К основному контенту

Тезис 4. Сократить таможенную службу

Автор Искендер Шаршеев, написано 25 ноября 2011 г. в 16:35 ·
4.1. Ввести принципы Carnet TIR
В Кыргызстане есть система, которая ему, как стране хартленда по Хэлфорду Дж. Маккиндеру (1) не нужна абсолютно. Потому-что у Кыргызстана нет выхода к морю. И чтобы получить возможность реактивного развития экономики, Кыргызстан должен стать транзитной и сервисной страной, открытой для туристического и товарного потока. Система сдерживания транзитного потока через Кыргызстан называется таможней.
В 1998 году в Кыргызстане был расхожий анекдот, двое таможенников стоят на посту, на мосту им. Дунларова и советуются о том, чтобы подарить их другу:
– «Слушай, может Мерседес ему 600тый?»,
- «не-ет, стыдно наверное, у него уже есть!»
- «тогда может виллу ему двухэтажную?»
- «не-ет, у него уже есть трёхэтажная, банально!»
- «может дать ему наш пост на 2 часа?»
- «НЕ-Е-ЕТ ЖИРНО ЕМУ БУДЕТ!»…
Анкедот, как и язык арго, может дать понимание об общественном явлении. Данный же анкедот даёт понимание о системе коррупции, которая имела самый пышный расцвет в период с 1997 по 2000 годы. Сейчас, судя по стиханию народного творчества на тему таможни, коррупция там определённо снизилась.
Хотя контент-анализ отчётов таможенной службы заставляет задуматься. Государственная таможенная служба – ГТС, даёт такой отчёт: На декабрь 2010 года прогноз поступления таможенных платежей в республиканский бюджет установлен в размере 1 425,1 млн. сом, фактически обеспечено поступление в сумме порядка 1 841,2 млн. сом, что составляет 129,2% к прогнозным показателям. В сравнении с аналогичным периодом 2009 года поступление увеличилось на 403,7 млн. сом или темп роста составил 128,1%. То есть от таможни поступило порядка 1,8 млрд. сом, или 39 млн. $.
Теперь посмотрим отчёт ГТС по импорт-экспортным операциям (2):
То есть получается, что ГТС от импорт-экспортных операций собрала всего 0,02%. В то время как средняя таможенная ставка в Кыргызстане составляет 5,1%. Мы можем суммировать импорт-экспортные операции и вывести из них 5,1%, тогда получается, что сбор от них в среднем должен составлять – 226,6 млн. $.
Если использовать грубую арифметику, то получается, что не хватает в среднем – 187,6 млн. $.
В этом случае, обострённое внимание СМИ к тому, что статистика показывает, что в 2010 году импорт из Китая составил $623,6 млн, в то время как китайская сторона показывает свыше $5 млрд. вполне оправдано (3).
Как всегда, чтобы провести более конкретный анализ первичных данных, не хватает электронной системы учёта таможенных операций и доступа гражданского общества к её отчётам.
Естественно, такая ситуация никуда не годится. Нужно менять принципы работы. Есть предложение как: развить принципы Carnet TIR, в концепции «электронного государства», в целях обеспечения прозрачности таможенных операций и организации более эффективного функционирования ГТС.
Carnet TIR (книжка МДП) — документ таможенного транзита, дающий право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением таможенных процедур. Документ покрывает автомобильные и мультимодальные перевозки грузов (осуществляемые в автофургонах, трейлерах, полутрейлерах и контейнерах) между государствами, признавшими «Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП)» 1959 г. и 1975 г. Все автомобильные транспортные средства должны иметь соответствующие разрешения компетентных органов на их использование. Выдаётся национальным гарантийным объединением (ассоциацией), авторизованной в свою очередь компетентными органами страны. Список национальных ассоциаций - на сайте ЕЭК ООН: http://www.unece.org/tir/system/tir-system-countries.htm
Представляет собой книжку с отрывными листами, отрываемыми при прохождении грузом очередной таможни. Может состоять из максимум 20 отрывных страниц, что позволяет осуществлять перевозку через максимум 10 стран (включая страну отправления и назначения) (4).
Кыргызстан входит в систему Carnet TIR (5).
 4.2. Отменить таможенный контроль на границах
Суть предлагаемых изменений состоит в том, что в Кыргызстане надо создать такую систему, которая больше не будет требовать от предпринимателей, везущих в Кыргызстан осуществления таможенного досмотра на границах. Вместо этого таможенный досмотр груза будет осуществлять организация или ассоциация Carnet TIR в стране отправки груза. При этом владелец груза получает книжку МДП, получает электронный сертификат, подтверждающий произведённую проверку груза. Потом через интернет он отправляет электронный пакет документов и сертификат на сайт ГТС, имеющий опцию web-расширения и оплачивает таможенный сбор электронным платежом, получая взамен по защищённому VPN-каналу электронный файл со специальным штрих-кодом. Доезжая до границы Кыргызстана, владелец груза, либо логистическая компания, перевозящая груз, предъявляет пограничной службе Кыргызстана лист со штрих-кодом и книжку МДП. Пограничная служба Кыргызстана проводит штрих-код через сканер POS-терминала. Если горит зеленый свет, груз без проверки пропускают на территорию Кыргызстана, отрывая талон из книжки МДП.
Если таким образом в Кыргызстан провезут наркотики, оружие, или даже вооружённые бандформирования, то это будет на конкретной и адресной совести организации или ассоциации Carnet TIR в стране отправки груза. Появится конкретная адресная ответственность, а следовательно и юридическая. Естественно ни одна из ассоциацийCarnet TIR не пожелает отвечать за последствия такого форс-мажора, и поэтому будет аккуратно и щепетильно относиться к вопросу о проверке благонадёжности грузоотправителя. А в случае малейших сомнений, просто не станет оформлять грузоперевозку.
4.3. Объявить Кыргызстан свободной транзитной зоной
Кыргызстан расположен в самом центре Евразии. Можно сказать, что Кыргызстан это – пуп Евразии. Если бы это утверждение не было справедливым, то как иначе было бы объяснить интересы США и России к этому маленькому клочку суши, площадью в 198 500 км², что сама по себе 86-я в мире территория из свыше чем 190 государств. Кыргызстан граничит с Таджикистаном, Узбекистаном, Китаем и Казахстаном. Само расположение его на границах четырёх государств говорит в пользу превращения страны в транзитный центр. Это возможно именно в той форме, которая описана в пункте 4.2. Тезиса 4.
В случае внедрения описанной выше реформы Государственной таможенной службы и принципов таможенного досмотра Carnet TIR, транзитная емкость контрольно-пропускных пунктов, увеличится на 70%. Вести торговые операции через Кыргызстан станет чрезвычайно выгодно для бизнесменов четырёх приграничных стран. Усилится туристический и импорт-экспортный товарный поток на 60%. Динамика развития экономики Кыргызстана увеличится на 9%. Позиция Кыргызстана в рейтинге Всемирного Банка Doing Business может переместиться, по предварительным прогнозам на 27 пунктов вверх.
Общая динамика развития экономики в последующих годах после внедрения такой системы вырастет до 14%. Прогнозы даны на основе сравнительного анализа таможенных систем по странам, проведённым Шаршеевым И., также на основе опыта работы системы Carnet TIR в Евросоюзе.
Самое важное достижение, которое может быть при внедрении данной реформы, это – снижение уровня коррупции, в результате мгновенного электронного учёта таможенных операций через интернет. На  сайте ГТС, которую можно будет позже, как в Грузии, включить в состав Пограничной службы или МВД, любой грузоотправитель может видеть свою совершённую таможенную операцию. Там же будет в единой информационной базе отмечаться момент прохождения груза через границу, с указанием точного времени и даты. Счётная палата КР, Госказначейство, Правительство, Жогорку Кенеш могут в режиме онлайн получать данные о состоянии и динамике таможенных операций. Защищённая VPN-сеть, без права доступа на воздействие, может быть предоставлена и представителям гражданского общества, что позволит предоставить возможность бизнес-аналитикам делать более обоснованные выводы. В свою очередь доверие бизнес-сообщества к таможенному имиджу Кыргызстана возрастет, и в реальный сектор страны потекут инвестиции, как внутренние, так и иностранные. А следствием будет – рост благосостояния всех граждан любимого нами Кыргызстана.
Искендер Шаршеев  

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Анклавы и эксклавы

Либертарианство – это система убеждений, которая лучше всего защищает права простого человека, нежели коммунизм или социализм, которые прямо требует защиты интересов партийных боссов. Так когда-то некие партийные боссы двух социалистических республик подарили друг другу участки земли, как бы вроде курорта или дачи. Но во время развала Союза, эти две республики как-то не решились вернуть друг другу земли. И получились анклавы – Сох, Шахимардан, таджикский Ворух, и на территории РУз – Барак. А нам теперь расхлебывать наследие советской номенклатуры. Сегодня ни один наш правитель, ни один наш парламент не смеют поднимать вопрос окончательной делимитации и демаркации границ, а также вопрос о ликвидации анклавов. Армия РУз – имеет свыше одного миллиона регулярных войск и свыше 700 тысяч резервистов. Хотя боеспособность армии еще не апробирована всерьез, но на блицкриг и мини-геноцид соседей Кыргызстана и Узбекистана хватит. В Кыргызской республике, есть около 600 самых боеспособны...

Falls and Rises: How Gold Prices Changed in Kyrgyzstan in June and Since the Beginning of 2025

14:00, July 10, 2025, Bishkek – 24.kg, Nargiza TOKOEVA Recently, global gold prices have been rising at an unusually rapid pace, repeatedly hitting record highs. The market has now somewhat stabilized. The surge in demand for the precious metal has been driven by several powerful factors: Aggressive purchases by central banks (especially BRICS countries) aiming to reduce dependence on the US dollar; Global geopolitical and trade tensions (tariff wars, sanctions, and regional conflicts); Weakening of the US dollar. All of these factors have made gold more attractive as a safe-haven asset. According to the London market, the most recent record was set on April 22, 2025, when the price of one troy ounce reached $3,434 on the London exchange. However, Kyrgyzstan recorded its highest local gold price on June 16, 2025. On April 23 — the day global gold prices hit a historical high — the National Bank of Kyrgyzstan set the price at 305,507.5 soms per ounce. But on June 16, the ...

Expert: Kyrgyzstan’s GDP Should Reach $50 Billion

Tuesday, December 31, 2024, 14:31 What was 2024 like for the republic’s economy? Economist Iskender Sharsheev, speaking with Vesti.kg , believes Kyrgyzstan’s GDP ought to be around $50 billion. Reviewing the past year’s performance, he noted: “The current year, 2024, has been an upswing for Kyrgyzstan’s economy. The government’s announced achievements have been justified: our state budget is now one trillion soms, and our GDP, for the first time in history, has reached $14 billion. I hope this upward trend continues every year. For a country like ours, a more appropriate level of GDP would be around $50 billion, with a per capita GDP of $5,000–$7,000. Currently, it stands at about $2,000—up from $1,260–$1,300 previously.” Sharsheev added that the Cabinet of Ministers has continued indexing salaries and social benefits: “Military salaries have gone up, with some officers now earning around $1,000, which is significant. Pensions have increased as well, and there are new benefits ...