К основному контенту

Электронные законы


Нашей стране не хватает электронных законов. Внимание всем юристам, IT-шникам, ICT-аналитикам, вот вам вызов – изваять основу для правового регулирования электронного государства!

Как лучше всего принимать законы в сфере информационно-коммуникационных технологий? Самый лучший способ – дать полную волю частному рынку. Подсмотреть что на нем получилось. Описать то что зашевелилось на рынке. Принять как закон. Именно таким способом и создаются живые законы. Законы, спущенные сверху, превращаются в макулатуру, спущенную в унитаз народного игнорирования. Пустая трата денег налогоплательщиков.

Однако, так или иначе, не ради государственно-чиновничьего аппарата, а исключительно для удобства рынка и его правового регулирования, Кыргызстану не удастся избежать ряда изменений в правовом поле, без которых страна будет оставаться дикокаменной в цифровом плане. И мы с вами рассмотрим эти юридические моменты.

В первую очередь понадобится некий государственный перечень, отраженный в законе о публичной информации. В нем по принципу – все, что не запрещено – разрешено перечисляются типы государственных регистров, справочников, такие как регистр транспорта, регистр недвижимости, регистр населения и адресный регистр. Туда же включаются сведения о регистрах юридических лиц, геолокационные сведения, и всяческие классификаторы, типа ОКПО. Например, в России это уже сделано (КЛАДР и т.д.). В законе надо отразить – кто формирует регистры и справочники, кто изменяет информацию в них, кто отвечает головой за их содержание. Какая их часть доступна широкой публике, какая подпадает под существующий закон «О защите персональных данных».

Следующий нормативный акт, время которого грянет – это изменения в уже существующий закон «Об информационной подписи». Этот наш закон очень хлипок и бедноват. Там указано только одно понятие электронно-цифровой подписи, – «как некого криптографического ключа». Который наши умудряются даже продавать. Во всем мире есть огромное разнообразие цифровых подписей, таких как голосовой идентификатор, фото сетчатки глаза, отпечатки пальца, криптошифры, синхронизируемые изменяющиеся каждую минуту крипто-алгоритмы. Именно государственные органы должны распространять цифровую подпись бесплатно, иначе – пусть откажутся от сбора НСП, например.

Для создания как такового электронного правительства, и встраивания его в электронное общество – нужна национальная стратегия, или программа.  У нас есть нехорошая традиция – писать программы сначала, а после – искать на нее ресурсы. В мире здравого смысла сначала определяют ресурсы и уже под низ пишут программы. Программа должна ответить на такие вопросы – «как провести интернет на базе оптоволокна или беспроводной сети в каждое село в Кыргызстане?». Или – «Как научить 99% населения использованию государственных информационных систем?» «Как полностью автоматизировать процесс среднего образования во всех учебных заведениях страны?» и «Как сделать так, чтобы население приучилось к безналичным платежам через интернет?»

Также необходимо давно уже реформировать архивную службу. Серверы для создания электронного госархива от Oracle, скажем, могут обойтись в $4 млн. Государственный архив должен быть облачным, то есть располагаться на 5-10 синхронизирующийся серверах. На них должны размещаться все справочники и регистры, и архивная документация. Должны существовать и дубль-архивы в полной автономии от облачных хранилищ данных. Закон «О Гос.архиве» ждет серьезная ревизия. Сегодня государственные архивные документы гниют, поедаемые червями и сыростью, покрытые ядовитыми химикатами, которые должны их законсервировать по идее, но частот консервируют работников гос.архива.

Нужны изменения и в закон «О гос.тайне». Необходимо создать некий такой центр кибербезопасности, в котором будут сидеть хакеры, создавать криптозащищенные системы, сопротивляющиеся DDOS-атакам, червям, троянам, насланным, дабы уворовать секретную информацию. Хотя с другой стороны, в добросовестном государстве не должно быть тайн от граждан и всего мира. Но подразделение борьбы с кибервандалами все равно нужно.
В мире наступили времена, когда статистику собирают не люди в сельских управах, а автоматизированные информационные системы. Если создана единая информационная среда взаимодействия с государственными организациями, по типу X-Road в Эстонии, то штат НацСтатКома можно уменьшить до 5 человек. При этом статистика будет собираться в режиме онлайн, а не год, как сейчас, и сводиться за счет актуальных данных, а не через коэффициенты и формулы, как ныне. Перемены в нормативно-правовых актах о государственной статистике могут быть поистине радикальными.

Нужен и такой закон, который позволяет гражданину получать полный отчет о том, кто интересовался его информацией на государственных информационных системах и порталах, какой государственный орган и конкретно какое лицо использовало или изменяло его персональные данные в системе. К собственным электронным персональным данным у каждого гражданина должен быть доступ. Он должен получать по электронной почте полную расшифровку истории работы с его данными и иметь возможность подать в суд, если посчитает, что его информацией пользовались таким образом, что потенциально могли причинить или причинили ему вред. Для этого скрипты каждого вмешательства в его данные должны записываться, и высылаться ему на почту. При этом эти скрипты и цифровые протоколы должны быть понимаемы и принимаемы в судах.

Нужны законы о биометрических паспортах, ратификация стандартов ИКАО, а также законы регулирующие биометрическую идентификацию избирателей в процессе выборов.

Отдельно потребуется закон об электронном судопроизводстве. Вместо того, чтобы конвоировать заключенного, его вполне можно вывести на экран в зале суда, как и адвокатов и прочих участников процесса. При этом электронные протокола и файлы с цифровыми подписями, должны иметь статус полноценного документа, для чего придется вносить поправки и в Гражданский Кодекс КР.

В Эстонии есть чудесный перечень законов, которые как раз возникли только и исключительно после того, как выпускники Тартуского и Таллиннского университетов создали электронное государство, по элементам. Вот он:

Членом совета директоров Академии электронного управления Эстонии -  Ивар Талло также отмечает: «Все решения, которые вы сегодня можете видеть в Эстонии, и которые работают, разработаны частными компаниями, и государство главным образом играло роль разумного закупщика».

Эстония это Большой Тыль в деле создания информационного планетарного сообщества. Не вижу причин тому, чтобы не стать таковым и Кыргызстану. Вообще у эстонцев руки из того места растут, не кривые в общем.  И что примечательно – это не национальная особенность, а всего лишь профессиональная честь тех людей, которые делают свое дело добросовестно.
Когда в Кыргызстане сложится своя традиция создания и использования электронных способов связи, ведения бизнеса, общения и взаимоотношения с государством, тогда эти обычаи и традиции рынка можно безболезненно для оного перенести в законы и нормативно-правовые акты. Тогда эти законы будут работать.

Однако, если принимать законы так, как это делают сегодня наши парламентарии и правительство, без проведения анализа регулятивного воздействия, экспертного опроса, всенародного электронного плебисцита, пилотной апробации. Ну, примерно как, сегодня увидев что-то в России, пытаются создать закон об иностранных агентах у нас. То тогда так принятые законы могут быть мертворожденными. И они будут нагло и цинично игнорироваться информационным обществом.

А вообще, если слушать рынок, - то ему не надо никакого закона. Потому-что пока у нас нет электронных юристов, мало электронных аналитиков, нет и электронных управленцев. В Юридической Академии при Правительстве КР и Юрфаке КНУ нет предмета – цифровая юриспруденция. Поэтому, нет профессионального подхода к этому делу. Никто этого не изучает.  В итоге, если сегодняшние специалисты примутся составлять и кодифицировать цифровые законы, они поведут себя как слон в посудной лавке и перекроют кислород рынку. А цифровой рынок – это единственная питательная среда для создания электронного правительства и информационного общества. Поэтому может и не надо пока э-законов. У рынка есть свои.

Искендер Шаршеев
Экономист. Архитектор бизнес-систем.

Источник картинки.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Анклавы и эксклавы

Либертарианство – это система убеждений, которая лучше всего защищает права простого человека, нежели коммунизм или социализм, которые прямо требует защиты интересов партийных боссов. Так когда-то некие партийные боссы двух социалистических республик подарили друг другу участки земли, как бы вроде курорта или дачи. Но во время развала Союза, эти две республики как-то не решились вернуть друг другу земли. И получились анклавы – Сох, Шахимардан, таджикский Ворух, и на территории РУз – Барак. А нам теперь расхлебывать наследие советской номенклатуры. Сегодня ни один наш правитель, ни один наш парламент не смеют поднимать вопрос окончательной делимитации и демаркации границ, а также вопрос о ликвидации анклавов. Армия РУз – имеет свыше одного миллиона регулярных войск и свыше 700 тысяч резервистов. Хотя боеспособность армии еще не апробирована всерьез, но на блицкриг и мини-геноцид соседей Кыргызстана и Узбекистана хватит. В Кыргызской республике, есть около 600 самых боеспособны...

Falls and Rises: How Gold Prices Changed in Kyrgyzstan in June and Since the Beginning of 2025

14:00, July 10, 2025, Bishkek – 24.kg, Nargiza TOKOEVA Recently, global gold prices have been rising at an unusually rapid pace, repeatedly hitting record highs. The market has now somewhat stabilized. The surge in demand for the precious metal has been driven by several powerful factors: Aggressive purchases by central banks (especially BRICS countries) aiming to reduce dependence on the US dollar; Global geopolitical and trade tensions (tariff wars, sanctions, and regional conflicts); Weakening of the US dollar. All of these factors have made gold more attractive as a safe-haven asset. According to the London market, the most recent record was set on April 22, 2025, when the price of one troy ounce reached $3,434 on the London exchange. However, Kyrgyzstan recorded its highest local gold price on June 16, 2025. On April 23 — the day global gold prices hit a historical high — the National Bank of Kyrgyzstan set the price at 305,507.5 soms per ounce. But on June 16, the ...

Expert: Kyrgyzstan’s GDP Should Reach $50 Billion

Tuesday, December 31, 2024, 14:31 What was 2024 like for the republic’s economy? Economist Iskender Sharsheev, speaking with Vesti.kg , believes Kyrgyzstan’s GDP ought to be around $50 billion. Reviewing the past year’s performance, he noted: “The current year, 2024, has been an upswing for Kyrgyzstan’s economy. The government’s announced achievements have been justified: our state budget is now one trillion soms, and our GDP, for the first time in history, has reached $14 billion. I hope this upward trend continues every year. For a country like ours, a more appropriate level of GDP would be around $50 billion, with a per capita GDP of $5,000–$7,000. Currently, it stands at about $2,000—up from $1,260–$1,300 previously.” Sharsheev added that the Cabinet of Ministers has continued indexing salaries and social benefits: “Military salaries have gone up, with some officers now earning around $1,000, which is significant. Pensions have increased as well, and there are new benefits ...