К основному контенту

Тезис 10. В развитии Государства сделать ставку на бизнес

Автор Искендер Шаршеев, написано 26 марта 2012 г. в 16:08 ·
Тезис 10. В развитии Государства сделать ставку на бизнес

Государство это – аппарат насилия, это некий пастух, сторожащий овец – нас с вами. Государство обеспечивает нам границы – некую территорию для вольного выпаса. Оно ( теоретически) охраняет нас от волков – мошенников, убийц, граждан с психическими расстройствами, боевиков, террористов и т.д. Взамен, государство, состригает с нас шерсть, и выдаивает овечье молоко (образно) через налогообложение, тарификацию, таможенные сборы. Иногда государство режет нескольких овечек, то есть представители государства осуществляют наезд на зажиточного бизнесмена и потихоньку растаскивает его имущество. Конечно, в реальности эта система выглядит гораздо сложнее, и обложена высокопафосными ярлыками, названиями, госпрограммами и иным антуражем. Правила игры в государстве задаются Конституцией, сводом законов, международными конвенциями. Однако если попытаться упростить суть государства – всё так и есть.
Тем не менее, богатство устойчивость и развитие государства очень сильно зависит от количества и качества овец – то есть нас с вами. Чтобы диагностировать, богатое и развитое ли это государство или оно насквозь коррупционное и нестабильное, надо ответить на такие вопросы:
  • ·       Уважаются ли права и свободы граждан?
  • ·       Существует ли справедливая и независимая судебная система?
  • ·       Уважаются ли в государстве неприкосновенность частной собственности и свобода предпринимательства?
Если на все три вопроса Вы отвечаете «да», поздравляю, вы гражданин богатой, развитой и цивилизованной страны.
Теперь о количестве овец.

10.1. Упростить процедуры организации предпринимательства

В Кыргызстане количество активных и эффективных предпринимателей около 15% от всего населения. Экономически активное население составляет около 3,3 миллиона человек. Страна считается развитой, если в ней около 60% от всего населения заняты в предпринимательской деятельности в качестве инициаторов бизнеса. Однако в Кыргызстане пока не совсем легко вести бизнес. 
Многие этатисты самым серьёзным образом считают наше деловое законодательство либеральным. Говорят о том, что в Кыргызстане идеальные условия для ведения бизнеса. Однако это не так. В Кыргызстане около 18 государственных органов местного и республиканского значения проводят проверки предпринимателя. Налоговые отчёты надо подавать каждый месяц. Размер совокупного налогового бремени, если включить прямые и косвенные налоги в среднем имеют размер от 32 до 59% от совокупного дохода предпринимателя. Существует такой обременительный негосударственный, но тем не менее законодательно-обязательный Соцфонд. Регистрация бизнеса занимает до 2-3-х месяцев времени. Сертификация вышла на стоимость до 15 000 сомов (340$). Служба единого окна, реализованная в период от 2005 до 2010 года – фактически не отвечает требованиям, которые ставились перед ней. Очень высок уровень коррупции.
Коррупция засела везде. 
В первом примере – это стандартная коррупционная схема, которая есть во взаимодействии налоговых инспекторов с представителями малого и среднего бизнеса. Чего тут удивляться, если 50% (а по некоторым данным и 80%) реального сектора экономики Кыргызстана считается теневой.
Самая вопиющая коррупция присутствует уже свыше 20 лет в таможенных операциях, опять таки в личностном взаимодействии предпринимателя и представителя Таможенной Службы:
Чему удивляться удорожанию импортных товаров, если они действительно включают в свою цену и расходы по перевозке, растаможке, НДС, и расходы по взяткам. А за любое удорожание товара расплачиваемся мы с вами – граждане Кыргызской Республики. В связи с такими обстоятельствами, есть куда меняться.

Надо упростить процедуру регистрации и ведения предпринимательства, снизить налоговое бремя и уменьшить физический, лицом к лицу, контакт госслужащего с предпринимателем. Также надо ввести запрет на проверку коммерческого предприятия разным государственным органам, передав эту почётную обязанность только одной государственной службе при Министерстве финансов. Об этом подробнее в следующем пункте.

10.2. Упростить получение разрешительной документации, чтобы любой человек мог получить лицензию на ведение бизнеса за 1 день, через интернет

Система единой информационной базы для обслуживания населения, так называемое – «Электронное Государство» уже реализована, апробирована и успешна в таких странах, как США, Сингапур, Грузия, Эстония. Самым эффективным электронным государством признана Эстония. Создание электронного государства многократно облегчит в Кыргызстане условия учёта, финансирования и повышения скорости при высоком качестве, - государственных услуг.

В такой системе бизнес можно зарегистрировать за 15 минут. Получить все необходимые свидетельства и документы для начала предпринимательской деятельности – за 1 день. Оплатить налоги через банк раз в полгода, без физического контакта с представителем налоговой службы. Растаможить (осуществить таможенную очистку) товар за 5 минут. Не тратить деньги при этом на канцелярские товары и транспортные перемещения между офисами того или иного государственного органа. Всё делается через интернет, с использованием I-Pad, коммуникатора, компьютера, ноутбука, нетбука – чего только пожелает душа бизнесмена. Экономятся тонны топлива, тонны целлюлозы и чернил. Экономится время. Это позволяет снизить издержки предпринимателя, что позволит ему снизить цены на свой товар, что обрадует нас с вами – потребителей, простых граждан страны. Это снизит государственные расходы на, те же самые, бумагу и бензин. Это позволит перейти предпринимателям на безналичный расчёт через банковские счета, что интенсифицирует развитие финансового и банковского рынков страны. Обслуживание системы вызовет развитие рынка информационных технологий в Кыргызстане, что само по себе станет кузницей кадров в сфере IT. Экономика страны начнёт развиваться. Даже при снижении совокупного налогового бремени для бизнесменов на 15%, собираемость налогов будет расти, и далее будет зависеть от успехов совокупности предпринимателей в экономике Кыргызстана. Регистрация недвижимости, движимого имущества, смерти, свадьбы, развода, рождения, судимости, благонадёжности, кредитной истории – будет доступна всем заинтересованным госорганам. Состояние госбюджета, госзакупок, новинок в законодательстве, любые госуслуги будут доступны всем гражданам Кыргызстана. Соответственно – станет очень сложно воровать на госслужбе. Снизится уровень коррупции. Ну а если кто рискнёт это сделать, акт коррупции зафиксируется в кэшах информационной системы, и докажет вину любого, кто пытался манипулировать этими данными и совершить увод денег из госбюджета. Кыргызстан станет стеклянным – всё будут видеть всех и всё о друг друге знать, соответственно, те кому есть что скрывать – будут у всех на виду, в том числе на виду и у Прокуратуры страны.

10.3. Упростить систему налогового учёта и отчётности, ввести единую электронную систему принятия отчётности и налоговых сборов

Для того, чтобы предприниматели охотно платили налоги, налоговое бремя надо снизить до 15%, но и этого не достаточно. Чтобы систем работала хорошо – надо снизить частоту предоставления налоговой отчётности. Вместо того, чтобы предоставлять отчёт ежемесячно, достаточно одного раза в полугодие и через интернет. Для этого необходимо ввести в эксплуатацию такие инструменты, как электронная подпись и электронная печать. Например, в Эстонии, не мудрствуя лукаво, заместо электронной подписи используют уникальный код ID-карты гражданина, который является логином в системе электронного государства, паролем в личные данные, заверением подписи или печати для юридических лиц. И это гораздо надёжнее подписи и печати на бумаге, так как при работающей системе позиционирования носителя ID-карты, всегда можно его найти и привести к ответу, если он использовал Электронное Государство для нарушения закона.


10.4. Создать условия для прихода адресных инвесторов – У Яцзюнь, Клары Ферс, Карлоса Слима

Никакая экономика не может развиваться без участия в ней крупных инвесторов, топ-менеджеров международного уровня, таких как, например – Ладо Гургенидзе. Ладо – призванный Михаилом Саакашвили на службу Родине, имевший до этого опыт работы в Лондоне, за короткий срок развил финансовую систему страны. По словам Президента Грузии: «это самый успешный грузинский бизнесмен, один из самых современных грузинских бизнесменов, который получил западное образование, имеет опыт работы в Англии и США, который смог оживить абсолютно мёртвый грузинский банковский сектор, создать успешную финансовую структуру, первым вынести акции грузинского банка на Лондонскую фондовую биржу». Сейчас этот суперспециалист консультирует банки Испании, Бельгии и ряда Африканских стран, помогая при этом довиться немедленного и признанного успеха финансовых систем этих стран.
Нам тоже – кыргызским гражданам и бизнесменам, надо интегрироваться в мировую финансовую и деловую системы, нам нужно, чтобы на нашей родной бирже, мы через веб-сайты могли продавать акции наших компаний за рубежом и покупать акции иностранных компаний. В этом нам может помочь такой топ-менеджер, как Клара Фёрс.
Собравшись на очередное заседание 24 января 2000 г. , 13 директоров крупнейшей в Европе Лондонской фондовой биржи (LSE) приняли поистине историческое решение. Впервые за всю 224-летнюю историю существования почтенной корпорации ее генеральным директором станет женщина, да к тому же еще и иностранка. Клара Ферс, голландка по паспорту, говорящая на пяти языках. Клара Фёрс участвовала в поднятии на ноги Гонконгской фондовой биржи. Почему бы не использовать её связи и опыт, чтобы проделать это у нас в Кыргызстане?
У нас в Кыргызстане требуется создать максимально удобную и развитую туристическую инфраструктуру. Так почему бы не выделить 100 гектаров земли на южном побережье Иссык-Куля  У Яцзюнь?
Китайский девелопер У Яцзюнь вошла в двадцатку самых богатых женщин мира. Между тем китаянка единственная в этом списке, кто сделала свое состояние своими собственными силами.В прошлом году состояние У Яцзюнь оценивалось в 5,5 млрд долларов. Она ничего не унаследовала от богатых родственников, а добилась всего... своим трудолюбием. У Яцзюнь родилась в 1964 году. В 16 лет она поступила в Северо-Западный технический университет, в который конкурс составлял 200 человек на место. В 1993 году У Яцзюнь открыла свою первую компанию, которая позже была переименована в Chongqing Longfor Properties Co Ltd. В 1994 году компания выиграла государственный тендер на застройку кондоминиума в Чункине. Объект пользовался большим успехом. Уже к 2000 году ее компания начала строить виллы и насыпные полуострова. Позже Longfor вышла на рынок недвижимости в крупнейших городах Китая, пишет Forbes.Самая богатая женщина мира работает в кабинете площадью 15 кв. м, за старым письменным столом, при этом считает роскошью держать личного секретаря. По ее словам, «самое омерзительное — наблюдать, как человек растет в списках богатых, не принося пользу человечеству, обществу, своим акционерам и сотрудникам». У Яцзюнь считает, что «100-200 млн — достаточно, больше — это кандалы».
У неё есть 5,5 миллиардов долларов капитала. Почему бы и не привлечь её для строительства туристического города на берегу нашей «горной жемчужины»?
Развитие  телекоммуникационных технологий в Кыргызстане – хромает. На рынке существует – единственный монополист – Кыргызтелеком. Свыше 70% его оборудования устарело. Кыргызстелеком зарабатывает огромные деньги на предоставлении каналов связи интернет-провайдерам и сотовым операторам Кыргызстана. Чисто рыночный подход для решения этой проблемы – приватизация Кыргызстелекома с последующим дроблением и расширением количества собственников. Кто может справиться с этой задачей лучше всех? Ну, например – г-н Карлос Слим.
Ка́рлос Слим Элу́ (Ка́рлос Слим, исп. Carlos Slim Helú, 28 января 1940, Мехико) — мексиканский бизнесмен арабского происхождения, сын эмигрантов-маронитов из Ливана. По данным «Форбс», на 2010, 2011 годы и 2012 годы является самым богатым человеком в мире. Финансовое состояние основано на коммуникационной индустрии, Teléfonos de México, Altria Group (ранее директор Philip Morris), Telcel и América Móvil. Основным активом предпринимателя является холдинговая компания Grupo Carso, контролирующая ряд крупных мексиканских компаний.
Как заставить их прийти в Кыргызстан? До достаточно просто и сложно одновременно. Для того чтобы такие инвесторы пришли в Кыргызстан нужно создание таких условий:
  • Приглашение на переговоры на уровне Президента страны
  • Принятие ЖК КР закона о гарантиях выполнения инвестиционного соглашения
  • Освобождение от налогов на 5-10 лет
  • Благожелательное отношение, как руководителей государства, так и местного населения
  • Выделение в собственность недвижимости для ведения деятельности.

10.5. Освободить от налогов адресных инвесторов на 5 лет, с условием вложений в инфраструктуру страны

Согласитесь – задачи интересные. Но тут закричат этатисты и ура-патриоты – «как так можно, отдавать стратегические объекты инвесторам, да ещё и освобождать их от налогов на 10 лет?!». Можно, дорогие этатисты и ура-патриоты, и даже нужно. Потому что создание таких условий даёт следующие преимущества:
  1. Международный имидж инвестиционно - привлекательного государства;
  2. Обновление и модернизация сфер экономики, куда приходят инвесторы;
  3. Создание новых рабочих мест, развитие экономики и благосостояния граждан;
  4. Получение навыков международного менеджмента, и интеграция в Мировую экономику;
  5. Получение качественных и недорогих продуктов и услуг, от деятельности такого инвестора.
Адресных инвесторов должно быть немного, но такие инвесторы должны быть и у нас в стране, они должны кататься как сыр в масле. Являясь сами по себе – яркой имиджевой витриной нашей страны для мирового делового сообщества.

10.6. Введение условий концессии по месторождениям полезных ископаемых, при которой государство получает 51% от готовой продукции месторождения

Что касается сферы горнорудной, то тут у нас большие проблемы. Лицензии на месторождения стоят от 300 сомов. Государство выдаёт лицензии и тут же их аннулирует. Чёткой картины будущего нет ни у государства, ни у инвестора, и тем более её нет у населения. Хотя нам есть чему поучиться у Монголии, или у одного из руководителей Правительства Российской Федерации – Сечина Игоря Ивановича. И Монголия, и Сечин – заключая контракты и инвестиционные соглашения на разработку горнорудных месторождений, договариваются о том, что 49% готовой продукции инвестора – уйдёт к нему – инвестору, а 51% обязательно получит государство. Так почему бы на не поучиться у них? Не то Кумтор – компания Центерра Голд, платит нашему государству 23%.
Схема взаимодействия инвесторов в горнорудной промышленности и нашего государства могла бы выглядеть и так: 

«Кумтор оперейтинг компани» подвела итоги производственной деятельности в 2011 году. Об этом сообщает отдел по связям со СМИ КОК.

В 2011 году на руднике «Кумтор» произведено 583 тысячи 156 унций (1 тройская унция = 31,10348 грамма), или 18,1 тонны золота. Объем реализованного драгоценного металла составил 599 тысяч 494 унции, или 18,6 тонны золота.

Объем горных работ по сравнению с показателями 2010 года увеличился на 29 процентов, а объем добытой руды вырос на 4 процента. В среднем за 12 месяцев содержание золота в руде, подаваемой на золотоизвлекательную фабрику, составило 3,79 грамма на тонну, а извлечение золота достигло 80,8 процента.

Общие капитальные затраты по итогам года составили $180,7 миллиона, а затраты на геологоразведку - $12,7 миллиона. Налоговые и другие обязательные платежи превысили $173,7 миллиона, что составило более 8 миллиардов сомов.

Стоимость одной тройской унции на сегодня – 1665$. Давайте посмотрим что произошло. Если продать 583 тысячи 156 унций на Лондонской бирже, это составит сумму в 970,9 млн. долларов США. 173,7 млн. $ ушли на уплату налогов. То есть, наше государство получило долларов США как итог реализации готовой продукции в – 17,8 %.

Выгляди крайне не логично, не правда ли?

Кумтор заработал – 603 млн. $. Если бы наше Правительство ввело схему 49/51, то Кумтор честно заработал бы 475,7 млн. $, а Кыргызское Государство – 495,1 млн. $ за 2011 год. То есть – 10% от ВНП или почти 25% от Государственного Бюджета на 2011 год.

Но пока общественности никаких исчерпывающих комментариев по данному положению дел, никто так и не дал.

Итак, вывод: Чтобы жизнь в нашей горячо любимой Родине – в Кыргызской Республике, стала богаче и лучше – в государственной политике нашей страны надо объявить национальным интересом развитие и успешность бизнесменов нашей страны, и создать все необходимые условия для их процветания и преумножения их числа. Проще говоря – мы с вами – граждане Кыргызской Республики, должны стать бизнесменами и получать кайф, полное удовлетворение от нашей деятельности, от нашего бизнеса. Что возможно лишь в такой стране, где бизнесменов обожают, любят и заботятся о них.

Искендер Шаршеев
Бизнес-аналитик

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Анклавы и эксклавы

Либертарианство – это система убеждений, которая лучше всего защищает права простого человека, нежели коммунизм или социализм, которые прямо требует защиты интересов партийных боссов. Так когда-то некие партийные боссы двух социалистических республик подарили друг другу участки земли, как бы вроде курорта или дачи. Но во время развала Союза, эти две республики как-то не решились вернуть друг другу земли. И получились анклавы – Сох, Шахимардан, таджикский Ворух, и на территории РУз – Барак. А нам теперь расхлебывать наследие советской номенклатуры. Сегодня ни один наш правитель, ни один наш парламент не смеют поднимать вопрос окончательной делимитации и демаркации границ, а также вопрос о ликвидации анклавов. Армия РУз – имеет свыше одного миллиона регулярных войск и свыше 700 тысяч резервистов. Хотя боеспособность армии еще не апробирована всерьез, но на блицкриг и мини-геноцид соседей Кыргызстана и Узбекистана хватит. В Кыргызской республике, есть около 600 самых боеспособны...

Falls and Rises: How Gold Prices Changed in Kyrgyzstan in June and Since the Beginning of 2025

14:00, July 10, 2025, Bishkek – 24.kg, Nargiza TOKOEVA Recently, global gold prices have been rising at an unusually rapid pace, repeatedly hitting record highs. The market has now somewhat stabilized. The surge in demand for the precious metal has been driven by several powerful factors: Aggressive purchases by central banks (especially BRICS countries) aiming to reduce dependence on the US dollar; Global geopolitical and trade tensions (tariff wars, sanctions, and regional conflicts); Weakening of the US dollar. All of these factors have made gold more attractive as a safe-haven asset. According to the London market, the most recent record was set on April 22, 2025, when the price of one troy ounce reached $3,434 on the London exchange. However, Kyrgyzstan recorded its highest local gold price on June 16, 2025. On April 23 — the day global gold prices hit a historical high — the National Bank of Kyrgyzstan set the price at 305,507.5 soms per ounce. But on June 16, the ...

Expert: Kyrgyzstan’s GDP Should Reach $50 Billion

Tuesday, December 31, 2024, 14:31 What was 2024 like for the republic’s economy? Economist Iskender Sharsheev, speaking with Vesti.kg , believes Kyrgyzstan’s GDP ought to be around $50 billion. Reviewing the past year’s performance, he noted: “The current year, 2024, has been an upswing for Kyrgyzstan’s economy. The government’s announced achievements have been justified: our state budget is now one trillion soms, and our GDP, for the first time in history, has reached $14 billion. I hope this upward trend continues every year. For a country like ours, a more appropriate level of GDP would be around $50 billion, with a per capita GDP of $5,000–$7,000. Currently, it stands at about $2,000—up from $1,260–$1,300 previously.” Sharsheev added that the Cabinet of Ministers has continued indexing salaries and social benefits: “Military salaries have gone up, with some officers now earning around $1,000, which is significant. Pensions have increased as well, and there are new benefits ...