чтобы собрать деньги на бизнес. Также не можем заключить фьючерсный или
форвардный контракт с закупщиками, чтобы подсадить картошку или клубнику, чтобы
вернуть осенью за счет урожая. Потому что на Кыргызской Фондовой Бирже листинг –
процедуру регистрации и выпуска акций, проходит
только крупные акционерные общества, образовавшиеся еще на заре
независимости. А новые инструменты, такие как фьючерсы, опционы – пока отсутствуют
в ассортименте услуг КФБ. Но что еще
важнее – нет информированности, понимания и запроса на производные ценные
бумаги. Нет понимания, что институт ценных бумаг – это система извлечение
прибыли из избыточного капитала, с одновременным обеспечением доступа к
капиталу со стороны безденежных предпринимателей, испытывающих потребность в
оборотных средствах.
Пока листинг на
КФБ прошло не так уж много компаний:
Почему так
происходит? Потому-что в стране, где есть сомнения в сохранности частной
собственности тем более не будет доверия производным ценным бумагам и биржевым
инструментам. Потому-что в стране в финансовой сфере есть строгое регулирование
и такой регулятор финансовых организаций, как Госфиннадзор, такой консерватор
финансовой системы, как Национальный Банк КР. Если вы начнете выпускать
опционы, скорее всего вы нарушите закон. Потому-что без разрешения КФБ, НБКР,
ГФН вам нельзя выпускать долговые ценные бумаги. У нас действует принцип – «все
что не разрешено – запрещено». Чему удивляться тому, что такая богатая страна
как у нас, имеет капитал, в виде недвижимости у бедных слоев населения, в виде
производственных мощностей, которых нельзя заложить, которых нельзя
использовать для привлечения оборотных средств. И капитал внутренних
инвесторов, который нельзя передать в аренду, некому и некуда, и гарантий
никаких на его защиту нет. Нет самой системы. Вот и получается, что наша
страна, наши граждане имеют мертвый капитал.
Еще более
неприятное обстоятельство – отсутствие четких гарантий защиты собственности в
суде, отсутствие самой веры в такую возможность. Знание, что суды могут
затянуть процесс и примут сторону того участника процесса, кто предложит
наиболее приемлемое финансовое или политическое (концентрированно-финансовое)
вознаграждение.
Итак, мы
диагностировали причины, которые мешают развитию капитализма в Кыргызской
Республике, подвесив экономический и политический курс страны в воздухе,
развивая хаотически социально-ориентированную, или – направленную на
уничтожение доходов и увеличение расходов и долгов систему. Вот три причины
омертвляющие капитал в нашей стране:
1.
Необеспеченность всего населения Кыргызской
Республики доступом к недвижимому имуществу, большая доля государственных
земель, в сравнении с частной собственностью граждан;
2.
Отсутствие практики защиты и охранения частной
собственностью со стороны судебной системы страны, порождающее тотальное
недоверие к судебной системе и государству;
3.
Отсутствие системного рынка аренды капитала,
вследствие не информированности и недоверия населения к производным финансовым
инструментам и биржевой торговле ценными бумагами, а также излишнее государственное
регулирование финансовой системы страны.
Из данного
диагноза вытекают выводы того, что надо сделать, чтобы оживить мертвый капитал.
Решения кажутся простыми, но на самом деле это не так. Это требует коренной
перестройки самой психологии населения и чиновнической номенклатуры, которая
успешно продолжает воспроизводиться во все эти годы независимости. И тем не
менее этого когда-нибудь надо сделать. А именно:
1.
Разрешить продажу в частную собственность
населению земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного хозяйства,
кроме заповедных зон;
2.
Законодательно закрепить неприкосновенность
частной собственности, разрешить защиту частной собственности вплоть до
предоставления права защиты ее силой оружия. Создать серьезные процедурные
сложности для отъема имущества. Усилить инструменты залога недвижимого
имущества. Установить длительную правоприменительную практику в деле защиты
частной собственности;
3.
Создание законодательных условия для
возникновения свободного и саморегулируемого рынка ценных бумаг и их
производных инструментов, и законодательное закрепление принципа – «что не
запрещено - разрешено».
Все эти три
рекомендации – являются радикальными предложениями, с точки зрения наших власть
имущих. Однако без них любая экономическая активность, даже успешная – принесет
гражданам прибыль, которая ляжет мертвым грузом на депозитах или сейфах. Именно
из-за страха перед введением свободы капитала, свободы сдавать его в аренду, и
гарантии судебной защиты – капитализм в нашей стране плохо срабатывает. Средний
класс не появляется. Население не богатеет.
Только те
страны, в которых есть система защиты частной собственности и система аренды
капитала, только в них население, большая его часть, по крайней мере, может
наслаждаться плодами капитализма, - относительно, а иногда и весьма
благополучной жизнью.
Зачем давать
фермерам льготные кредиты? Ведь этим ты уничтожаешь и делаешь неконкурентоспособным
фермера, который справляется своими силами, как на это указывает экономист Генри Хэзлит. Лучше было бы дать фермеру и
перекупщику сельхозпродукции – фьючерсы и опционы.
Если ты думаешь
о будущем своей страны, как политики или как государственный служащий, ты
должен думать не о том, как больше привлечь инвестиций из-за рубежа, или
получить международный займ или грант, а о том, как оживить мертвый капитал
внутренних инвестиций, который гниет в стеклянных и коммерческих банках. А его
там не мало.
Искендер
Шаршеев
Экономист.
Архитектор бизнес-систем.
Комментарии
Отправить комментарий