Евросоюз и США каждую ночь вводят все новые и новые санкции против России. Чем закончится для нас? К чему это приведет? Как это повлияет на нашу экономику и быт? Давайте попробуем посмотреть.
Во первых снизятся доходы от переводов мигрантов. Дело в том, что с включением санкций, международные финансовые биржи и банке перестают обеспечивать высокую ликвидность российским банкам, вроде Сбербанка и ВТБ. Растет девальвация рубля по отношение к доллару. Рубль на сегодняшний день на значении 35,7 рублей за $. Это значит, что сумма, которую мигранты будут перечислять из России в Кыргызстан, сократиться на 12 - 20 процентов за счет курсовой разницы. Есть такая вероятность, что вслед за быстрым ростом стоимости доллара в России и ослабление рубля по отношению к доллару, наши спекулянты и финансовый рынок, могут отреагировать тем же, и курс доллара опять начнет расти ускоренном темпе. Возможно курс евро тоже. Это опять поставит в неудобное положение экспортеров и перекупщиков.
Европейские и американские компании в некоторых случаях не обосновано начнут отказывать в поставках высокотехнологичного оборудования. Хотя я уже столкнулся лично с этим. Нашу страну там считают ближайшим союзником России. Это обстоятельство мешает начать некоторые инвестиционные проекты, где требуется очень высокотехнологичное оборудование, комплектующие программное обеспечение.
Следующее повышение цен на ГСМ. Уже сегодня. Мы с вами знаем, что 2 месяца назад стоимость на 1 литр бензина АИ 92 составляла 36,80 сом. Сейчас стоимость бензина равна 43,80 сом за литр. Происходит это из-за того, что в целях получения "финансово жирка", амортизационные подушки в виде денег, нефтеперерабатывающие заводы России повысили отпускные цены на топливо. Даже тот факт, что Казахстан задержал топливо на двадцать миллионов долларов на границе, которое должно было быть поставлено в нашу страну. Этот факт сам по себе не настолько влияет сильно, как сам факт повышения отпускных цен нефтеперерабатывающих заводов в России.
Бизнесмены, имеющие активы в России, взаимодействующие с ВТБ и Сбербанком, прочими финансовыми учреждениями в России, могут испытать транзакционные проблемы по своим активам и счетам, в случае интеграции в финансовую систему Евросоюза или США.
В случаях открытой поддержки позиции России, озвученной для международного сообщества, политики, которые это делают, попадут под персональные санкционные списки США и Евросоюза.
По той же причине, товары поступающие из Российской Федерации, могут значительно подорожать. Это скажется на общем повышении цен на 2-3 процента в ближайшее время. Хотя не исключено, что динамика роста цен может быть выше. Возможно изменение отношения со стороны европейских и американских финансовых организаций к финансированию проектов в нашей стране, включая расчеты во взаимоотношениях между Национальным Банком и Европейскими банками.
Как можно было бы избежать всего этого? Во-первых нужна разумная интеграция в определенном уровне, при котором она не желательно было бы входить в Таможенный Союз. Поддерживать торговые отношения на равноправном уровне. Чтобы это было возможно, чтобы иметь сильную защиту от слияний и поглощений с нашими соседями, нам необходимо было бы с самого начала иметь паритетные взаимоотношения с Россией, Китаем и США. Гораздо более тесные отношения было бы верно устроить с Казахстаном. На данный момент, если проблемы будут решаться в пожарном режиме, скорее всего, просто гражданам Кыргызстана придется все это выдержать. Сократить свои расходы на некоторые виды продуктов и услуг, и переждать такое время, которое может затянуться на очень долгий срок.
Вероятность вооруженных конфликтов в пределах наших границ, на фоне конфликта в Украине в данный момент достаточно высока. Ну что же, будем надеяться, что нам остается перетерпеть данные тревожные времена. Естественно, для того что в такие ситуации больше никогда не попадать, необходимо было бы провести серьезные системные реформы. Создать компактное государство. Снизить налоги. Сделать более свободную экономику. Выстроить равные партнерские отношения с крупными державами. Не допускать мешать государству развивать собственные инновации. Развивать внутренние инвестиции. Увеличить привлекательность инвестиций для внешних игроков, строго соблюдая контракты. Ликвидировать или реконструировать социальную систему для снижения нагрузки на бюджет. Ну пока это делается не в нашей стране. Пока статус-кво социальный страны, действующий по принципам банкротства сохраняется. К сожалению, чтобы изменить ситуацию, недостаточно одного-двух крупных государственных или политических деятелей у власти. Требуется более системный подход, и гораздо больше - поддержка населением непопулярных реформ.
Искендер Шаршеев
Экономист
Комментарии
Отправить комментарий