Тезис 10. В развитии Государства сделать ставку на бизнес
Тезис 10. В развитии Государства сделать ставку на бизнес
Государство это – аппарат насилия, это некий пастух, сторожащий овец – нас с вами. Государство обеспечивает нам границы – некую территорию для вольного выпаса. Оно ( теоретически) охраняет нас от волков – мошенников, убийц, граждан с психическими расстройствами, боевиков, террористов и т.д. Взамен, государство, состригает с нас шерсть, и выдаивает овечье молоко (образно) через налогообложение, тарификацию, таможенные сборы. Иногда государство режет нескольких овечек, то есть представители государства осуществляют наезд на зажиточного бизнесмена и потихоньку растаскивает его имущество. Конечно, в реальности эта система выглядит гораздо сложнее, и обложена высокопафосными ярлыками, названиями, госпрограммами и иным антуражем. Правила игры в государстве задаются Конституцией, сводом законов, международными конвенциями. Однако если попытаться упростить суть государства – всё так и есть.
Тем не менее, богатство устойчивость и развитие государства очень сильно зависит от количества и качества овец – то есть нас с вами. Чтобы диагностировать, богатое и развитое ли это государство или оно насквозь коррупционное и нестабильное, надо ответить на такие вопросы:
- · Уважаются ли права и свободы граждан?
- · Существует ли справедливая и независимая судебная система?
- · Уважаются ли в государстве неприкосновенность частной собственности и свобода предпринимательства?
Если на все три вопроса Вы отвечаете «да», поздравляю, вы гражданин богатой, развитой и цивилизованной страны.
Теперь о количестве овец.
10.1. Упростить процедуры организации предпринимательства
В Кыргызстане количество активных и эффективных предпринимателей около 15% от всего населения. Экономически активное население составляет около 3,3 миллиона человек. Страна считается развитой, если в ней около 60% от всего населения заняты в предпринимательской деятельности в качестве инициаторов бизнеса. Однако в Кыргызстане пока не совсем легко вести бизнес.
Многие этатисты самым серьёзным образом считают наше деловое законодательство либеральным. Говорят о том, что в Кыргызстане идеальные условия для ведения бизнеса. Однако это не так. В Кыргызстане около 18 государственных органов местного и республиканского значения проводят проверки предпринимателя. Налоговые отчёты надо подавать каждый месяц. Размер совокупного налогового бремени, если включить прямые и косвенные налоги в среднем имеют размер от 32 до 59% от совокупного дохода предпринимателя. Существует такой обременительный негосударственный, но тем не менее законодательно-обязательный Соцфонд. Регистрация бизнеса занимает до 2-3-х месяцев времени. Сертификация вышла на стоимость до 15 000 сомов (340$). Служба единого окна, реализованная в период от 2005 до 2010 года – фактически не отвечает требованиям, которые ставились перед ней. Очень высок уровень коррупции.
Коррупция засела везде.
В первом примере – это стандартная коррупционная схема, которая есть во взаимодействии налоговых инспекторов с представителями малого и среднего бизнеса. Чего тут удивляться, если 50% (а по некоторым данным и 80%) реального сектора экономики Кыргызстана считается теневой.
Самая вопиющая коррупция присутствует уже свыше 20 лет в таможенных операциях, опять таки в личностном взаимодействии предпринимателя и представителя Таможенной Службы:
Чему удивляться удорожанию импортных товаров, если они действительно включают в свою цену и расходы по перевозке, растаможке, НДС, и расходы по взяткам. А за любое удорожание товара расплачиваемся мы с вами – граждане Кыргызской Республики. В связи с такими обстоятельствами, есть куда меняться.
Надо упростить процедуру регистрации и ведения предпринимательства, снизить налоговое бремя и уменьшить физический, лицом к лицу, контакт госслужащего с предпринимателем. Также надо ввести запрет на проверку коммерческого предприятия разным государственным органам, передав эту почётную обязанность только одной государственной службе при Министерстве финансов. Об этом подробнее в следующем пункте.
10.2. Упростить получение разрешительной документации, чтобы любой человек мог получить лицензию на ведение бизнеса за 1 день, через интернет
Система единой информационной базы для обслуживания населения, так называемое – «Электронное Государство» уже реализована, апробирована и успешна в таких странах, как США, Сингапур, Грузия, Эстония. Самым эффективным электронным государством признана Эстония. Создание электронного государства многократно облегчит в Кыргызстане условия учёта, финансирования и повышения скорости при высоком качестве, - государственных услуг.
В такой системе бизнес можно зарегистрировать за 15 минут. Получить все необходимые свидетельства и документы для начала предпринимательской деятельности – за 1 день. Оплатить налоги через банк раз в полгода, без физического контакта с представителем налоговой службы. Растаможить (осуществить таможенную очистку) товар за 5 минут. Не тратить деньги при этом на канцелярские товары и транспортные перемещения между офисами того или иного государственного органа. Всё делается через интернет, с использованием I-Pad, коммуникатора, компьютера, ноутбука, нетбука – чего только пожелает душа бизнесмена. Экономятся тонны топлива, тонны целлюлозы и чернил. Экономится время. Это позволяет снизить издержки предпринимателя, что позволит ему снизить цены на свой товар, что обрадует нас с вами – потребителей, простых граждан страны. Это снизит государственные расходы на, те же самые, бумагу и бензин. Это позволит перейти предпринимателям на безналичный расчёт через банковские счета, что интенсифицирует развитие финансового и банковского рынков страны. Обслуживание системы вызовет развитие рынка информационных технологий в Кыргызстане, что само по себе станет кузницей кадров в сфере IT. Экономика страны начнёт развиваться. Даже при снижении совокупного налогового бремени для бизнесменов на 15%, собираемость налогов будет расти, и далее будет зависеть от успехов совокупности предпринимателей в экономике Кыргызстана. Регистрация недвижимости, движимого имущества, смерти, свадьбы, развода, рождения, судимости, благонадёжности, кредитной истории – будет доступна всем заинтересованным госорганам. Состояние госбюджета, госзакупок, новинок в законодательстве, любые госуслуги будут доступны всем гражданам Кыргызстана. Соответственно – станет очень сложно воровать на госслужбе. Снизится уровень коррупции. Ну а если кто рискнёт это сделать, акт коррупции зафиксируется в кэшах информационной системы, и докажет вину любого, кто пытался манипулировать этими данными и совершить увод денег из госбюджета. Кыргызстан станет стеклянным – всё будут видеть всех и всё о друг друге знать, соответственно, те кому есть что скрывать – будут у всех на виду, в том числе на виду и у Прокуратуры страны.
10.3. Упростить систему налогового учёта и отчётности, ввести единую электронную систему принятия отчётности и налоговых сборов
Для того, чтобы предприниматели охотно платили налоги, налоговое бремя надо снизить до 15%, но и этого не достаточно. Чтобы систем работала хорошо – надо снизить частоту предоставления налоговой отчётности. Вместо того, чтобы предоставлять отчёт ежемесячно, достаточно одного раза в полугодие и через интернет. Для этого необходимо ввести в эксплуатацию такие инструменты, как электронная подпись и электронная печать. Например, в Эстонии, не мудрствуя лукаво, заместо электронной подписи используют уникальный код ID-карты гражданина, который является логином в системе электронного государства, паролем в личные данные, заверением подписи или печати для юридических лиц. И это гораздо надёжнее подписи и печати на бумаге, так как при работающей системе позиционирования носителя ID-карты, всегда можно его найти и привести к ответу, если он использовал Электронное Государство для нарушения закона.
10.4. Создать условия для прихода адресных инвесторов – У Яцзюнь, Клары Ферс, Карлоса Слима
Никакая экономика не может развиваться без участия в ней крупных инвесторов, топ-менеджеров международного уровня, таких как, например – Ладо Гургенидзе. Ладо – призванный Михаилом Саакашвили на службу Родине, имевший до этого опыт работы в Лондоне, за короткий срок развил финансовую систему страны. По словам Президента Грузии: «это самый успешный грузинский бизнесмен, один из самых современных грузинских бизнесменов, который получил западное образование, имеет опыт работы в Англии и США, который смог оживить абсолютно мёртвый грузинский банковский сектор, создать успешную финансовую структуру, первым вынести акции грузинского банка на Лондонскую фондовую биржу». Сейчас этот суперспециалист консультирует банки Испании, Бельгии и ряда Африканских стран, помогая при этом довиться немедленного и признанного успеха финансовых систем этих стран.
Нам тоже – кыргызским гражданам и бизнесменам, надо интегрироваться в мировую финансовую и деловую системы, нам нужно, чтобы на нашей родной бирже, мы через веб-сайты могли продавать акции наших компаний за рубежом и покупать акции иностранных компаний. В этом нам может помочь такой топ-менеджер, как Клара Фёрс.
Собравшись на очередное заседание 24 января 2000 г. , 13 директоров крупнейшей в Европе Лондонской фондовой биржи (LSE) приняли поистине историческое решение. Впервые за всю 224-летнюю историю существования почтенной корпорации ее генеральным директором станет женщина, да к тому же еще и иностранка. Клара Ферс, голландка по паспорту, говорящая на пяти языках. Клара Фёрс участвовала в поднятии на ноги Гонконгской фондовой биржи. Почему бы не использовать её связи и опыт, чтобы проделать это у нас в Кыргызстане?
У нас в Кыргызстане требуется создать максимально удобную и развитую туристическую инфраструктуру. Так почему бы не выделить 100 гектаров земли на южном побережье Иссык-Куля У Яцзюнь?
Китайский девелопер У Яцзюнь вошла в двадцатку самых богатых женщин мира. Между тем китаянка единственная в этом списке, кто сделала свое состояние своими собственными силами.В прошлом году состояние У Яцзюнь оценивалось в 5,5 млрд долларов. Она ничего не унаследовала от богатых родственников, а добилась всего... своим трудолюбием. У Яцзюнь родилась в 1964 году. В 16 лет она поступила в Северо-Западный технический университет, в который конкурс составлял 200 человек на место. В 1993 году У Яцзюнь открыла свою первую компанию, которая позже была переименована в Chongqing Longfor Properties Co Ltd. В 1994 году компания выиграла государственный тендер на застройку кондоминиума в Чункине. Объект пользовался большим успехом. Уже к 2000 году ее компания начала строить виллы и насыпные полуострова. Позже Longfor вышла на рынок недвижимости в крупнейших городах Китая, пишет Forbes.Самая богатая женщина мира работает в кабинете площадью 15 кв. м, за старым письменным столом, при этом считает роскошью держать личного секретаря. По ее словам, «самое омерзительное — наблюдать, как человек растет в списках богатых, не принося пользу человечеству, обществу, своим акционерам и сотрудникам». У Яцзюнь считает, что «100-200 млн — достаточно, больше — это кандалы».
У неё есть 5,5 миллиардов долларов капитала. Почему бы и не привлечь её для строительства туристического города на берегу нашей «горной жемчужины»?
Развитие телекоммуникационных технологий в Кыргызстане – хромает. На рынке существует – единственный монополист – Кыргызтелеком. Свыше 70% его оборудования устарело. Кыргызстелеком зарабатывает огромные деньги на предоставлении каналов связи интернет-провайдерам и сотовым операторам Кыргызстана. Чисто рыночный подход для решения этой проблемы – приватизация Кыргызстелекома с последующим дроблением и расширением количества собственников. Кто может справиться с этой задачей лучше всех? Ну, например – г-н Карлос Слим.
Ка́рлос Слим Элу́ (Ка́рлос Слим, исп. Carlos Slim Helú, 28 января 1940, Мехико) — мексиканский бизнесмен арабского происхождения, сын эмигрантов-маронитов из Ливана. По данным «Форбс», на 2010, 2011 годы и 2012 годы является самым богатым человеком в мире. Финансовое состояние основано на коммуникационной индустрии, Teléfonos de México, Altria Group (ранее директор Philip Morris), Telcel и América Móvil. Основным активом предпринимателя является холдинговая компания Grupo Carso, контролирующая ряд крупных мексиканских компаний.
Как заставить их прийти в Кыргызстан? До достаточно просто и сложно одновременно. Для того чтобы такие инвесторы пришли в Кыргызстан нужно создание таких условий:
- Приглашение на переговоры на уровне Президента страны
- Принятие ЖК КР закона о гарантиях выполнения инвестиционного соглашения
- Освобождение от налогов на 5-10 лет
- Благожелательное отношение, как руководителей государства, так и местного населения
- Выделение в собственность недвижимости для ведения деятельности.
10.5. Освободить от налогов адресных инвесторов на 5 лет, с условием вложений в инфраструктуру страны
Согласитесь – задачи интересные. Но тут закричат этатисты и ура-патриоты – «как так можно, отдавать стратегические объекты инвесторам, да ещё и освобождать их от налогов на 10 лет?!». Можно, дорогие этатисты и ура-патриоты, и даже нужно. Потому что создание таких условий даёт следующие преимущества:
- Международный имидж инвестиционно - привлекательного государства;
- Обновление и модернизация сфер экономики, куда приходят инвесторы;
- Создание новых рабочих мест, развитие экономики и благосостояния граждан;
- Получение навыков международного менеджмента, и интеграция в Мировую экономику;
- Получение качественных и недорогих продуктов и услуг, от деятельности такого инвестора.
Адресных инвесторов должно быть немного, но такие инвесторы должны быть и у нас в стране, они должны кататься как сыр в масле. Являясь сами по себе – яркой имиджевой витриной нашей страны для мирового делового сообщества.
10.6. Введение условий концессии по месторождениям полезных ископаемых, при которой государство получает 51% от готовой продукции месторождения
Что касается сферы горнорудной, то тут у нас большие проблемы. Лицензии на месторождения стоят от 300 сомов. Государство выдаёт лицензии и тут же их аннулирует. Чёткой картины будущего нет ни у государства, ни у инвестора, и тем более её нет у населения. Хотя нам есть чему поучиться у Монголии, или у одного из руководителей Правительства Российской Федерации – Сечина Игоря Ивановича. И Монголия, и Сечин – заключая контракты и инвестиционные соглашения на разработку горнорудных месторождений, договариваются о том, что 49% готовой продукции инвестора – уйдёт к нему – инвестору, а 51% обязательно получит государство. Так почему бы на не поучиться у них? Не то Кумтор – компания Центерра Голд, платит нашему государству 23%.
Схема взаимодействия инвесторов в горнорудной промышленности и нашего государства могла бы выглядеть и так:
«Кумтор оперейтинг компани» подвела итоги производственной деятельности в 2011 году. Об этом сообщает отдел по связям со СМИ КОК.
В 2011 году на руднике «Кумтор» произведено 583 тысячи 156 унций (1 тройская унция = 31,10348 грамма), или 18,1 тонны золота. Объем реализованного драгоценного металла составил 599 тысяч 494 унции, или 18,6 тонны золота.
Объем горных работ по сравнению с показателями 2010 года увеличился на 29 процентов, а объем добытой руды вырос на 4 процента. В среднем за 12 месяцев содержание золота в руде, подаваемой на золотоизвлекательную фабрику, составило 3,79 грамма на тонну, а извлечение золота достигло 80,8 процента.
Общие капитальные затраты по итогам года составили $180,7 миллиона, а затраты на геологоразведку - $12,7 миллиона. Налоговые и другие обязательные платежи превысили $173,7 миллиона, что составило более 8 миллиардов сомов.
Стоимость одной тройской унции на сегодня – 1665$. Давайте посмотрим что произошло. Если продать 583 тысячи 156 унций на Лондонской бирже, это составит сумму в 970,9 млн. долларов США. 173,7 млн. $ ушли на уплату налогов. То есть, наше государство получило долларов США как итог реализации готовой продукции в – 17,8 %.
Выгляди крайне не логично, не правда ли?
Кумтор заработал – 603 млн. $. Если бы наше Правительство ввело схему 49/51, то Кумтор честно заработал бы 475,7 млн. $, а Кыргызское Государство – 495,1 млн. $ за 2011 год. То есть – 10% от ВНП или почти 25% от Государственного Бюджета на 2011 год.
Но пока общественности никаких исчерпывающих комментариев по данному положению дел, никто так и не дал.
Итак, вывод: Чтобы жизнь в нашей горячо любимой Родине – в Кыргызской Республике, стала богаче и лучше – в государственной политике нашей страны надо объявить национальным интересом развитие и успешность бизнесменов нашей страны, и создать все необходимые условия для их процветания и преумножения их числа. Проще говоря – мы с вами – граждане Кыргызской Республики, должны стать бизнесменами и получать кайф, полное удовлетворение от нашей деятельности, от нашего бизнеса. Что возможно лишь в такой стране, где бизнесменов обожают, любят и заботятся о них.
Искендер Шаршеев
Бизнес-аналитик
Комментарии
Отправить комментарий