К основному контенту

Тезис 7. Изменить принципы составления Бюджета КР

Автор Искендер Шаршеев, написано 29 февраля 2012 г. в 21:12 ·
Давно пришла пора выяснить для себя – для граждан, что такое мега пирог Кыргызстана, денежный кран, жертва денежного пылесоса, вожделенная мечта коррупционеров всех мастей – Государственный Бюджет Кыргызской Республики. 

В самом демократичном информационном ресурсе сети – Википедии говорится: Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Проще говоря – это огромный и сложный государственный кошелёк, - то самое сборище денег, которые снимают с нас – граждан. В тезисе 6 про сокращение налогов автор уже указывал сколько и каких налогов мы – граждане, отдаём государству. Если вы обычный гражданин, госслоужащий или сотрудник предприятия, вы отдаёте фактически по 1200 сом каждый месяц в Госбюджет, и примерно 1500 сом в год за недвижимость, за транспорт. А если посчитать НДС, который включают в стоимость товаров и услуг для вас, если вы тратите в месяц на их покупку свыше 6000 сом, то можно смело утверждать, что вы отдаёте НДС путём приобретения в розницу товаров в год примерно на сумму – 8 640 сом в копилку Госбюджета. 

А если вы  - бизнесмен, то вы отдаёте свыше 59% (если у вас не имеется двойной бухгалтерии, если она есть – от 20 до 32%) от всего вашего общего дохода.

Из предыдущих публикаций автора мы с вами можем увидеть, что куда не приди с анализом, каждое министерство или ведомство не может рассказать подробно, куда делось до 25% от выделенного государством бюджетных денег в течение года. 

Так давайте же посмотрим, как формируется Государственный Бюджет Кыргызской Республики по данным 2010 года, и на что он тратится?

В ресурсную часть государственного бюджета за 2010 год всего поступило 78 227,3 млн. сомов. 37 493,9 млн. сомов – это внешние ресурсы, гранты, вливания, кредиты и так далее. А настоящая доходная часть нашего Государственного Бюджета за 2010-й год составила цифру – 40 733,4 млн. сом, это – наши активы. Давайте договоримся заранее о том, что в данной статье слово «активы» - означает всё, что приносит нам – нашему государству, деньги. А слово «пассивы»  - это всё то, что высасывает из нашего Государственного Бюджета те же самые деньги. Иногда мы будем сокращать их в формулах, как «А» и «П» соответственно. В этом плане любой кредит, внешний займ с обязательствами по выплатам процентов, мы будем рассматривать исключительно как пассив. Потомучто эти деньги  надо отдавать да ещё и с процентами. Вот как будет выглядеть наш мегапирог без учёта вливаний от международных грантов, помощи кредитов и прочих заёмных средств: 
То есть Государство в 2010-м году чистыми заработало – 40,7334 миллиарда сом.

А теперь нам необходимо будет рассмотреть ещё две важные для нас вещи: во-первых – куда тратятся нас - налогоплательщиков, деньги и во-вторых – сколько денег идут на обслуживание государственных долгов. Вот примерно на что потратили наши деньги госчиновники в 2010-м году: 
То есть потратили на Госаппарат 55,8211 млрд. сомов, а на оплату внешних займов – 1,0735 млрд. сом включительно. Итого, при ВВП равном 212 млрд. сом, расходы на работу государственных чиновников затрачено – почти 27% от ВВП, от всего того, что наша страна вообще произвела. 

А какова была структура расходов на все государственные дела с учётом специальных счетов, средств, грантов и прочей помощи международного сообщества, а также с учётом кабальных кредитов, внешних займов? 
Итого потрачено 60,4465 млрд. сом. То есть наше государство тратит почти 29% от того, что мы с вами – кыргызстанцы, вообще производим в течение года, непосильным трудом, недосыпанием, и лишениями. Тогда как идеал, к которому государственные лидеры должны стремиться это – обеспечение государственных расходов на сумму в 15% от ВВП. А нам с вами на жизнь остаётся 71% ВВП. Грубо и усреднено это – 27 555 сом на человека в год, или 2296 сом в месяц на 1 человека. Естественно, около 11% кыргызстанцев – имеют заработок свыше 5 000 долларов США в год, как правило, это – бизнесмены, за что им честь и хвала, и коррупционеры, за что им позор и хула. Остальные 89% кыргызстанцев имеют в среднем доход от 15 до 2 тысяч сом в месяц, и как-то выживают. 

А теперь элементарная арифметика по 2010-му году.

Гранты, кредиты и доходы от налогов равно – 78,2273 млрд. сомов;Чистый доход Госбюджета равно - 40,7334 миллиарда сомов;Общее расходование бюджета + не описанные в отчёт Минфина расходы, равно – 88,9 млрд. сомов.

 Вариант первый, как нам показывает правительство:

78,2273 – 88,9 = 10,7 млрд. сом.

 «По данным Минфина: Государственный бюджет в 2010 году исполнен с дефицитом в сумме 10 768,0  млн. сомов при плановом показателе дефицита 15 312,9 млн. сомов».

 Вариант второй, как видят экономисты прагматики:

40,73 – 88,9 = - 48,2 миллиарда сомов.

 «Почему!», вскричат этатисты (сторонники государствнного подхода к делам), «ведь доходная часть бюджета равна 78,2273 млрд. сомов!». На что прагматики-либертарианцы спокойно ответят – из этих 78,2 миллиардов сомов, только 40,7 миллиардов являются автивами, то есть чистыми доходами. А остальные 37,4 миллиарда сомов – это гранты и кредиты, - пассивы. То есть те деньги, которые в будущем придётся отдавать, да ещё и с процентами, да ещё и пенями, да ещё и нашим детям и внукам. А увеличение в бюджете части займов и внешних кредитов – это кабала, постепенно можно превратиться в современную Грецию, где каждый гражданин уже должен миллиарды евро Евросоюзу, без надежды реально их выплатить, и без возможности в ближайшем будущем не зависеть от финансистов Евросоюза.

  Мы живём не по средствам. Наш реальный дефицит Государственного Бюджета перекочевал в 2011-й а потом и в 2012-й годы в размере 48,2 миллиардов сомов. А Правительство, похоже, нам привирает не по детски…

А как надо жить? Как надо формировать бюджет? Есть ли какая либо идеальная картина организации государственных финансов таким образом, чтобы построить действительно сильную и финансово независимую страну? Да есть.

7.1. Исключить из бюджета финансирование пассивов

Самое первое правило для любой семьи – жить по средствам. То есть тратить меньше, чем зарабатывает семья. То есть затягивать пояс потуже, если вдруг денег мало, и развязывать пояс, как только денег становится много, но не настолько, чтобы расходы, опять-таки, превысили доходы. Этот подход справедлив к одному человеку, к семье, к любому бизнесу и уж тем более – государству. Это чистейшая логика. Этот подход родом из Вавилона, ему больше 5 000 лет. Этот подход позволил стать богатой страной Америке, до того как открыли нефть. Этот подход делает богатыми и обеспеченными Западноевропейские страны и страны Азиатско-тихоокеанского региона. И только страны бывшего СССР, пожившие 74 года в идеалистической системе командно-плановой экономики, никак не могут отойти от этого принципа. В том числе и наше многострадальное Кыргызское Государство.

В этой связи тревожит стремление высшего руководства нашей страны изыскать внешние кредиты и гранты и начать инвестировать в «национальные проекты». Декларируются стремления построить фабрики и заводы, Камбаратинские ГЭС, и прочие в принципе хорошие вещи, требующие такого финансирования, которого наш полуторомиллиардный, если брать в долларах, бюджет, выдержит если только превысит самого себя в 5 раз. 

Сначала надо навести порядок в существующих финансах, снизить долговое ярмо по международным кредитам и прочим займам, и самое главное – увеличить число свободных бизнесменов, налоги и платежи с которых и должны составить основной доход Государственного Бюджета Кыргызской Республики.

Для того, чтобы навести порядок в Госбюджете надо сначала отойти от старых принципов его формирования. Старые принципы выглядят так:

1. Ведомство или министерство получает задание от руководства страны (хотелку);

2. Эксперты ведомства или министерства (у нас в Кыргызстане они зачастую не имеют опыта ведения частного бизнеса и тем более не имеют иностранного бизнес-образования) берут расходы министерства или ведомства за прошлый год, добавляют новые расходы, исходя из поставленной задачи, и подготавливают свой бюджет на будущий год;

3. Глава министерства или ведомства берёт этот бюджет и относит его в Минэкономразвития КР, где документ анализируется, и некоторые статьи финансирования (по старой советской традиции) урезаются. Собираются проекты бюджетов от всех министерств и ведомств, затем предоставляются на утверждение Премьер-министру;

4. Премьер-министр выносит данный проект уже обсуждение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, и там, депутаты (которые также не все имеют ни экономическое, ни бизнес-образование, и зачастую являются чистой воды популистами) обсуждают проект Государственного Бюджета на будущий год и принимают его;

 5. После этого Правительство начинает подгонять текущие цифры (бывает так, что некоторые цифры рисуются, подтасовываются, часть денег уводятся в карманы) под принятый проект Госбюджета в течение года, параллельно подготавливая проект Госбюджета на последующий год. 

Эти принципы – порочны. Эти принципы далеки от реалий. Эти принципы – залог растянутой во времени неудачи и провала государственной финансовой политики.

 Либертарианцами Кыргызстана, такими как Азис Иса, Мирсулжан Намазалиев, Азамат Аттокуров, Азамат Акелеев, Ваш покорный слуга и т.д., предлагаются совершенно иные принципы формирования Государственного Бюджета. Вот они:

 1. А > П, что расшифровывается как – активы всегда должны превышать пассивы. Или проще говоря – чистые доходы государства должны всегда превышать совокупные расходы государства;

 2. Содержание Государственного Аппарата не должно превышать 15% от ВВП, а превышение должно автоматически вызывать уголовную ответственность к членам Правительства Кыргызской Республики. Для 2010 года это означает, что всего на государственные расходы должно было уйти – 31,8 миллиардов сомов, а не 40,7 млрд. сом;

 3. Национальные проекты Кыргызской Республики должны финансироваться исключительно за счёт привлечения институциональных инвесторов, внутренних частных инвесторов или за счёт излишков от государственных доходов;

4. Государство должно стремиться систематично и как можно скорее избавиться от долгового ярма – от обязательств по международным кредитам и займам, и впредь не допускать применение долговых инструментов в организации государственных финансов;

5. Государство должно обязательно финансировать расходы по вопросам безопасности, международной торговли и внешней политики, отдавая остальные вопросы на плечи частного сектора, то есть в аутсорсинг. Беспощадно сокращая те структуры, которые попытаются создать заматерелые бюрократы согласно закону Сирила Паркинсона.

Следуя этим принципам, вот как должно выглядеть распределение мега пирога – Государственного Бюджета Кыргызстана в ближайшее пятилетие: 
 По такому пути пошли похожие на Кыргызстан страны – Сингапур, Малайзия, Швейцария, Грузия, Эстония. Эти страны похожи на наш Кыргызстан размером населения – около 5 млн. человек, размером ВВП – около 1,5 млрд. $, и стартовыми условиями – каковыми является наличие упадочной аграрной экономики и пережиток родоплеменного кланового феодального строя, отсутствие индустрии и социалистическое прошлое. Кстати – наше социалистическое прошлое пока является нашим суровым настоящим.

Зачем нам сохранять груз социалистической экономики на своих плечах? Зачем нам кредиты и займы? Зачем нам зависимость от других стран? Мы и сами можем поставить сильную экономику. Нам надо принять те принципы, которые отлично сработали в упомянутых странах, которые могут научить нас действительно хорошим и полезным вещам. Нам надо следовать этим либертарианским принципам, в первое время может будет сложно, но потом плоды будут того стоить. Мы можем из года в год увеличивать Государственный Бюджет и обеспечить рост и развитие нашей Кыргызкой экономики, а вот об этом подробнее поговорим в следующем пункте.

7.2. Усилить при формировании Бюджета вложения в активы, каковыми являются субъекты предпринимательства, с которых собираются налоги

 Наше государство должно быть строго ориентировано получать доходы только от налогов и сборов от субъектов предпринимательства, бизнеса.Сегодня в Кыргызстане около 500 тысяч субъектов предпринимательства, которые формируют почти 40% Государственного Бюджета страны. Экономически активное население Кыргызстана составляют почти из 3,8 млн. человек. Эффективные предприятия в Кыргызстане составляют количество не более 30 тысяч.

 В целом обычно на каждые 100 недавно созданных предприятий, только 30 имеют доход, превышающий расходы в течение года.В среднем, если разделить количество экономически эффективных предприятий на 40 млрд. сом, получается – каждое предприятие приносит по 1,3 млн. сомов налогов в год. А если предположить, что все 500 тысяч предприятий исправно платят налоги, то каждое из них в среднем должно приносить по 80 тысяч сомов налогов в год.

Что из этого следует? Из этого следует, что если относительно к 2010 году, когда государственные расходы составили свыше 88 миллиардов сомов, нужно было 1,1 миллионов статистических субъектов предпринимательства в Кыргызстане, вместо имеющихся 500 тысяч, или 66 тысяч экономически эффективных предприятий. То есть, проще говоря, каждый 5-й кыргызстанец должен стать бизнесменом, а каждый 84-й кыргызстанец должен стать максимально эффективным бизнесменом, ещё не олигархом, но уже не продавцом гамбургеров.

На 2012-й год Правительство Кыргызской Республики планирует устроить расходы на сумму 95, 3806 млрд. сомов, то есть 29,9% к ВВП. Если следовать либертарианским принципам, то тогда наше Правительство обязано создать такие условия, чтобы в Кыргызстане стало:
• Непосредственных субъектов предпринимательства – 1,2 миллиона человек или каждый четвёртый кыргызстанец;
• Эффективных субъектов предпринимательства – 71,5 тысяч человек, или каждый 77-й кыргызстанец.

Этатисты могут припомнить автору Тезис 6-й, где говорится о том, что размер налогового бремени надо установить на уровне 15%. Ну что же, тогда задача усложняется. Правительству Кыргызстана надо будет увеличить вышеупомянутое количество субъектов предпринимательства в 2 раза. Теперь уже каждый третий кыргызстанец должен стать предпринимателем.

То есть Кыргызстану нужно 3,6 миллионов учредителей новых бизнесов и примерно 170 тысяч из них – эффективных и крепких бизнесменов. Вот вам и количественно-качественные показатели эффективности работы Правительства Кыргызской Республики.

А может ли это сделать то наше Правительство, которое сегодня увеличивает количество государственных расходов, увеличивает госаппарат, и декларирует окупаемые десятилетиями индустриальные национальные проекты?

 Чтобы увеличить количество бизнесменов нужно сделать то же самое, что сделали в Сингапуре, Эстонии и как самый свежий пример – в Грузии:
1. Крепкая и независимая судебная система;
2. Защита частной собственности на уровне фанатизма;
3. Сокращение бюрократических препон, сокращение 25 тысяч государственных услуг до 300 (а в идеале и до одной);
4. Свободное небо;
5. Свободный рынок;
6. Отсутствие блокирующих препон при таможенной очистке;
7. Ориентация на внутренних и внешних адресных инвесторов;
8. Очистка законодательства от блокирующих предпринимательскую деятельность и противоречащих друг другу нормативов и актов;
9. Усиление института контракта;
10. Тотальная приватизация и аутсорсинг в управлении государственной собственностью до минимума, как говорил Каха Автандилович Бендукидхе «Продать всё кроме совести»;
11. Переход от концепции карательно-надзорного государства в государство ориентированное на сервис для граждан;
12. Тотальная информатизация государственных услуг;
13. Уничтожение института нотариального заверения, при его замене институтом электронной подписи;
14. Узаконение продажи земли в частную собственность и удаление препон в строительном законодательстве;
15. Борьба с коррупцией начиная с уровня Президента страны;
16. +n…  в духе Илларионова, в духе Фридриха Фон-Хайека.

При этом идеальна картина доходов Государственного Бюджета, к которой должно стремиться любое Правительство Кыргызской Республики должно выглядеть так:
 Иначе говоря – профицит прошлого года в Государственном Бюджете – это годовая рентабельность деятельности правительства страны. В среднем по Миру она колеблется от 5 до 12%, если исключить доходы от «нефтяного шприца», некоторых стран, которым повезло с географией и ресурсами. 

Напоследок хотелось бы завершить данную статью размышлениями о будущем, о сроках в которые Кыргызстан может избавиться от долгового ярма. 

При сегодняшнем бюджете в 1,5 миллиарда долларов США, Кыргызстан имеет внешний долг в размере 3 млрд. $. А выплачивает ежегодно около 1 млрд. сом. Это около 21,2 миллиона $. Чтобы отдать основную сумму внешнего долга в 3 млрд. долларов США, при таком маленьком размере платежей, Кыргызстану потребуется – 141 год.

Фактически за 10 месяцев 2011 года направлено на обслуживание внешнего долга – 3,23 млрд. сом, из них: по основной сумме – 1,52 млрд. сом и по процентам – 1,7 млрд. сом. Что означает, что годовой процент на основную сумму внешнего долга Кыргызстана равен 1,2 %.

Это означает, что за 141 год Кыргызстан выплатит – 170% от той суммы, что он должен сегодня. А это равно 5,1 миллиардов долларов согласно сегодняшнему курсу. А вместе с основной суммой, это – 8,1 миллиардов долларов США.

Если провести корректировку по инфляционным процессам и предположить, что 141 год динамика развития экономики Мира останется в таком же режиме, то через 141 год мы выплатим по внешним кредитам – 11 миллиардов долларов США.

Весь 141 год, мы будем зависимы от милости международных финансовых институтов. Оно нам надо?

 Каждый новый кредит на 1 миллион долларов США, полученный нашим Правительством добавляет к сроку долговой кабалы в среднем до 0,8 месяца. О чём думает правительство, когда берёт внешний займ?

Если же добиться тех показателей, которые предлагают либертарианцы, увеличить доход Госбюджет за счёт увеличения числа субъектов предпринимательства, и направлять в ближайшие годы 40% доходов Государственного Бюджета, при его размере в 90 млрд. сом, то срок погашения внешнего долга Кыргызстана сократится по основной сумме на 4 года.

С учётом выплаты процентов срок полного возврата внешнего долга Кыргызстана составит 6 лет. При хозяйственном и умном подходе, подъём экономики Кыргызстана и начало его расцвета без долгового ярма, можно приурочить к 2018 году.

Искендер Шаршеев
Бизнес-аналитик

Источники:
  • Минэкономразвития КР
  • Минфин КР
  • НБКР
  • Госфиннадзор КР
  • CAFMI
  • БДК

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Анклавы и эксклавы

Либертарианство – это система убеждений, которая лучше всего защищает права простого человека, нежели коммунизм или социализм, которые прямо требует защиты интересов партийных боссов. Так когда-то некие партийные боссы двух социалистических республик подарили друг другу участки земли, как бы вроде курорта или дачи. Но во время развала Союза, эти две республики как-то не решились вернуть друг другу земли. И получились анклавы – Сох, Шахимардан, таджикский Ворух, и на территории РУз – Барак. А нам теперь расхлебывать наследие советской номенклатуры. Сегодня ни один наш правитель, ни один наш парламент не смеют поднимать вопрос окончательной делимитации и демаркации границ, а также вопрос о ликвидации анклавов. Армия РУз – имеет свыше одного миллиона регулярных войск и свыше 700 тысяч резервистов. Хотя боеспособность армии еще не апробирована всерьез, но на блицкриг и мини-геноцид соседей Кыргызстана и Узбекистана хватит. В Кыргызской республике, есть около 600 самых боеспособны...

Falls and Rises: How Gold Prices Changed in Kyrgyzstan in June and Since the Beginning of 2025

14:00, July 10, 2025, Bishkek – 24.kg, Nargiza TOKOEVA Recently, global gold prices have been rising at an unusually rapid pace, repeatedly hitting record highs. The market has now somewhat stabilized. The surge in demand for the precious metal has been driven by several powerful factors: Aggressive purchases by central banks (especially BRICS countries) aiming to reduce dependence on the US dollar; Global geopolitical and trade tensions (tariff wars, sanctions, and regional conflicts); Weakening of the US dollar. All of these factors have made gold more attractive as a safe-haven asset. According to the London market, the most recent record was set on April 22, 2025, when the price of one troy ounce reached $3,434 on the London exchange. However, Kyrgyzstan recorded its highest local gold price on June 16, 2025. On April 23 — the day global gold prices hit a historical high — the National Bank of Kyrgyzstan set the price at 305,507.5 soms per ounce. But on June 16, the ...

Expert: Kyrgyzstan’s GDP Should Reach $50 Billion

Tuesday, December 31, 2024, 14:31 What was 2024 like for the republic’s economy? Economist Iskender Sharsheev, speaking with Vesti.kg , believes Kyrgyzstan’s GDP ought to be around $50 billion. Reviewing the past year’s performance, he noted: “The current year, 2024, has been an upswing for Kyrgyzstan’s economy. The government’s announced achievements have been justified: our state budget is now one trillion soms, and our GDP, for the first time in history, has reached $14 billion. I hope this upward trend continues every year. For a country like ours, a more appropriate level of GDP would be around $50 billion, with a per capita GDP of $5,000–$7,000. Currently, it stands at about $2,000—up from $1,260–$1,300 previously.” Sharsheev added that the Cabinet of Ministers has continued indexing salaries and social benefits: “Military salaries have gone up, with some officers now earning around $1,000, which is significant. Pensions have increased as well, and there are new benefits ...