Когда многие из
моих коллег и наших граждан говорят о
Кыргызской Республике, как об однородном монолитном образовании, конечно
для мозга так проще. Но на самом деле Кыргызстан состоит из множества слоев
разных Кыргызстанов, каждый из которых противоречит другому. К сожалению эти
взаимоисключающие Кыргызстаны существуют в одно и то же время, в одном и том же
географическом пространстве. Они пронизывают друг-друга, помогая выживать и
мешая развиваться. Давайте выделим, из более чем двухсот слоев Кыргызстана,
хотя бы пять слоев?
Мем (англ. meme) — в меметике единица передачи культурной информации, распространяемая от
одного человека к другому посредством имитации, научения. Пять Кыргызстанов,
это мем с тренингов С.Масаулова и М.Джунушалиева. Каждый, кто хочет заниматься
бизнесом в Кыргызской Республике, или рекламой и PR, особенно если он хочет заниматься
политикой, столкнется с тем, что ему придется иметь дело именно с многослойным
пирогом менталитетов. По сути, менталитет – это набор обычаев, традиций и
правил, в русле которых живет мышление человека. Менталитет с французского -
mentalité "направление мыслей" — образ мышления, мировосприятие,
духовная настроенность, присущие группе. Это словно компьютерная программа,
которая заставляет группы людей поступать определенным образом, а не иначе. Тот
бизнесмен или политик, который не понимает эту программу, - всегда ошибется, и
сделает неверный шаг, и тогда, либо его товары и услуги не будут продаваться,
либо за него просто не проголосуют. Не вполне приятно осознавать, что эти слои
менталитета, которые преобладают в нашей стране, могут считаться вполне большим
препятствием развитию экономики.
Первым у нас в
списке стоит «Национал-тениристский
Кыргызстан». Это традиционное образование. Его можно сказать народным.
Отличительной чертой его является образ наших дедушек и бабушек в селе,
молящихся праматери-Умай, и праотцу-Тенгри. Запах арчи, вкус быжы-кровяной
колбасы, колыбельная песня прабабушки. Молитва к Алла-Талла, келме-заговоры,
отгоняющие злых духов, посещение мазаров – святых урочищ, ущелий и родников.
Простая сельская философия, бата-благословление аксакалов. Мышление на уровне
родоплеменной конструкции 16 века – Он-канат, Сол-канат, Ичкилик – система
родов и племен. Характеристики каждому роду. Деление на сельчан, соплеменников,
родственников. На первое место ставится мнение общества, и выше всего мнение
аксакалов, - глав рода-племени.
Для этого Кыргызстана – земля – святая, духи
ущелий и гор – святые. Копать землю нельзя, горе инвесторам в горнорудной
промышленности. Поощряется пасти скот, соблюдать комплекс суеверий, даже
ковыряние земли в целях земледелия – считается грехом. Мой дед вонзал лопату в
землю, бесконечно прося прощения у земли за то, что он наносит ей раны, когда
мы сажали картошку. Святыми являются озера, реки, родники, горы, травы, и даже
дикие горные животные и птицы. Для этого Кыргызстана – прогресс в форме новых
индустриальных технологий – враг. Инвестор-чужеземец, не пьющий кумыз, не
молящийся Тенгри, не говорящий по кыргызски – враг. Сытый и лоснящийся
горожанин-интеллигент – враг. Экономика – понятие абстрактное. Ислам в
традиционной арабской форме – чужд. Индивидуализм и разумный эгоизм –
святотатство. Мода, новая культура, вестернизация – нечто чужеродное. Уничтожение
или насилие над чужеродным – это священная война за родную землю.
Что делать с
этим Кыргызстаном? Ведь в этом лагере почти 60% населения страны, это сельское
население. Это около трех с половиной миллионов человек. В основном, этот
Кыргызстан преобладает в горных районах страны. Это те самые волны народного
гнева, снесшие как Акаева, так и Бакиева. Если Вы – политик, и не находите к
этому Кыргызстану подход, Вас ждет судьба Бакиева. Если Вы бизнесмен, продать
свой товар или услугу этому Кыргызстану, Вы сможете только используя
национальный орнамент, кыргызские названия и маркетинг, учитывающий код
кыргызов. Здесь больше выигрывает «зеленная» экологическая философия. Ошибка
многих горнодобывающих компаний именно в том, что их менеджмент не считается с этим
Кыргызстаном.
Следующий вид
Кыргызстана – «Исламский Кыргызстан».
До нулевых годов, он преобладал в основном в равнинных районах страны.
Традиционно его оплот – Ферганская долина. До нулевых очень много стало
мечетей, саудов, пакистанских дааватчы, нурчилар, хизмет. После нулевых идут
сообщения о хизбутчиках, салафитах, и прочих ИДУ. Градус температуры Исламского
Кыргызстана различен. Это около двух-миллионов граждан, читающих или хотя бы
хоть раз в жизни читавших намаз и суры из Корана. Из них около четырех
процентов – радикальные исламисты, с бородой и в арабских одеяниях, чьи жены
одеты в чадры, паранджи и хиджабы. Но более полутора миллиона из них, это люди,
которые одновременно молятся и Умай, и Тенгри и Аллаху, но только тогда, когда
становится сложно в жизни. Когда все легко – они немного забывают вовремя
прочитать намаз и случайно нарушают пост в месяц Рамазан. У этого Кыргызстана другой взгляд на мир. Им
важно, чтобы Вы, если Вы бизнесмен или политик, - были мусульманином, читали
намаз, делали даарат, и ели только халяль. Иноверцы для них – враги. Советские
атеисты и либерал-демократы – враги. Националисты-тенгрианцы – кяфиры.
Научно-технический прогресс и новейшие научные теории – для этого Кыргызстана,
это ересь от шайтана. Если Вы обещаете Халифат и торжество шариата – они за Вас
проголосуют. Если вы продвигаете мусульманскую моду, торгуете едой-халяль, они
у Вас купят. Что делать с этим Кыргызстаном?
Самое прочное и
монолитное ментальное образование, это – «Советский
Кыргызстан». В нашей стране около четырёхсот тысяч бюджетников, пятисот
сорока пяти тысяч пенсионеров, около семнадцати тысяч госслужащих, восемнадцати
тысяч силовиков, и примерно трехсот тысяч молодых сталинистов, часть которых
идентифицируют себя с Евразией и прежде всего с Россией. Монолитность и
прочность этой формации обеспечивают законы, ГОСТы, правила и предписания, 60
процентов которых остались в наследство от СССР. Остальные сорок процентов
списаны с законов Российской Федерации. Ничтожная их доля заимствована с
Запада, хотя, в последнее время число либеральных законов постепенно
возрастает, но медленно. Этот Кыргызстан относится к бизнесу – как грабежу,
спекуляции и обману, «жированию на кровях народных». Экономические теории и
практики для этой формации – «происки загнивающего капитализма». Они –
потенциальная аудитория экономиста Хазина, им доставляет удовольствие слушать и
смотреть передачи, в которых разоблачают «коварный Запад и мировое
жидомассонство». Этот Кыргызстан – за плановую экономику, он враждебен
свободной экономике. Он близок по принципам социальной справедливости и
коллективизма – к Национал-Тенгрианскому Кыргызстану и прямой и страшный враг
Исламского Кыргызстана. Иностранные инвесторы обламывают рога об этот
Кыргызстан. Ведь зовут инвесторов в страну либерал-демократы, а попадают
инвесторы в цепкие руки советистов, потому-что они в силовых органах, в
налоговой, в школах и больницах, в муниципалитетах, в судах и в правительстве.
К сожалению, большое число коррупционеров находятся именно в этом виде
Кыргызстана. И это приговор свободной экономике. Какую управу найти на этот
Кыргызстан?
Раз уж речь
зашла о либералах, важно упомянуть и «Либерально-демократический
Кыргызстан». Эта формация образовалась с 70-х годов ХХ века. Рок-н-Ролл,
хиппи, космополитизм, глобальность мышления Чынгыза Айтматова, борьба за
демократию, все это породило примерно шестьсот тысяч человек, мыслящих
прогрессивно, исповедующих западные ценности, индивидуализм, идеалы свободы. Это
они стояли у истоков демократического Кыргызстана, это они боролись с ГКЧП. Они
продвигают политические и гражданские свободы, и вроде как, худо-бедно,
экономические. Большинство из них – это мобилизационная сила гражданского
общества, НПО и политических активистов. Часть из них – это бизнесмены новой
формации, многие из которых действительно делают себя с нуля, честно платят
налоги и с осуждением смотрят на взятки. Это почти шестьдесят процентов
прогрессивной молодежи, которые ощущают себя гражданами мира. Это друзья
глобализации, интернета, просвещения, науки и свободы. Они более склонны к
Тенгрианству. Среди них много умеренных мусульман. Они часто требуют свободной
экономики, но в общей массе не вполне представляют ее четко, воспринимая
экономику – как нечто обязательное, но туманное, неизвестное.
Зато их
близость к Советскому Кыргызстану во всей мощи проявляется в их социальных
проектах, которые спонсируют частный сектор и международные организации. После
окончания проектов образуется иждивенческий слой, который ложится нагрузкой на
государственный бюджет, вынуждая политических популистов объявлять громче о
повышении пенсий и пособий. Я и сам когда-то был захвачен бурным потоком
политической активности этого типа Кыргызстана. Но со временем я понял, что
этот Либеральный Кыргызстан – враждебен экономике. Да, либерал-демократы – это
декларированные друзья инвесторов и бизнеса. Но наши либералы и демократы –
являются защитниками личных прав более, нежели экономических. В итоге, именно они
часто инициируют ограничительные законы и социальную ориентированность страны.
Это, в конечном счете, ведет к ликвидации различных видов бизнеса и разрушению
экономики, отягощенной социальной нагрузкой.
Беда в том, что этот Либерально-демократический Кыргызстан чужд
понимания того, что самая концентрированная свобода у человека – это свобода
экономическая.
Так наши
мытарства по разным ментальным джунглям приводят нас к «Прагматическому Кыргызстану». Этот слой населения, или даже – слой
ментальности в разных слоях населения, - атлант Кыргызского общества. Примерно
10-15 процентов нашего общества, что составляет менее пятисот тысяч человек,
испытывают равнодушие, или отсутствие пиетета к исламу, Тенгрианству, обычаям,
традициям, СССР, демократии и т.д. Они встают утром с мыслью о том, что сегодня
надо заработать деньги, купить продукты и накормить дома детей. Они – стихийные
атеисты, и мыслят категориями конкретного дела, здесь и сейчас. Примерно
тридцать тысяч из них – это бизнесмены, владельцы собственного бизнеса,
остальные – чаще всего ведущие специалисты, или самозанятые. Они
профессиональны, талантливы, трудолюбивы. Они тянут нашу страну на своих
натуженных плечах. Это с них собирает основные налоги государство. Это их
донимают просьбами о шубах жены, и с просьбами о помощи многочисленные
родственники. Это они иногда тянут своими доходами жизнь целых сел, родов и
племен. Они мыслят по-деловому. Им некогда заниматься ерундой. Они пашут,
кормят, защищают, трудятся. Некоторая часть из них снимает трудовое напряжение
бегом, выгулом собак, кружкой пива или рюмкой коньяка. Это иной Кыргызстан,
Кыргызстан честного труда, умственного напряжения, Кыргызстан с чувством
собственного достоинства и мечтой о экономической свободе. Это Кыргызстан с
чувством долга перед страной, семьей, коллегами, людьми перед которыми
чувствуешь ответственность. Это самый молчаливый и упорный противник
Советского, исламского, националистического и иных идеологических Кыргызстанов.
Это – Кыргызстан с идеологией без идеологии, со стратегией без стратегии.
Кыргызстан, идущий по пути наименьшего сопротивления, наибольшей логики,
научно-технического прогресса.
Этот Кыргызстан
имеет свои плюсы. Я себя отождествляю с ним. Это Кыргызстан для людей любящих
честный труд и независимость мышления. Однако его минусы в том, что он
малочислен. Он близок к идеологии либертарианства, но он прекрасно обходится
без ее осмысления. Минусы его в том, что он порождает таких людей, которые
могут поставить свой прагматический интерес выше интересов страны, общества
культуры. Но плюсы его в том, что в основном он порождает людей с чувством
внутренней нравственности и ответственности, с огромной силой воли и характера.
Прагматический Кыргызстан несет на своих плечах в потоках времени эту страну и
эту территорию живой, оснащенной собственной государственностью и более-менее
развивающейся. Этот Кыргызстан ставит самой главной своей целью – подлинную
свободу, экономическую и финансовую свободу, без которых политическая или
личная свобода – бесплодная иллюзия.
Дорогой г-н
политик, или г-н бизнесмен, что Вы будете делать с этим пятым Кыргызстаном? Что
Вы будете делать с ними всеми пятью? А ведь есть еще более двухсот различных
Кыргызстанов помельче. Не учет интересов хоть одного из них – чреват проблемами
в Вашей политической борьбе или Вашем бизнесе. Этот конгломерат пяти
Кыргызстанов – в основном враждебен бизнесу, враждебен экономике. Самое
неприятное, что ни один политик последних лет, либо не понимает и не хочет,
либо не достигает успеха в том, чтобы исправить страну, найти то нечто, что
станет общим для этих пяти крупных и двухсот мелких разных Кыргызстанов. Никто
из политиков не делает ничего, чтобы держать экономику в пологом драйве, в
развитии и росте. ВВП страны падает. Может молодым политическим и экономическим
силам это удастся примирить и сделать более успешным в плане экономики этот
многослойный Кыргызстан?
Искендер
Шаршеев
Экономист.
Дизайнер бизнес-систем.
Салам алейкум Искендер аке, очень интересная статья. После прочтения задумался о своей позиции по отношению к этим слоям Кыргызстана...В одно и тоже время ассоцирую себя со многими из них и не могу определить к какой группе отношусь... спасибо, от вас можно узнать очнеь много полезного
ОтветитьУдалитьСпасибо, Бахром! Так и есть, эти ментальные конструкции вплетены в друг-друга тесно. То есть они живут все вместе в голове каждого человека, и это нормально. Было бы ошибкой, считать, что конкретные люди мыслят только в одной конструкции. Вот я например - отношусь в первой, четвертой и пятой конструкции. Причем родом я из первой )
ОтветитьУдалитьИнтересный взгляд. Спасибо за статью. Ещё есть Кыргызстан за рубежом, который тоже разделен на несколько групп.
ОтветитьУдалить