К основному контенту

Тезис 9. Сократить состав ЖК КР


Тезис 9. Сократить состав ЖК КР

Автор Искендер Шаршеев, написано 16 марта 2012 г. в 15:54 ·
Тезис 9. Сократить состав ЖК КР

Итак, что же такое Парламент Кыргызской Республики?
Во-первых, что же такое Парламент вообще?

Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.
У нас есть свой Парламент – Жогорку Кенеш (кирг. Жогорку Кеңеш, Верховный совет) — законодательный орган (парламент) Кыргызстана.

На сегодняшний день в Кыргызстане, только младенец в роддоме не знает, что такое депутат Жогорку Кенеша. К депутатам относятся по разному. После 2010 года, депутатом стало быть престижнее. Некоторые бизнесмены стремятся в ЖК чтобы защитить свой бизнес. Но многие идут туда, чтобы удовлетворить свои личные амбиции, тем более, по мнению Йохана Энгваля – Парламент это тот вид бизнеса, где можно продавать свой голос за цену от 25 до 60 тысяч долларов США, голосуя или не голосуя за какой либо законопроект.
Стоит ли удивляться, что население Кыргызстана, раболепно ведущее себя в присутствии народного избранника, как правило, хает и материт последними словами за его спиной?
Роль Парламента в обществе важна. Большинство либертарианцев считает, что Парламент должен быть. Парламент должен быть многочисленным. Иначе не образуется та самая система сдержек и противовесов, которая помогает предупреждать коррупцию и обеспечивает политическую конкуренцию, защиту интересов различных социальных групп в обществе. Либертарианцы говорят, что это нормально, когда в парламенте, только 10-15% депутатов активны и деятельны, а о других – ни слуху, ни духу. И тем не менее, у автора есть собственное мнение, что не противоречит принципам либертарианства. Тем более, что автор, согласен с остальными идеологическими собратьями, пока ничего лучше парламента, как законодательного органа, не придумано.
Однако давайте устроим ревизию нашего парламента, посмотрим, что же в нём происходит? Ответим на вопрос, почему автор настаивает на сокращении количества депутатов ЖК КР?

9.1. Сократить количество депутатов до 30

Автор настаивает на сокращении количества депутатов по следующим причинам:
При большом парламенте и слабой экономике, - много депутатов, это плохо, прежде всего для государственных финансов. См. таблицу:
Был проделан анализ расходов на ЖК КР за 5 лет, с 2007 по начало 2012 года. Выясняется, что расходы ЖК КР растут. Хотя не растёт экономика, и не растут зарплаты у рядовых граждан КР, по крайней мере с такой скорость, чтобы не отставать от инфляции и тотального повышения цен. Например, если в 2011 на одного депутата приходилось 6,6 миллионов сомов из Госбюджета, или 142 128,5 долларов США по курсу на март 2012 года, то в 2012-м году депутаты будут тратить 7,4 миллиона сомов в год. То есть примерно – 157 765,9 долларов США.

Такой ужас с астрономическими суммами связан, прежде всего с тем, что как и при СССР наше государство обеспечивает депутату – лечение, жильё, транспорт, техобслуживание, оплату командировочных, полёты в другие страны. Как показывает практика – это чистой воды социализм, вредящий финансам государства, было бы лучше изыскать другие пути финансирования парлмента.

Как предлагал эксперт Азамат Аттокуров, было бы неплохо монетизировать все привилегии депутатов.
Было бы ещё интереснее внедрить систем «оклад + %», чтобы депутаты получали  фиксированный оклад, пусть будет по сегодняшним ценам – 2000 $, как заработную плату, + % к концу года от результатов Госбюджета. То есть если будет профицит бюджета – они получат не маленькие дивиденды из него. А если будет дефицит бюджета – то не получат ничего. Так хоть, у депутатов бы появился стимул – работать в интересах экономики государства ради личного кармана. Сейчас они работают только на личный карман и в ущерб экономике Кыргызстана.

Давайте посмотрим, привело ли увеличение количества депутатов в парламенте к более эффективной их работе и росту экономики?
Вы видите, что расходы на содержание парламента бешено выросли за последние 3 года. А давайте посмотрим на динамику роста ВВП:
Начиная с 2009 года ВВП – то есть результат трудов всех нас – граждан Кыргызской Республики, падал вниз. После 2010 года, с увеличением сила парламентариев до 120, темп роста ВВП упал до 99,5. Восстановление объёма ВВП не обрадовало особо резкими подъёмами ни в 2011-м году, ни в 2012. То есть если судить о эффективности деятельности парламента по росту экономики. Можно сказать, что многочисленный парламент 2010 года роняет экономику вниз.

В частности эксперты перечисляют следующие факторы, возникшие в результате необдуманной деятельности многочисленного парламента:
  • Национализация частных объектов;
  • Введение запретительных мер в некоторых видах бизнеса;
  • Усиление государственного регулирования;
  • Блокирование законодательными актами развития финансового сектора страны;
  • Препятствование созданию крепкой и независимой судебной системы;
  • Увеличение государственных расходов.
Куда катится наша страна?

Ну что вы, конечно же в светлое будущее!

Есть метод решения проблемы с ЖК КР, а именно – сокращение количества депутатов ЖК КР до 30. Пусть это будут супер-профессионалы, ориентированные на развитие экономики страны, а не на её разрушение в угоду личным интересам. Пусть их личные интересы сильно зависят от роста экономики, роста ВВП, увеличения благосостояния граждан страны.

Нам нужно всего лишь 30 меритократов. Тогда, если даже сохранить систему финансирования ЖК КР, до нагрузка на карман налогоплательщиков составит всего – 222,4 млн. сом, или 4,7 млн. долларов США на весь парламент, в течение года. То есть всего – 36%, от средств, затрачиваемых сегодня на обеспечение депутатов.

9.2. Разработать критерии к регистрации кандидатов в депутаты на основе жесткого профессионального отбора, закрыть возможность прихода к власти непрофессионалов в управлении экономикой государства

В сравнении можно разглядеть контуры истины. Для этого нам необходимо сравнить наших депутатов по критериям эффективности с парламентариями других стран. Так давайте сделаем это, используя количественный анализ:
В бизнес-анализе зачастую эффективность менеджера, помимо результативности его работы, измеряется через его способность управлять большим количеством людей. Для нас – бизнес-аналитиков, депутаты – это те же менеджеры государства, которые принимают бизнес-решения при ведении государственных бизнес-дел. Почему автор сравнивает государственное дело с бизнесом? Да потому что государственные решения от решений в частном бизнесе отличаются только масштабами задействованных финансовых и человеческих ресурсов.

Так вот, что даёт нам анализ эффективности наших народных избранников по сравнению с парламентариями Сингапура, США, Китая, России и Грузии:
По факту, 1 парламентарий в США способен представлять интересы свыше полумиллиона граждан США. 1 парламентарий Китая, обслуживает свыше 450 тысяч граждан КНР. Депутат Госдумы РФ обслуживает 317 тысяч граждан. Депутат Сингапура – 58 тысяч, Грузии – 29 тысяч, а Кыргызстана – свыше 46 тысяч граждан.
Что это означает? А значит это буквально следующее:

Наш кыргызский депутат Жогорку Кенеша, хуже американского в 12 раз, раз плохо представляет интересы такого количества граждан, которое у него меньше, чем у американского депутата в 12 раз. Также  наш депутат хуже сингапурского парламентария в 1,2 раза.

Конечно, по количеству депутатов на душу населения грузинский парламент нас обошёл, но если судить по экономическим показателям, там депутаты оправдывают тот хлеб, который они едят.

Какое решение предлагают успешные экономики других стран, с либертарианскими замашками?
Решение есть, и оно такого характера:

Необходимо установить в Кыргызской Республике процедуру проверки кандидата в ЖК КР по 300 критериям, основными принципами которых являются:
  1. Психологическое здоровье;
  2. Правовая грамотность;
  3. Финансовая грамотность;
  4. Знание истории политических систем;
  5. Знание организации мировых экономических систем;
  6. Отсутствие коррупционных эпизодов в послужном списке;
  7. Владение информационными технологиями;
  8. Понимание устройства экономики свободного рынка;
  9. Соответствие общечеловеческим светским нормам нравственности, по характеристике от признанных специалистов-психоаналитиков.
Важным для построения государства, по мнению Ли Куан Ю, является соблюдение принципа меритократии. Меритокра́тия (букв. «власть достойных», от лат. meritus — достойный и др.-греч. κράτος — власть, правление) — принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. Используется преимущественно в двух значениях. Первое значение термина соответствует системе, противоположной аристократии и демократии, в которой руководители назначаются из числа специально опекаемых талантов. Второе, более распространённое, значение предполагает создание начальных условий для объективно одарённых и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции.

И только прошедшие жёсткий меритократический отбор, в прямом эфире под прицелом телекамер, международных наблюдателей и сообщества экспертов, кандидаты – могут быть достойными занимать пост депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Только лучшие из лучших, способны помочь развитию и росту благосостояния и уровня жизни нас – граждан нашей горячо любимой страны.

Искендер Шаршеев
Бизнес-аналитик
Источники:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Анклавы и эксклавы

Либертарианство – это система убеждений, которая лучше всего защищает права простого человека, нежели коммунизм или социализм, которые прямо требует защиты интересов партийных боссов. Так когда-то некие партийные боссы двух социалистических республик подарили друг другу участки земли, как бы вроде курорта или дачи. Но во время развала Союза, эти две республики как-то не решились вернуть друг другу земли. И получились анклавы – Сох, Шахимардан, таджикский Ворух, и на территории РУз – Барак. А нам теперь расхлебывать наследие советской номенклатуры. Сегодня ни один наш правитель, ни один наш парламент не смеют поднимать вопрос окончательной делимитации и демаркации границ, а также вопрос о ликвидации анклавов. Армия РУз – имеет свыше одного миллиона регулярных войск и свыше 700 тысяч резервистов. Хотя боеспособность армии еще не апробирована всерьез, но на блицкриг и мини-геноцид соседей Кыргызстана и Узбекистана хватит. В Кыргызской республике, есть около 600 самых боеспособны...

Falls and Rises: How Gold Prices Changed in Kyrgyzstan in June and Since the Beginning of 2025

14:00, July 10, 2025, Bishkek – 24.kg, Nargiza TOKOEVA Recently, global gold prices have been rising at an unusually rapid pace, repeatedly hitting record highs. The market has now somewhat stabilized. The surge in demand for the precious metal has been driven by several powerful factors: Aggressive purchases by central banks (especially BRICS countries) aiming to reduce dependence on the US dollar; Global geopolitical and trade tensions (tariff wars, sanctions, and regional conflicts); Weakening of the US dollar. All of these factors have made gold more attractive as a safe-haven asset. According to the London market, the most recent record was set on April 22, 2025, when the price of one troy ounce reached $3,434 on the London exchange. However, Kyrgyzstan recorded its highest local gold price on June 16, 2025. On April 23 — the day global gold prices hit a historical high — the National Bank of Kyrgyzstan set the price at 305,507.5 soms per ounce. But on June 16, the ...

Expert: Kyrgyzstan’s GDP Should Reach $50 Billion

Tuesday, December 31, 2024, 14:31 What was 2024 like for the republic’s economy? Economist Iskender Sharsheev, speaking with Vesti.kg , believes Kyrgyzstan’s GDP ought to be around $50 billion. Reviewing the past year’s performance, he noted: “The current year, 2024, has been an upswing for Kyrgyzstan’s economy. The government’s announced achievements have been justified: our state budget is now one trillion soms, and our GDP, for the first time in history, has reached $14 billion. I hope this upward trend continues every year. For a country like ours, a more appropriate level of GDP would be around $50 billion, with a per capita GDP of $5,000–$7,000. Currently, it stands at about $2,000—up from $1,260–$1,300 previously.” Sharsheev added that the Cabinet of Ministers has continued indexing salaries and social benefits: “Military salaries have gone up, with some officers now earning around $1,000, which is significant. Pensions have increased as well, and there are new benefits ...