14 августа 2013
года Ринат Тухватшин опубликовал статью «От Бишкека до Чолпон-Аты за
15 минут — это реально». В ней речь шла о пятом виде транспорта, который
был заявлен Элоном Маском
– Стивом Джобсом версии 2.0, современным Николой Теслой и Томасом Эдисоном в
одном лице. Теперь остается всего ничего, рассчитать инвестиции в стоимость
трассы Гиперлуп от Бишкека до Чолпон-Аты, и вывести ее рентабельность,
доходность.
Что такое
проект Гиперлуп? Подробное описание и технические характеристики, как и общий
концепт самой системы, можно прочитать на официальном сайте Tesla Motors – одной из
компаний миллиардера Маска, загрузив
файл PDF.
По сути, проект
Гиперлуп не должен удивить выпускника Автодорожного
техникума или Политехнического университета
имени И.Раззакова. В технической
литературе есть концепты от российских ученных, например – Бориса Вейнберга,
который в 1914 году уже
описал подобную систему. По сути это
упрощенная версия Андронного
Коллайдера, или даже – синхрофазотрона.
Ближайший принцип его действия можно понять, соорудив своими руками рельсотрон.
Для этого надо взять алюминиевую трубку, обмотать ее медной проволокой, сделав
катушку. Далее вы пропускаете через проволоку электрический ток, создавая в ней
движение магнитного поля. Любой металлический снаряд, помещенный в конец
трубки, где начинается катушка, вылетает с другого конца с таким ускорением,
каково магнитное поле, которое зависит от электрического напряжения. Теперь
представьте, что напряжение обеспечивают солнечные батареи, алюминиевой трубкой
является вся трасса Гиперпетли,
а вдоль всей трассы закручена та самая проволока, которая есть суть
индукционная катушка.
Проект Элона
Маска – абсолютно реален и осуществим. Все предлагаемые им решения уже
апробированы в различных технических воплощениях, начиная от ускорителей
частиц, заканчивая обычным электромотором. Все дело в стоимости предлагаемой им
системы.
Инженеры и сметчики
Элона Маска рассчитали, что стоимость Гиперпетли протяженностью в 622,3
километра от Сан-Франциско до Калифорнии равна 6 млрд. долларам США. Это
практически 9,6 миллионов долларов на 1 километр. В сомах это – 462,7 млн.
Следовательно, строительство такой системы для соединения в Гиперпетлю
Чолпон-Аты с Бишкеком придется вести на 285
километров. А это – 2,7 млрд. долларов США.
Чтобы понять, что
за это деньги просто сравним следующие цифры: ВВП КР 2012 года составил 6,198
млрд. долларов США. А государственный бюджет в его доходной части – 1,66 млрд. долларов США. То есть нам
нужно два с половиной государственных бюджета, или половина ВВП, чтобы
построить такой удобный транспортный коридор.
Давайте
посмотрим на что нам не хватает денег. Не хватает нам жалких 2,7 миллиардов
американских подписантов декларации Независимости на такие удобства, как почти
бесшумное перемещение к озеру, за время от 10 до 24 минут, вместе со всей
семьей и автомобилем, который можно спокойно выкатить из состава Гиперпетли, и
дальше уже углубиться к пансионатам и частному сектору.
Вообще это
удобно. Ты заводишь машину в грузовой отсек состава Гиперлупа, который состоит
из одного или трех челноков. Усаживаешь семью в пассажирский отсек.
Усаживаешься сам. Берешь в руки смартфон, проверить почту и социальные сети, но
не успеваешь это сделать, потому что тебя уже просят освободить салон челнока.
Приехали. Симпатичная перспектива. Однако сколько будет стоить такая система карману
ее клиента?
Как и многое в
нашей жизни, это сильно зависит от пассажирооборота. Например, в Бишкеке
средний годовой пассажирооборот
составляет 846,7 млн. поездок. В среднем количество поездок горожан на
Иссык-Куль составляет около 3 млн. поездок в год. Если поставить задачей
окупить проект Гиперпетли за 6 лет, то можно рассчитывать только на 18
миллионов поездок. При этом нельзя забывать амортизацию, устаревание узлов
оборудования Гиперпетли, которая может достигать от 3% в год. Значит в среднем,
около 17-18% за 6 лет. Включая затраты на персонал, обслуживающий эту систему.
В итоге будет за 6 лет после ее запуска потрачено еще 494,6 млн. долларов на
содержание системы плюс к основной стоимости системы в 2,7 миллиарда зеленных.
Итого это будет 3,2 млрд. долларов. Если
мы их разделим на ожидаемый пассажиропоток в 18 млн. поездок, стоимость одной
поездки одного пассажира на Гиперпетле составит – 180 долларов США, или 8 646
сомов и 60 тыйын. Дороговато.
Даже если
учесть, что проект окупаемости будет растянут на 12 лет, то стоимость поездки
все равно будет равна 90 долларов или 4 тысячи 323 сома 30 тыйын. Если не
учитывать амортизацию. Поэтому данный проект не вполне целесообразен. Ведь
сегодня поездка одной автомашины на Иссык-Куль стоит от 3000 сомов, что чуть
больше чем 62 доллара.
Чтобы возникла
инвестиционная привлекательность и целесообразность строительства Гиперпетли на
Иссык-Куль, потребуется найти способы удешевления проекта. Необходимо снизить
размер необходимых инвестиций до 77,8 млн. долларов США. Тогда стоимость
поездки спустится до приемлемой – до 2000 сомов, что все равно чуть дороже, чем
стоимость поездки туда с семьей на собственной машине.
Что касается вообще
цен на поездку в индивидуальном порядке, с западного автовокзала Бишкека ночным
рейсом около 4,7 доллара США. Маршруткой можно доехать за 5,2-7,2 $. Ну а одно
место в попутном такси обойдется в 10,4-11 $. Так что пока Гиперпетля
экономически не целесообразна для Кыргызской Республики. Ну, разве что из
чувства чистого альтруизма и ради научного эксперимента международные инвесторы
профинансируют проект Гиперпетли добровольно и безвозмездно…
Хотя как мечта
– проект красив. Если цена его за 1 километр опустится до 270-170 тысяч
долларов США, то его надо строить. Но пока сам Элон Маск говорит, что не хочет
тратить время своих инженеров на детальную расшивку проекта. Он слишком — «fucking
hard»! по словам самого Маска. Однако седьмое чувство подсказывает, что
этот проект будет удешевлен и реализован им. Возможно эти технологии станут
доступны и Кыргызской Республике. Вопрос времени.
Искендер
Шаршеев
Экономист.
Архитектор бизнес-систем.
Комментарии
Отправить комментарий