К основному контенту

Проблемы администрирования госбюджета Кыргызской Республики

09.11.2016

CABAR.asia

«Содержание государственного аппарата не должно превышать 15% от ВВП, а превышение должно автоматически вызывать уголовную ответственность по отношению к членам правительства Кыргызской Республики», — экономист Искендер Шаршеев, специально для CABAR.asia, делится собственным видением администрирования госбюджета Кыргызстана.

Каждый второй кыргызстанец на иждивении

Государственный бюджет Кыргызской Республики трудоустраивает, согласно данным Нацстаткома 321 тыс. человек. Всего 17,8 тыс. человек являются госслужащими, остальные — в основном военнослужащие и работники бюджетной сферы без статуса госслужащего. Движение денежных средств по Социальному Фонду Кыргызской Республики засекречено, но в СМИ периодически всплывает информация о дополнительном финансировании пенсий и пособий населению напрямую из госбюджета. При этом количество населения пенсионного возраста составляет 608 тыс. человек. С 2014 по 2015 г., количество пенсионеров выросло на 31 тыс. человек. Стоит отметить, что в стране всего 2,3 млн. занятого экономически активного населения, из них почти 1 млн. человек зависит от государственного бюджета. То есть 1,3 млн. человек работают, чтобы выплачивать 1 млн. человек их зарплату, пособия и пенсии. При этом, следует четко понимать, что 1 млн. человек не производят добавленную стоимость, экономическую ценность, что может быть одной из серьезных причин торможения и слабого развития экономики Кыргызской Республики.

Как формируется бюджет Кыргызской Республики

Как формируется государственный бюджет страны? На этот вопрос должен ответить бюджетный кодекс, который будет введен в действие 1 января 2017 г. В проекте бюджетного кодекса при его составлении делается упор на статистику доходной части бюджета, что, наш взгляд, правильно. Но, на сегодняшний день, эти вопросы регулирует закон об основных принципах бюджетного права. Статья 9 данного закона определяет необходимость прогнозирования будущих поступлений бюджетных средств. Обычно это означает следующий процесс: Ведомство или министерство получает задание от Министерства Финансов сформировать прогнозные сметы. Эксперты ведомства или министерства берут расходы своей организации за прошлый год, добавляют новые расходы, исходя из поставленной задачи, и закладывают инфляционное увеличение расходов. Глава министерства или ведомства берет прогнозный бюджет и относит его в Министерство Финансов КР, где документ анализируется в ряде управлений. За процесс несет ответственность заместитель министра. Некоторые статьи финансирования обрезаются. Собираются проекты бюджетов от всех министерств и ведомств, затем представляются на утверждение премьер-министру. Премьер-министр выносит данный проект уже на обсуждение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики. Депутаты не несут ответственность за пополнение или расходование бюджета, но имеют возможность влиять на его распределение. В их интересах увеличить расходную часть бюджета для получения голосов избирателей. В ЖК обсуждают проект Государственного Бюджета на будущий год и принимают его. После этого правительство начинает подгонять прогнозные цифры с учетом корректировок парламента, премьер-министра, и в некоторых случаях администрации Президента КР.

При составлении госбюджета легко отметить тенденцию, направленную на постоянное увеличение расходной части бюджета без определения источников его поступления. Естественно 80% госбюджета формируют налоговые отчисления коммерческих предприятий. Крупную долю расходной части бюджета формируют гранты, займы, иные обязательства. Часто эти прогнозы оказываются чрезвычайно оптимистичными. Бюджет является политическим инструментом, поэтому партии власти часто оказывают на него влияние в процессе его исполнения. К примеру, если выясняется, что бюджет был слишком оптимистичным, и его исполнение по доходной части невозможно, то образуется дефицит, в результате чего партии власти инициируют изменения в бюджет. В частности, это означает, что может быть инициирован секвестр бюджета, где уменьшаются уже цифры прогнозного бюджета, корректируются, и искусственным образом снижается ожидаемый дефицит бюджета. Учитывая, что большой дефицит бюджета может вызвать протестные настроения населения и лишить политических очков определенной части лиц и организаций, ответственных за него.

Именно из дефицита госбюджета предыдущих годов, в результате которых могут образоваться обязательства внутри страны и обязательства по международным долгам, формируется государственный долг. Так, на сегодняшний день внешний долг страны составляет 255 млрд. сом – это обязательства по международным кредитам и займам, по выданным государственным гарантиям, долги по взносам за членство в международных организациях и т.д. Внутренний долг составляет 21 млрд. сом – это невыплаченные пенсии, незавершенное строительство социальных объектов, обязательства по пособиям, не внесенные надбавки по зарплатам и премиям госслужащих, вписанные в реестры, иные обязательства.

Государственный долг — общие обязательства: 276 млрд. сом. Факт исполнения государственного бюджета КР показывает, что государство часто прибегает к помощи внешних займов, увеличивая внешний долг за счет доходов будущего времени, проще говоря — отнимая у самого себя право на будущие доходы бюджета.

По сути, наличие разницы между недостаточными доходами и превышающими их расходами, показывает отсутствие у государства долгосрочной стратегии по формированию сбалансированного и самодостаточного государственного хозяйства, в результате такого плана госбюджета существует высокая вероятность частичной потери суверенитета, в силу наличия долгов и большого влияния внешних кредиторов, с сохранением протестных или апатичных абсентеистских настроений, в силу невыполнения обязательств перед населением, по внутренним долгам.

То обстоятельство, что в 2017 г. будет введен в действие бюджетный кодекс, дает надежду на более ответственное и структурированное, а самое главное — ориентированное на сбалансированность и опирающееся на реальные доходы государства бюджетное планирование.

Как обстоят дела у соседа?

В Казахстане есть тенденция роста расходов бюджета, но сохраняется баланс между расходами и доходами. Однако даже при этом происходит рост дефицита бюджета. Внешний долг Казахстана составил 154 млрд. долларов США, в отношении к ВВП это составило 92% в 2016 году. В отличие от Кыргызской Республики, Казахстан оказался гораздо безумнее в политике управления государственным долгом. Однако размер экономики Казахстана и прошедшие годы нефтяного бума, дали большой запас прочности стране. Судя по цифрам в бюджете, Казахстан также является государством, ориентированным на вэлфер, как и КР находится в группе риска в когорте государств, которые ведут политику медленного банкротства, учитывая тенденцию увеличения дефицита госбюджета.

Что будет в 2017-м

Общий объем доходов госбюджета с учетом грантов государственных внешних инвестиций на 2017 г. прогнозируется в сумме 140 млрд. 932,5 млн. сом, или на уровне 28,5% к ВВП, со снижением относительно утвержденного бюджета 2016 г. на 500,6 млн. сом. Общий объем расходов государственного бюджета на 2017 г. предусматривается на уровне 164 млрд. 254,4 млн. сом (33,2% к ВВП), что на 367,5 млн. сом больше утвержденного бюджета 2016 г. Какие есть для этого основания? Объективных оснований кроме инфляции, девальвации сома и выброса сомовой массы в оборот найти представляется трудным.

Бюджет мечты австрийца

Как же может выглядеть бюджет мечты экономиста-консерватора, сторонника австрийской экономической школы, которая гласит, что настоящая сила страны и людей заключается в компактном государстве, умеющем управлять своими финансами подобно международной компании, ориентированной на прибыль и увеличение дохода своих граждан?

А > П, что расшифровывается как – активы всегда должны превышать пассивы. Или проще говоря – чистые доходы государства от налогов и сборов должны всегда превышать совокупные расходы государства.

Содержание государственного аппарата не должно превышать 15% от ВВП, а превышение должно автоматически вызывать уголовную ответственность по отношению к членам правительства Кыргызской Республики. Национальные проекты Кыргызской Республики должны финансироваться исключительно за счет привлечения институциональных инвесторов, внутренних частных инвесторов или за счет излишков от государственных доходов.

Государство должно стремиться привести к нулю обязательства по международным кредитам и займам, и впредь не допускать применение долговых инструментов в организации государственных финансов.

Государство должно обязательно финансировать расходы по вопросам безопасности, международной торговли и внешней политики, отдавая остальные вопросы на плечи частного сектора, в аутсорсинг.

Необходимо четкое отделение государственных финансов от привлеченных инвестиций. Все привлекаемые в страну инвестиции должны идти только через частный сектор, без государственных финансовых гарантий. Т

ак выглядит идеальное администрирование государственного бюджета, до которого нам пока достаточно далеко, учитывая реалии сегодняшнего дня.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Анклавы и эксклавы

Либертарианство – это система убеждений, которая лучше всего защищает права простого человека, нежели коммунизм или социализм, которые прямо требует защиты интересов партийных боссов. Так когда-то некие партийные боссы двух социалистических республик подарили друг другу участки земли, как бы вроде курорта или дачи. Но во время развала Союза, эти две республики как-то не решились вернуть друг другу земли. И получились анклавы – Сох, Шахимардан, таджикский Ворух, и на территории РУз – Барак. А нам теперь расхлебывать наследие советской номенклатуры. Сегодня ни один наш правитель, ни один наш парламент не смеют поднимать вопрос окончательной делимитации и демаркации границ, а также вопрос о ликвидации анклавов. Армия РУз – имеет свыше одного миллиона регулярных войск и свыше 700 тысяч резервистов. Хотя боеспособность армии еще не апробирована всерьез, но на блицкриг и мини-геноцид соседей Кыргызстана и Узбекистана хватит. В Кыргызской республике, есть около 600 самых боеспособны...

Falls and Rises: How Gold Prices Changed in Kyrgyzstan in June and Since the Beginning of 2025

14:00, July 10, 2025, Bishkek – 24.kg, Nargiza TOKOEVA Recently, global gold prices have been rising at an unusually rapid pace, repeatedly hitting record highs. The market has now somewhat stabilized. The surge in demand for the precious metal has been driven by several powerful factors: Aggressive purchases by central banks (especially BRICS countries) aiming to reduce dependence on the US dollar; Global geopolitical and trade tensions (tariff wars, sanctions, and regional conflicts); Weakening of the US dollar. All of these factors have made gold more attractive as a safe-haven asset. According to the London market, the most recent record was set on April 22, 2025, when the price of one troy ounce reached $3,434 on the London exchange. However, Kyrgyzstan recorded its highest local gold price on June 16, 2025. On April 23 — the day global gold prices hit a historical high — the National Bank of Kyrgyzstan set the price at 305,507.5 soms per ounce. But on June 16, the ...

Expert: Kyrgyzstan’s GDP Should Reach $50 Billion

Tuesday, December 31, 2024, 14:31 What was 2024 like for the republic’s economy? Economist Iskender Sharsheev, speaking with Vesti.kg , believes Kyrgyzstan’s GDP ought to be around $50 billion. Reviewing the past year’s performance, he noted: “The current year, 2024, has been an upswing for Kyrgyzstan’s economy. The government’s announced achievements have been justified: our state budget is now one trillion soms, and our GDP, for the first time in history, has reached $14 billion. I hope this upward trend continues every year. For a country like ours, a more appropriate level of GDP would be around $50 billion, with a per capita GDP of $5,000–$7,000. Currently, it stands at about $2,000—up from $1,260–$1,300 previously.” Sharsheev added that the Cabinet of Ministers has continued indexing salaries and social benefits: “Military salaries have gone up, with some officers now earning around $1,000, which is significant. Pensions have increased as well, and there are new benefits ...