Интернет-пространство переполнено
гражданами, которые искренне переживают за то, что происходит в мире.
Большинство из них уверено, что все катится по
наклонной, что мораль
упала, капитализм
съедает планету, и что настоящая правильная жизнь существует в рамках
изоляционного национального государства. Классическое краткое содержание
километров текста в форумах, которое называется не иначе как троллинг. Но так
ли это? Действительно ли все так плохо? Каково будущее национальных государств
и самого государственного аппарата, как понятия? Давайте порассуждаем.
Для начала
разберемся с моралью государства. Наши граждане на форумах очень нервно
реагируют на любые нелицеприятные события, которые происходят в стране и
трактуют это как признак упадка, деградации и нарастания кризиса. Есть даже
апокалиптические настроения, вроде того, что надвигается утеря
государственности. Скоро все будет плохо. Есть версии апокалипсиса – от
всеобщего морального разложения, до порабощения нас Китаем\Россией\мырками (не
образованной группой населения, с отсутствием культуры, морали и агрессивным разрушительным
поведением). Однако, если мы возьмём и сравним мораль нашего
общества 100-летней давности, и мораль
современную?
В Европе, по
одной из теорий, этап темного средневековья был сформирован христианской демонологией, из-за которой
уничтожили около 3 млн. красивых и гордых женщин, в охоте
на ведьм, и спорыньей
в ржаном хлебе, которая провоцировала массовые галлюцинации. И лишь с
переменой рациона, увеличения в нем доли картошки и пшеницы, там началась эпоха
Ренессанса. Там было в порядке вещей убивать, насиловать, грабить. Причем
считалось, что если убивать
и насиловать с именем господа на устах, это зачтется на небесах и обеспечит
дорогу в рай. Прямо как у людей на Аравийском полуострове. Сегодня – Европа
это мировой центр прав человека, Женевских Конвенций, гуманизма и
капиталистического социализма «с человеческим лицом». А что у нас?
При въезде в
Боомское ущелье есть родник «Кыз-кюйёё». Народная молва гласит, что однажды
жили парень из бедной семьи «кедей» и девушка из богатой «бай-манапской».
Вобщем, как это водится – полюбили они друг друга. Но классовая мораль манапов
заставила родителей запретить этот брак под угрозой убийства и пыток парня из
касты «неприкасаемых». В итоге парень с девушкой сбежали. Организовалась
погоня, в результате которой, им пришлось спрыгнуть со скалы, и там где
размозжились молодые косточки – стал бить родник, который бьёт и поныне,
китайцы забрали его в трубу с краном. Вода очень вкусная. А мораль? Было ли высокоморально
в прошлом у наших предков убивать влюбленных? Чингисхан был гол как сокол, ел
рыбу в детстве, что для монголов считалось самым низом социальной лестницы. Позже
выдавать дочерей за него стало неписанным счастьем. Тот бедняк, женившись на
богатой девушке, тоже мог стать кем-то великим. Но родители-манапы решили все
таки его пытать и убить.
Высокоморальным
было сжигание Раймалы ага и Бегимай – старика и молодой девушки, тоже
влюбленных? Является ли убийство детей за непослушание родителями высокоморальным?
Думается мне, что сегодня 5,5 миллиона жителей нашей страны намного более
моральны и гуманны. В сводки проходит не более 3% сообщений о семейном насилии.
Это, как бы цинично не звучало, статистически общемировой уровень преступности.
Норма. Само осуждение обществом случаев преступности и аморального поведения, и
свобода с которой это делает СМИ и интернет-сообщество, это признак улучшения
морали.
Сегодня подвиги
таких граждан, как Назик Чодронова, моментально становятся достоянием общественности
и подвергаются порицанию. Жизнь каждого политика под прицелом скрытых камер,
случайных сотовых аппаратов обычных граждан, под рукой у которых ютубы, булбулы,
билайвы. Жизнь элиты в смысле «элиты» под
прицелом. То есть теперь никто не застрахован от удара общественного порицания,
ну и уголовного дела. Обычные граждане ездят по дорогам под прицелом
авто-регистраторов. Преступление и аморальное поведение имеет существенный риск
в наше время быстро стать достоянием общественности и правоохранительных органов.
Когда растет количество сообщений об аморальном поведении некоторых людей – это
не страна ввергается в пучину деградации, а растет количество владельцев
цифровых камер, гаджетов и видеорегистраторов, а также продвинутых
пользователей приложений в интернете.
В той стране,
где все СМИ утверждают, что есть отличная мораль, опасно. Скорее всего, именно
такая страна такова, что из нее вам надо бежать, по причине того, например, что
вы не кричите, о том, какая там хорошая и высокая мораль…
Что интернет
делает с государством? Интернет срывает с государства покров сакральности,
уничтожает и подрывает устои чинопочитания. Уничтожает потребность в границах,
размывает культурную идентичность, прерывает экономические барьеры. Интернет
превращает саму идею государства в фарс. Государство больше не свято. В его
честь не поют псалмы.
Люди в
интернете и соцсетях умнеют. Информация, которую люди не получали веками – вот
она, вбей вопрос в гугл, яндекс, апорт, бинг и получишь тысячи ответов. Вбей
туда имя своего врага – получишь полное его досье, вбей имя друга – узнаешь то,
чего не знала о нем даже его мать. Хочешь что-то купить? Вбей в интернет
запрос, ты увидишь тысячи вариантов товара с разными ценами, можно выбрать ту
цену, которую ты готов уплатить. Понятие национального государства с
бюрократическим аппаратом – устаревает. Оно рудиментарно. Оно уже и не нужно.
Все отношения
общества с государством сегодня сводятся к тому, чтобы делать все, во избежания
тесного контакта с госорганами. Правительства постоянно демонстрируют крах и
фейл. Постоянно проигрывают гонку с реальным сектором экономики. Правительства
не эффективны и опаздывают в работе и конкуренции с частными фирмами и
гражданами. Поэтому граждане готовы спрятаться от государства, обмануть его,
или дать взятку, чтобы оно закрыло свои глаза и отстало от них. Лишь бы не
вмешивалось. Везде, где государство вмешивается в дела граждан – неизбежно
следует провал государственных инициатив.
Интернет
изменил реальную карту мира. В интернете нет границ. Политическая карта мира
теперь совсем иная. Она не связана с национальностями, скорее она связана
экономическими отношениями. В политической карте мира правят социальные сети,
блоггеры, группы интересов. Интернет делает из обществ всех государств мира,
где он есть – сетевое Человечество, соединенное в единую информационную систему
ценностей. Возникает коллективный интеллект, коллективный разум, в котором,
однако, нет покушения на индивидуальность каждого отдельного его пользователя.
В этих условиях
президенты, премьер-министры, парламенты, дипломаты – выглядят архаизмом.
Рудиментом. Отмирающим придатком планетарной инфо-культуры. Цифровое
Человечество давно живет без условностей и без контроля над разумом со стороны
государственных структур. В отчаянии государственные структуры, службы
национальной безопасности разных стран уже пытаются контролировать интернет
через собственных блоггеров и троллей. Но и они часто терпят неудачу. Они
ввязываются в баталии в социальных сетях и теряют энергию, не достигая
поставленного результата в большинстве случаев.
Государство –
как идея имеет будущее, если только само станет существовать в сети, как
социальная сеть, как информационная среда, которая оказывает государственные
услуги через интернет, без потребности гражданина бегать вслед за данными. При
полном переносе всей информационной работы в цифровую среду. В ином случае,
государство как идея и как организация – не имеет будущего. Или будет
существовать как правительство в изгнании. Вся координация и бурление жизни
граждан будут в сети. А государство продолжит жить своей жизнью, отдельно от
граждан. Играть в своей песочнице. Не находить себе применение, кроме как в
бесконечном проигрывании спектакля, по пьесе, называемой – Гос.-протокол.
Со временем
само значение слова «национальное государство» исчезнет. Людям нужен язык
универсального общения, и такой язык создастся из сплава английского, русского,
китайского, либо способность быть полиглотом станет обычаем большинства людей.
Реальная жизнь врастёт в коммуникации так, что грань почти сотрется. Все
реальное, вся экономика превратится в коммуникации через гаджеты. Офисом
бизнесмена станет страничка на сайте или социальной сети. Тенденция к
нарастанию у населения цифровых коммуникационных устройств будет расти.
Количество таких устройств превысит население земли в 4 раза. Коммуникационные
магистрали вырастут также.
Государство
почувствует себя неуютно. Каково это – даже если ты установил контроль над
всеми коммуникационными каналами, поставил мощнейшие сервера, но не можешь
анализировать триллионы информационных транзакций. Контроль утерян, влияние
государства на инфо-среду минимально. Анализ по ключевым словам выхватывает
сведения на слепую удачу, с постоянным риском ошибки. Именно это сегодня и
происходит со всеми государствами, включая США, которые пытаются осуществит
тотальный контроль в глобальной сети.
Поэтому стоит
ли бояться утери государственности, если сама государственность – это
юридическая формальность? В Кыргызстане граждане живут уже в сетевом режиме,
многие люди ведут свой бизнес через социальные сети. В одной группе Vacancy.kg в кыргызском фейсбуке, которая
создана для объявлений работодателей, уже сегодня зарегистрировано свыше восьми
тысяч кыргызстанцев. Настоящая государственность, независимость и самостийность
– это интернет. И это не национальное государство, это планетарное государство,
в котором узорчатая мозаика различных наций, правил, людей.
Сегодня вызов
нашему государству состоит в том, чтобы стать цифровым, электронным,
интерактивным, быстрым и живым. Стать рудиментарным отростком общества и
существовать как бесконечная череда провалов? Или стать частью аналитического
информационного общества и стереть грань между реальным и виртуальным миром,
молниеносно реагируя на запросы граждан. Выбор, как всегда, за живыми людьми,
которое это государство представляют.
Искендер
Шаршеев
Экономист.
Архитектор бизнес-систем.
Комментарии
Отправить комментарий