К основному контенту

Гиперлуп между Бишкеком и Чолпон-Атой


14 августа 2013 года Ринат Тухватшин опубликовал статью «От Бишкека до Чолпон-Аты за 15 минут — это реально». В ней речь шла о пятом виде транспорта, который был заявлен Элоном Маском – Стивом Джобсом версии 2.0, современным Николой Теслой и Томасом Эдисоном в одном лице. Теперь остается всего ничего, рассчитать инвестиции в стоимость трассы Гиперлуп от Бишкека до Чолпон-Аты, и вывести ее рентабельность, доходность.

Что такое проект Гиперлуп? Подробное описание и технические характеристики, как и общий концепт самой системы, можно прочитать на официальном сайте Tesla Motors – одной из компаний миллиардера Маска, загрузив файл PDF.

По сути, проект Гиперлуп не должен удивить выпускника Автодорожного техникума или Политехнического университета имени И.Раззакова.  В технической литературе есть концепты от российских ученных, например – Бориса Вейнберга, который в 1914 году уже описал подобную систему.  По сути это упрощенная версия Андронного Коллайдера, или даже – синхрофазотрона. Ближайший принцип его действия можно понять, соорудив своими руками рельсотрон. Для этого надо взять алюминиевую трубку, обмотать ее медной проволокой, сделав катушку. Далее вы пропускаете через проволоку электрический ток, создавая в ней движение магнитного поля. Любой металлический снаряд, помещенный в конец трубки, где начинается катушка, вылетает с другого конца с таким ускорением, каково магнитное поле, которое зависит от электрического напряжения. Теперь представьте, что напряжение обеспечивают солнечные батареи, алюминиевой трубкой является вся трасса Гиперпетли, а вдоль всей трассы закручена та самая проволока, которая есть суть индукционная катушка.

Проект Элона Маска – абсолютно реален и осуществим. Все предлагаемые им решения уже апробированы в различных технических воплощениях, начиная от ускорителей частиц, заканчивая обычным электромотором. Все дело в стоимости предлагаемой им системы.

Инженеры и сметчики Элона Маска рассчитали, что стоимость Гиперпетли протяженностью в 622,3 километра от Сан-Франциско до Калифорнии равна 6 млрд. долларам США. Это практически 9,6 миллионов долларов на 1 километр. В сомах это – 462,7 млн. Следовательно, строительство такой системы для соединения в Гиперпетлю Чолпон-Аты с Бишкеком придется вести на 285 километров. А это – 2,7 млрд. долларов США.

Чтобы понять, что за это деньги просто сравним следующие цифры: ВВП КР 2012 года составил 6,198 млрд. долларов США. А государственный бюджет в его доходной части – 1,66 млрд. долларов США. То есть нам нужно два с половиной государственных бюджета, или половина ВВП, чтобы построить такой удобный транспортный коридор.

Давайте посмотрим на что нам не хватает денег. Не хватает нам жалких 2,7 миллиардов американских подписантов декларации Независимости на такие удобства, как почти бесшумное перемещение к озеру, за время от 10 до 24 минут, вместе со всей семьей и автомобилем, который можно спокойно выкатить из состава Гиперпетли, и дальше уже углубиться к пансионатам и частному сектору.

Вообще это удобно. Ты заводишь машину в грузовой отсек состава Гиперлупа, который состоит из одного или трех челноков. Усаживаешь семью в пассажирский отсек. Усаживаешься сам. Берешь в руки смартфон, проверить почту и социальные сети, но не успеваешь это сделать, потому что тебя уже просят освободить салон челнока. Приехали. Симпатичная перспектива. Однако сколько будет стоить такая система карману ее клиента?

Как и многое в нашей жизни, это сильно зависит от пассажирооборота. Например, в Бишкеке средний годовой пассажирооборот составляет 846,7 млн. поездок. В среднем количество поездок горожан на Иссык-Куль составляет около 3 млн. поездок в год. Если поставить задачей окупить проект Гиперпетли за 6 лет, то можно рассчитывать только на 18 миллионов поездок. При этом нельзя забывать амортизацию, устаревание узлов оборудования Гиперпетли, которая может достигать от 3% в год. Значит в среднем, около 17-18% за 6 лет. Включая затраты на персонал, обслуживающий эту систему. В итоге будет за 6 лет после ее запуска потрачено еще 494,6 млн. долларов на содержание системы плюс к основной стоимости системы в 2,7 миллиарда зеленных. Итого это будет 3,2 млрд. долларов.  Если мы их разделим на ожидаемый пассажиропоток в 18 млн. поездок, стоимость одной поездки одного пассажира на Гиперпетле составит – 180 долларов США, или 8 646 сомов и 60 тыйын. Дороговато.

Даже если учесть, что проект окупаемости будет растянут на 12 лет, то стоимость поездки все равно будет равна 90 долларов или 4 тысячи 323 сома 30 тыйын. Если не учитывать амортизацию. Поэтому данный проект не вполне целесообразен. Ведь сегодня поездка одной автомашины на Иссык-Куль стоит от 3000 сомов, что чуть больше чем 62 доллара.

Чтобы возникла инвестиционная привлекательность и целесообразность строительства Гиперпетли на Иссык-Куль, потребуется найти способы удешевления проекта. Необходимо снизить размер необходимых инвестиций до 77,8 млн. долларов США. Тогда стоимость поездки спустится до приемлемой – до 2000 сомов, что все равно чуть дороже, чем стоимость поездки туда с семьей на собственной машине.

Что касается вообще цен на поездку в индивидуальном порядке, с западного автовокзала Бишкека ночным рейсом около 4,7 доллара США. Маршруткой можно доехать за 5,2-7,2 $. Ну а одно место в попутном такси обойдется в 10,4-11 $. Так что пока Гиперпетля экономически не целесообразна для Кыргызской Республики. Ну, разве что из чувства чистого альтруизма и ради научного эксперимента международные инвесторы профинансируют проект Гиперпетли добровольно и безвозмездно…

Хотя как мечта – проект красив. Если цена его за 1 километр опустится до 270-170 тысяч долларов США, то его надо строить. Но пока сам Элон Маск говорит, что не хочет тратить время своих инженеров на детальную расшивку проекта. Он слишком — «fucking hard»! по словам самого Маска. Однако седьмое чувство подсказывает, что этот проект будет удешевлен и реализован им. Возможно эти технологии станут доступны и Кыргызской Республике. Вопрос времени.

Искендер Шаршеев
Экономист. Архитектор бизнес-систем. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Анклавы и эксклавы

Либертарианство – это система убеждений, которая лучше всего защищает права простого человека, нежели коммунизм или социализм, которые прямо требует защиты интересов партийных боссов. Так когда-то некие партийные боссы двух социалистических республик подарили друг другу участки земли, как бы вроде курорта или дачи. Но во время развала Союза, эти две республики как-то не решились вернуть друг другу земли. И получились анклавы – Сох, Шахимардан, таджикский Ворух, и на территории РУз – Барак. А нам теперь расхлебывать наследие советской номенклатуры. Сегодня ни один наш правитель, ни один наш парламент не смеют поднимать вопрос окончательной делимитации и демаркации границ, а также вопрос о ликвидации анклавов. Армия РУз – имеет свыше одного миллиона регулярных войск и свыше 700 тысяч резервистов. Хотя боеспособность армии еще не апробирована всерьез, но на блицкриг и мини-геноцид соседей Кыргызстана и Узбекистана хватит. В Кыргызской республике, есть около 600 самых боеспособны...

Falls and Rises: How Gold Prices Changed in Kyrgyzstan in June and Since the Beginning of 2025

14:00, July 10, 2025, Bishkek – 24.kg, Nargiza TOKOEVA Recently, global gold prices have been rising at an unusually rapid pace, repeatedly hitting record highs. The market has now somewhat stabilized. The surge in demand for the precious metal has been driven by several powerful factors: Aggressive purchases by central banks (especially BRICS countries) aiming to reduce dependence on the US dollar; Global geopolitical and trade tensions (tariff wars, sanctions, and regional conflicts); Weakening of the US dollar. All of these factors have made gold more attractive as a safe-haven asset. According to the London market, the most recent record was set on April 22, 2025, when the price of one troy ounce reached $3,434 on the London exchange. However, Kyrgyzstan recorded its highest local gold price on June 16, 2025. On April 23 — the day global gold prices hit a historical high — the National Bank of Kyrgyzstan set the price at 305,507.5 soms per ounce. But on June 16, the ...

Expert: Kyrgyzstan’s GDP Should Reach $50 Billion

Tuesday, December 31, 2024, 14:31 What was 2024 like for the republic’s economy? Economist Iskender Sharsheev, speaking with Vesti.kg , believes Kyrgyzstan’s GDP ought to be around $50 billion. Reviewing the past year’s performance, he noted: “The current year, 2024, has been an upswing for Kyrgyzstan’s economy. The government’s announced achievements have been justified: our state budget is now one trillion soms, and our GDP, for the first time in history, has reached $14 billion. I hope this upward trend continues every year. For a country like ours, a more appropriate level of GDP would be around $50 billion, with a per capita GDP of $5,000–$7,000. Currently, it stands at about $2,000—up from $1,260–$1,300 previously.” Sharsheev added that the Cabinet of Ministers has continued indexing salaries and social benefits: “Military salaries have gone up, with some officers now earning around $1,000, which is significant. Pensions have increased as well, and there are new benefits ...