К основному контенту

Почему инвесторы не стремятся в Кыргызстан?

Почему инвесторы не стремятся в Кыргызстан? Какие барьеры для этого еще существуют, помимо революций, редких терактов и малого размера рынка? Прежде всего, бюрократия, точнее — проблемы с визовыми вопросами. 

В стране введен безвизовый режим для более чем 67 стран мира. Это дает свои плоды в виде увеличения потоков туристов. Но бизнес-туризм по-прежнему редок. И причиной тому является непродуманность процедур по выдаче инвестиционных виз. Существует парадокс, когда правительство провозглашает намерения и декларации о превращении Кыргызской Республики в рай для предпринимателей, но на деле оказывается, что ну пути к этому раю инвестору придется пройти несколько кругов Данте. 

Кыргызстан – первый из стран Центральной Азии — предлагает иностранным гражданам инвестиционную визу. Казахстан и Узбекистан предлагают инвесторскую (по сути, деловую) визу только иностранцам — руководителям и представителям управленческого звена иностранных юридических лиц, участвующих в инвестировании экономики. В Республике Казахстан выдаются многократные инвесторские визы — до 3 лет, а в Узбекистане — должностным лицам и специалистам иностранных компаний, участвующим в реализации инвестиционных проектов выдаются въездные и многократные визы сроком на 12 месяцев. 

Кыргызстан же разрешает выдавать иностранным гражданам инвестиционную визу при условии инвестирования в экономику КР 500 тысяч долларов США, с документальным подтверждением этого факта и ходатайства в Министерство экономики КР. После проверки документов Минэкономики передает обращение в Министерство иностранных дел КР. МИД, непосредственно — Департамент консульской службы, после согласования с 6 государственными службами, такими как ГКНБ, МВД, Таможня, Пограничная служба, Служба по миграции, Госрегистрационная служба, выдает инвестиционную визу. Она действует на 5 лет, дает право на многократный въезд-выезд при пересечении границы. Все вроде как хорошо, однако есть тонкости. По сути, эта виза выдается только инвестору, одному физическому лицу. Чтобы привести своего технолога или управляющего, тоже иностранца, инвестору придется оформлять на него отдельную визу. 

Инвестиционная виза не дает права на трудовую деятельность. Чтобы ее осуществлять, инвестору придется получать на себя еще и разрешение на работу. В Кыргызстане есть несколько крупных международных инвесторов, которым приходится несладко, их часто арестовывают на рабочем месте службы правопорядка, и пытаются депортировать на основании того, что у них нет разрешения на работу, хотя у них есть статус инвестора. В результате дело сводится к неофициальным платежам, после которых эти инвесторы могут работать еще какое-то время спокойно. Так продолжается до тех пор, пока они не получают нормальную консультацию от ассоциаций или службы по миграции. Это создает неудобство. Инвестиционная виза также не дает право семье инвестора пользоваться его статусом. Был случай, когда семье корейского инвестора не выдавали долгое время визу, и после длительного времени согласились выдать только бизнес-визу, при этом речь шла о детях младше 5 лет. Инвестор не в восторге от данного эпизода. 

Таким образом, чтобы нормально работать в стране, инвестору надо получить, кроме инвестиционной визы, разрешение на работу, которое выдается только на 8 месяцев, осуществить регистрацию проживания в КР в Госрегистрационной службе. А высококвалифицированному ключевому персоналу необходимо получить рабочие визы, которые выдаются сроком только на 1 год, также регистрацию по месту жительства и разрешения на работу. Для воссоединения с семьей, членам семьи, включая несовершеннолетних детей, надо получать туристическую или деловую визу, которая выдается от трех месяцев до года, при этом все визы, кроме инвестиционной, требуют однократного въезда. То есть, если Вы пересекли границу по необходимости, Ваша виза аннулируется. Если Вы — инвестор, и хотите заранее срок пребывания члена Вашей семьи по безвизовому режиму в Кыргызстане на новый срок, все пройдет согласно по очень нелогичному правилу, Ваш член семьи должен вылететь через аэропорт Манас, побыть 3 дня, скажем, в Алматы, и вернуться, чтобы снова подать на визу. Стоит особо отметить, что в целом процесс получения всех этих документов проходит гладко. Но порой возникают исключения из правила, и выдача документов или их оформление могут затормозиться. Тогда, как показывает практика, осуществляется намек на возможность решения вопроса неформальным путем, что и делается. Тоже неприятно, особенно для инвесторов с высокой репутацией в международном бизнес-комьюнити. Это вредит инвестиционному климату. 

Денежный порог инвестиционной визы также является барьером для прихода многих инвесторов. В Кыргызстане он составляет 500 тысяч долларов США, в то время как в Венгрии 300 000 евро, Латвии 140 000 долл, в развитой Германии 250 000 евро, ОАЭ 270 000 долл, ну и в США 500 000 долл (при условии создания как минимум 10 постоянных рабочих мест с полной занятостью для граждан США в определенных районах с высокой безработицей или в сельских районах). По сути, такие визы даются частным иностранным предпринимателям (не компаниям или сотрудникам компаний, для которых предусмотрены другие правила) и, таким образом, привлекаются предпринимательский талант и успешные стартапы, а не только собственно инвестиции. Возникает вопрос, каким образом случилось так, что Кыргызская Республика поставила фильтр на приезд инвесторов с такими жесткими условиями? Барьер инвестициям в размере $500 тысяч, это непозволительная роскошь для государства, которому надо динамично развиваться, и пока нечем похвастаться в экономическом плане перед международным сообществом. 


Бизнес-ассоциации предлагают Правительству КР снизить инвестиционный порог до 50 тысяч долларов США, выдавать пятилетнюю инвестиционную визу инвестору с правом на трудовую деятельность, с пакетом, включающим в себя рабочую визу на три года для его управляющего или ключевого специалиста, с правом многократного въезда-выезда и разрешением на работу, семейную многократную визу для членов семьи инвестора также сроком на пять лет. Инвестор должен получить одну визу, и сразу приступать к работе по развитию бизнес-среды страны, далее не задумываясь о визовых делах семьи и своего ключевого специалиста. Тогда, возможно, поток инвесторов в страну возрастет, и они будут чувствовать себя, как рыба в воде!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Анклавы и эксклавы

Либертарианство – это система убеждений, которая лучше всего защищает права простого человека, нежели коммунизм или социализм, которые прямо требует защиты интересов партийных боссов. Так когда-то некие партийные боссы двух социалистических республик подарили друг другу участки земли, как бы вроде курорта или дачи. Но во время развала Союза, эти две республики как-то не решились вернуть друг другу земли. И получились анклавы – Сох, Шахимардан, таджикский Ворух, и на территории РУз – Барак. А нам теперь расхлебывать наследие советской номенклатуры. Сегодня ни один наш правитель, ни один наш парламент не смеют поднимать вопрос окончательной делимитации и демаркации границ, а также вопрос о ликвидации анклавов. Армия РУз – имеет свыше одного миллиона регулярных войск и свыше 700 тысяч резервистов. Хотя боеспособность армии еще не апробирована всерьез, но на блицкриг и мини-геноцид соседей Кыргызстана и Узбекистана хватит. В Кыргызской республике, есть около 600 самых боеспособны...

Falls and Rises: How Gold Prices Changed in Kyrgyzstan in June and Since the Beginning of 2025

14:00, July 10, 2025, Bishkek – 24.kg, Nargiza TOKOEVA Recently, global gold prices have been rising at an unusually rapid pace, repeatedly hitting record highs. The market has now somewhat stabilized. The surge in demand for the precious metal has been driven by several powerful factors: Aggressive purchases by central banks (especially BRICS countries) aiming to reduce dependence on the US dollar; Global geopolitical and trade tensions (tariff wars, sanctions, and regional conflicts); Weakening of the US dollar. All of these factors have made gold more attractive as a safe-haven asset. According to the London market, the most recent record was set on April 22, 2025, when the price of one troy ounce reached $3,434 on the London exchange. However, Kyrgyzstan recorded its highest local gold price on June 16, 2025. On April 23 — the day global gold prices hit a historical high — the National Bank of Kyrgyzstan set the price at 305,507.5 soms per ounce. But on June 16, the ...

Green Economy: Barriers and Incentives for Business in Kyrgyzstan

April 18, 2025 – 10:05 Kyrgyzstan has committed to transitioning to a green economy. To support this, special measures are being introduced to assist small and medium-sized enterprises. These primarily include tax incentives and improved access to energy-efficient technologies. Many of these tools have indeed been implemented and have gained popularity in the country. However, experts point out that most people use these incentives simply because it’s financially beneficial — not necessarily because they care about environmental issues. Few reflect on the fact that the true goal of these measures is environmental protection. This is one area where the government should increase awareness. Additionally, many citizens are unaware of the full range of incentives available. They might have used them — if someone had told them what benefits were on offer. Unison Group conducted a special study on the barriers and incentives for adopting green solutions in Kyrgyzstan. The company’s Busi...