Итак, мы в ЕАЭС. Да, вопли экономистов о том, что вступление в ТС и ЕАЭС ударит по нашей экономике отзвучали. Среди них были и Вашего покорного слуги. Основные мрачные прогнозы сбылись. Но осознание правоты прогнозов не есть цель нашей страны. Цель - выжить, выстоять и преуспеть. А преуспеть на короткой перспективе можно только торговлей.
Когда говорилось, что после вступления в ЕАЭС исчезнут таможенные барьеры, никто не обсуждал всерьез барьеры фитосанитарные. Технические регламенты ТС на короткий миг обсуждались в прессе, но развития эта тема не получила. Вот теперь, когда начнется блокада товара из Кыргызстана на границах санитарными и налоговыми службами России и Казахстана, вдруг наши бизнесмены обнаружат, или уже обнаруживают, что границы на самом деле не открылись.
Если посмотреть по здравым рассуждениям, для повышения конкурентоспособности отечественной продукции и повышения ее качества, в любом случае необходимы стандарты качества. Будут ли они определяться нормами Евросоюза или ЕАЭС, не суть важно. Важнее то, что при отсутствии отечественных фитосанитарных, биологических, химических критериев безопасности пищевой продукции, что либо говорить о возможности покорения рынка России, Китая, США или Евросоюза нет оснований.
Сегодня, сообществу экспертов надо разработать целый свод стандартов к пищевой сельскохозяйственной продукции, адаптировать к условиям Кыргызской Республики, утвердить и перевести на кыргызский язык, в дальнейшем проведя масштабное обучение сельхозпроизводителей. Если этого не сделать, то на пути станет барьером при торговле с Россией, например, Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ "О карантине растений". “Статья 13. Анализ фитосанитарного риска” ставит вопрос о разработке фитосанитарных требований РФ к пищевой продукции. Не выполняя этих требований, официально ни один наш фермер не сможет осуществить экспорт своей продукции в Россию.
Видимо спрос на юристов, знающих законодательство стран ЕАЭС, и специалистов по качеству пищевой продукции в ближайшем времени станет обыденностью. В иных случаях на рынки РФ, РК РБ, можно будет попасть только через коррупционные каналы, что резко увеличит стоимость экспорта и снизит интерес экспортера из Кыргызстана.
На текущий момент Налоговом, Гражданском, Таможенном и иных кодексах и законах Кыргызской Республики появились доработки с учетом вступления в Таможенный Союз. Однако эта быстрая работа правительства и парламента КР, только самая вершина айсберга, основным массивом которого будет именно свод стандартов по пищевой и санитарной безопасности. Бизнесу потом предстоит их еще и изучить, начать применять в своей деятельности. Без этого, кризис имеющий место в стране будет усугубляться. Без интенсификации торговли и развития производства в плане переработки пищевой и иной продукции, наша страна будет стремительно слабеть в плане экономики, что приведет к социальным потрясениям. Чтобы этого не произошло - следует озаботиться вопросами сертификации продукции и унификации правил в странах ЕАЭС, для быстрого получения доступа на их внутренние розничные рынки.
Попутно, по принципу “не было бы счастья, да несчастье помогло”, адаптируя наш отечественный бизнес под стандарты ЕАЭС, надо заодно закладывать стандарты ЕС, чтобы значительно усилить возможности наших экспортеров, и начать нормально зарабатывать на близости с Китаем и Индией, вступлением в ЕАЭС, и поднимать благосостояние наших граждан.
Комментарии
Отправить комментарий