Сегодня идет предвыборная агитация различных партий. Формируется законодательный орган страны. Кто бы что не говорил? c одной стороны, выглядит все так, будто бы не по компетенции идет отбор во власть, а через деньги. Какая партия имеет больше денег, той доступна дорогостоящая агитационная кампания, зарплата агитаторов, возможно и продуктовые пакеты в день голосования. Чтобы просто обозначить свое присутствие никого не подкупая, приходится тратить бензин, время, иные ресурсы. С другой стороны, та партия, которая смогла грамотно организовать свою работу, и с минимальным ресурсом может добиться успеха. Главный вопрос в том, что будет в генетическом коде партий, которые пройдут в парламент? Какая этика будет ими двигать? Какая философия?
Все это время людей, создавших себе власть (именно создавших, потому что власть сама по себе в природе не существует, она выстраивается как институт, как обычай), двигала рациональная идея личного благополучия и процветания своего ближнего круга - родственников, друзей, прямых подчиненных. Есть у генетика Р.Докинза теория, что люди и все человечество - это роботы, машины созданные для выживания эгоистичных генов. Именно поэтому гены отвечают за устойчивое чувство родственных уз, что заставляет ради родственников игнорировать закон. Вроде как гены виноваты в том, что эта этика личного эгоизма движет людьми, особенно людьми очень прагматичными, другие во власть в основном не попадают.
Эта этика у нас - общинных людей в Кыргызстане, считается позорной, и нехорошей. Поэтому эта простая как 5 копеек этика личного процветания всегда маскируется под слои иной этики, общечеловеческой, или как у советских людей - государственнической. Практически многие советские люди заменяют слово “бог”, некое сверхъестественное и могущественное существо, словом “государство”. Поднимают палец вверх и важно говорят - “государственный интерес”. Звучит очень религиозно. Но если копать, этот интерес все равно выведет на конкретного человека или группу, которые получают выгоду от власти, чаще всего именно в материальном выражении.
Как пишет Й.Энгвал, автор научной работы “Осмысление коррупции в Кыргызстане”, у нас по сути такая абстрактная вещь, как власть, особенно власть запрещать что-то, это волшебный ресурс, источник богатства. А государственный пост, это бизнес с самой высокой рентабельностью.
В этих условиях, только люди, способные официально выстраивать общую этику добропорядочности, но неофициально очень жестко придерживаться этики личного благополучия, способны не выпускать из своего поля влияния такое понятие как власть.
Удивительно, но власть это явление чисто психологическое. Она существует пока кто-то, боится ее, признает ее существование и готов подчиняться. Если вдруг все жители Кыргызстана хорошенько подумали бы, и осознали, что на деле психологический страх перед государством мог бы заменить договор, живой договор между конкретными людьми и группой людей, которым поручено решать проблемы этих граждан, что и есть по сути государство, то власть исчезла бы в нынешнем ее понимании. Был бы конкретный контракт с конкретными людьми, которые по этому контракту несли бы ответственность.
А ведь у нас есть своя восточная, центральноазиатская этика, которая говорит, что власть это бремя. Власть у кыргызов и многих народов восточной половины Евразии это такое явление, когда у тебя, как у властителя, полностью сносится личный интерес, и заменяется интересом большого, могущественного, живого организма - группы людей, составляющих твой эль - народ. Наша исконная этика власти, это восприятие себя не как индивидуальности, а как собранной в одного человека коллективной воли.
Тот же генетик, профессор Докинз, утверждает, что при большом количестве экспериментов со стратегиями поведения генов, процветают только те гены, которые больше отдают ресурсы другим, улучшают свою среду. Гены, работающие только на отнятие ресурсов у других, через какое-то время погибают вместе со своим потомством. Потому что, когда кончаются жертвы, для жертвоприношения остаются они.
Пробраться во власть, получить ее как ресурс, начать зарабатывать с нее, ограничивая кислород другим гражданам, а потом хвалиться лексусом или лэндкрузером, это не наша, не кыргызская этика власти. Это этика раковой метастазы.
Наша кыргызская этика власти - это, когда ты четко понимаешь, что от общего экономического улучшения в твоей стране от твоих решений, от обогащения твоих граждан, зависит твое личное благополучие и благополучие твоих детей в этой стране.
Сейчас, пока многие люди, которые потом будут голосовать за законы, идут к простым гражданам с протянутой рукой с бюллетенем, самое время поинтересоваться, какова их этика во власти?

Комментарии
Отправить комментарий